Найти в Дзене

"По сути, это последний доступный нам на земле акт любви..." Священник Иоанн Бурдин о возможности, умерев, кого-то спасти

Отношение к добровольному посмертному донорству органов может быть одним из маркеров целостности нашей веры и состояния сердца. Готовы ли мы жертвовать ближним хотя бы тем, что нам уже не нужно, что дано нам Богом во временное пользование, взамен чего получим от Него нечто более совершенное? Или хотим "всё своё" в прямом смысле унести с собой в могилу? Чего, в конце концов, в нас больше: милосердия или страха? Очень интересные размышления на эту тему мне попались у Бориса Яремина, зав. отделением донорства органов "Национального медицинского исследовательского центра онкологии имени Н. Н. Блохина". По его словам, жизненно важные органы изымаются только в том случае, если зафиксирована необратимая смерть мозга. Что подтверждается отсутствием спонтанного дыхания и всех рефлексов ствола мозга. Протокол жёсткий, так что случайности практически исключены. Но ещё более его размышления интересны, как свидетельство врача-христианина, который каждый день на живых примерах видит, как людей, спас
Оглавление
Священник Иоанн Бурдин
Священник Иоанн Бурдин

Протокол в больнице жёсткий

Отношение к добровольному посмертному донорству органов может быть одним из маркеров целостности нашей веры и состояния сердца. Готовы ли мы жертвовать ближним хотя бы тем, что нам уже не нужно, что дано нам Богом во временное пользование, взамен чего получим от Него нечто более совершенное? Или хотим "всё своё" в прямом смысле унести с собой в могилу?

Чего, в конце концов, в нас больше: милосердия или страха?

Очень интересные размышления на эту тему мне попались у Бориса Яремина, зав. отделением донорства органов "Национального медицинского исследовательского центра онкологии имени Н. Н. Блохина". По его словам, жизненно важные органы изымаются только в том случае, если зафиксирована необратимая смерть мозга. Что подтверждается отсутствием спонтанного дыхания и всех рефлексов ствола мозга. Протокол жёсткий, так что случайности практически исключены.

Но ещё более его размышления интересны, как свидетельство врача-христианина, который каждый день на живых примерах видит, как людей, спасённых благодаря чьей-то жертве, так и тех, кто погибает из-за чьего-то отказа проявить милосердие после смерти.

"Эффект Николаса"

Интересно, что всплеск посмертного донорства в мире начался после одного яркого случая в 1994 г. Семейная пара из Калифорнии отдыхала в Италии. Во время разбойного нападения был тяжело ранен их семилетний сын, Николас Грин. Два дня он был в коме и родители ещё надеялись, что он выживет. Однако врач зафиксировал смерть мозга. И тогда мать Николаса предложила мужу: пусть органы их сына спасут жизнь каким-то другим людям.

И действительно это решение спасло жизнь пятерым. Ещё двое обрели зрение. Одна из женщин, которая уже смирилась с мыслью, что умрёт, после пересадки вышла замуж и родила ребёнка. Все эти люди живы до сих пор.

Фильм, который сняли по мотивам этой истории, посмотрели 50 миллионов человек в Америке и несколько десятков миллионов в других странах. Решение одной конкретной семейной пары вызвало резкий рост добровольного посмертного донорства во всем мире (возник даже термин "эффект Николаса").

До восьми человеческих жизней может спасти тот христианин, который согласится, чтобы после его смерти его внутренние органы были отданы нуждающимся.

Героем можешь ты не быть, но милосердным быть обязан

Говоря о посмертном донорстве органов, подчёркивают его жертвенность, а значит и добровольность, сравнивая с жертвой Христа, Который добровольно отдаёт нам Свои Тело и Кровь, ради нашего спасения. Однако Борис Яремин считает, что посмертное донорство существенно отличается от самопожертвования. Так, мать Мария Скобцева, Максимилиан Кольбе, Януш Корчак и многие другие христиане, подобные им, приняли реальное страдание и смерть ради других людей. В посмертном же донорстве нет никакого мученичества. Человек отдаёт то, что ему уже не нужно, не испытывая от этого никаких неудобств. Это больше похоже на благотворительное завещание имущества.

Другое дело, что это решение заставляет нас задуматься о нашей неизбежной смерти. Но мы на то и христиане, чтобы жить с верой в победу над смертью и в ожидании обещанного нам Воскресения. Наше отношение к смерти выявляет истинность нашей личной христианской веры ничуть не меньше, чем наша способность быть милосердными. Не каждый из христиан обязан быть героем, но проявлять милосердие, когда у нас есть такая возможность, - это, скорее, наша христианская обязанность.

По сути, это последний доступный нам на земле акт любви. Милосердие, которое ровным счётом нам ничего не стоит. Но, возможно, станет самым живым и действенным проявлением нашей веры.