Найти в Дзене

Русский «Хаммер», который не взлетел: почему странный броневик «Водник» так и не стал массовым

Многие любители военной техники видели футуристичные фото этой машины и думали: «Ну могут же, когда хотят! Наш ответ "Хаммеру"!» Речь идет о ГАЗ-39371 «Водник». Он выглядит мощно, агрессивно и современно. Но если вы спросите реальных бойцов, почему «Водников» почти не видно в армии, вам расскажут совсем другую историю. Почему перспективный проект, который должен был стать «конструктором» для армии, в итоге оказался музейной редкостью? Давайте разберем историю «Водника» без прикрас. На бумаге задумка была просто революционной. Инженеры ГАЗа решили не просто сделать броневик, а создать универсальную модульную платформу.
Представьте: у вас есть одно шасси, на которое, как кубики, можно ставить разные модули. Всего планировалось аж 26 вариантов! Причем менять эти «кубики» можно было прямо в поле. Передняя часть машины (где водитель) и задняя (полезная нагрузка) были раздельными. Звучит как мечта тыловика, но на практике это решение сыграло с машиной злую шутку. Многие уверены, что «Водник»
Оглавление

Многие любители военной техники видели футуристичные фото этой машины и думали: «Ну могут же, когда хотят! Наш ответ "Хаммеру"!» Речь идет о ГАЗ-39371 «Водник». Он выглядит мощно, агрессивно и современно. Но если вы спросите реальных бойцов, почему «Водников» почти не видно в армии, вам расскажут совсем другую историю.

Почему перспективный проект, который должен был стать «конструктором» для армии, в итоге оказался музейной редкостью? Давайте разберем историю «Водника» без прикрас.

Гениальная идея: «Машина-LEGO»

На бумаге задумка была просто революционной. Инженеры ГАЗа решили не просто сделать броневик, а создать универсальную модульную платформу.

Представьте: у вас есть одно шасси, на которое, как кубики, можно ставить разные модули.

  • Нужно перевезти пехоту? Ставим десантный модуль на 8 человек.
  • Нужна огневая мощь? Ставим модуль с пулеметом или даже минометом.
  • Нужно жилье в поле? Ставим хозяйственный модуль.

Всего планировалось аж 26 вариантов! Причем менять эти «кубики» можно было прямо в поле. Передняя часть машины (где водитель) и задняя (полезная нагрузка) были раздельными. Звучит как мечта тыловика, но на практике это решение сыграло с машиной злую шутку.

-2

Миф о водоплавающем

Многие уверены, что «Водник» умеет плавать – название же намекает! Да и прародителем его был советский плавающий проект НАМИ-0281.

Это заблуждение. ГАЗ-39371 воды боится. У него нет ни гребного винта, ни водомета, и он утонет, если глубина превысит 1,2 метра. «Водник» – это сугубо сухопутная «крыса», способная лишь аккуратно перейти реку вброд.

Суровая реальность: испытание Чечней

Самый жесткий экзамен «Водник» сдавал не на полигонах, а в реальных боевых условиях Чечни в начале 2000-х. Партия из 12 машин попала в 42-ю мотострелковую дивизию. И тут вылезли проблемы, о которых конструкторы в уютных кабинетах даже не догадывались.

1. Проблема «глухого телефона»

Машина разделена на изолированные отсеки. Командир и водитель сидят спереди, десант – сзади. Между ними – герметичная перегородка и двигатель.

В бою это катастрофа: если стрелка ранили, командир не может перелезть назад и заменить его. Нужно вылезать наружу, под пули. Связь внутри поддерживать тоже сложно: штатные переговорные устройства работали плохо, потому что внутри стоял адский гул.

2. Почему он так ревет?

У «Водника» не было глушителей в привычном понимании. Выхлоп бил строго вниз, под днище. Звук ударялся об асфальт и возвращался обратно в салон, многократно усиливаясь. Бойцы жаловались, что из-за этого воя и постоянного «жужжания» переднего моста ездить в нем было пыткой.

3. Мечта подрывника

Самый страшный минус – плоское днище. Современные броневики делают с V-образным дном, чтобы рассеивать взрывную волну. У «Водника» дно плоское, как у старого БРДМ-50-х годов.

Если машина наезжала на мину, вся сила удара шла прямо в салон. А форма кузова («кирпич») не способствовала рикошету пуль – в отличие от граненого корпуса того же БТР-80, от которого пули часто отскакивают.

Но был и жирный плюс

Критиковать легко, но было у «Водника» одно преимущество, которое реально спасало жизни – остекление.

На машине впервые применили многослойные бронестекла без всяких стальных решеток и щитков. Выглядело это рискованно – огромные окна как витрина. Военные поначалу смеялись: «До первого обстрела».

Ошибались. Был случай, когда снайперская пуля 7,62 мм с 800 метров влетела в стекло водителя – и застряла. Стекло выдержало. Даже при подрывах на фугасах, когда отрывало колеса и курочило металл, эти стеклопакеты удивительным образом оставались целыми.

-3

Что в итоге?

Несмотря на удачную ходовую часть и комфорт для водителя (по сравнению с БТР), машина «не пошла». Слишком сложная, слишком шумная и сомнительная в плане выживания при подрывах.

Всего выпустили около 250 штук.Почти полсотни ушли в Уругвай (самый неожиданный покупатель), еще 50 спрятали на складах Минобороны. Сегодня встретить «Водник» на дороге – большая удача для фотографа. Он так и остался интересным экспериментом российской «оборонки», который показал, как не надо делать боевые машины.