Найти в Дзене
Журнал «Фотон»

Глобальные социальные противоречия разрешит только социализм — других путей у человечества нет

Капиталистическая система вступила в фазу общего кризиса, масштабы которого обнажают все её фундаментальные и непреодолимые в её рамках противоречия. Обещания всеобщего процветания, которые лились рекой с трибун неолиберальных апологетов в конце прошлого века, сегодня рассыпаются в прах под грузом нарастающего социального неравенства, экономической турбулентности и геополитической напряженности. Иллюзия о том, что капитализм, особенно в своей ультраимпериалистической форме, после 1991 года сумел преодолеть свою варварскую сущность, развеивается как дым. Под тонким слоем кредитного благополучия и потребительского шика проступает старая, знакомая миру картина: антагонистическое противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения его результатов. Это противоречие не было устранено, оно лишь временно маскировалось за счет финансовых инструментов, эксплуатации глобального Юга и распродажи общественных благ. Сегодня, когда эти временные амортизаторы исчерпаны,

Капиталистическая система вступила в фазу общего кризиса, масштабы которого обнажают все её фундаментальные и непреодолимые в её рамках противоречия. Обещания всеобщего процветания, которые лились рекой с трибун неолиберальных апологетов в конце прошлого века, сегодня рассыпаются в прах под грузом нарастающего социального неравенства, экономической турбулентности и геополитической напряженности. Иллюзия о том, что капитализм, особенно в своей ультраимпериалистической форме, после 1991 года сумел преодолеть свою варварскую сущность, развеивается как дым. Под тонким слоем кредитного благополучия и потребительского шика проступает старая, знакомая миру картина: антагонистическое противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения его результатов. Это противоречие не было устранено, оно лишь временно маскировалось за счет финансовых инструментов, эксплуатации глобального Юга и распродажи общественных благ. Сегодня, когда эти временные амортизаторы исчерпаны, система демонстрирует свою истинную природу, и социальные противоречия растут с невиданной силой по всему миру, ставя человечество перед историческим выбором.

Сущность этих противоречий коренится в самой основе капиталистического способа производства. Марксизм как наука раскрывает, что богатство в этой системе не создается в вакууме, оно является оборотной стороной бедности, его прямым порождением и условием существования. Прибавочная стоимость, присваиваемая капиталистом, есть неоплаченный труд рабочего. Таким образом, поляризация общества на узкий класс собственников средств производства и широкий класс наемных работников, лишенных этих средств, не является случайным изъяном или следствием плохого управления. Это системный, имманентный признак капитализма как антагонистической формации. Современные данные о концентрации богатств, когда один процент населения планеты владеет подавляющей частью активов, лишь подтверждают этот закон, доводя его до логического апогея. Диалектика здесь проявляется в том, что развитие производительных сил при капитализме, их усложнение и обобществление в глобальном масштабе, ведет не к смягчению, а к обострению основного классового противоречия.

Неолиберальная модель, установившаяся после краха советского блока, пыталась создать новую мифологию для сглаживания этого антагонизма. Её краеугольным камнем стала экономика всеобщего кредита. Доступ к товарам и услугам, ранее бывшим привилегией элиты, через потребительские займы создавал иллюзию стирания классовых границ. Рабочий с ипотекой и автокредитом внешне стал походить на собственника. Однако эта иллюзия была крайне неустойчивой, так как не отменяла фундаментального отношения: работник по-прежнему был вынужден продавать свою рабочую силу, а его «благополучие» висело на волоске из-за потенциальной потери работы или роста процентных ставок. Кредит стал формой авансированного отчуждения, закабаления будущим трудом, новой, более изощренной формой зависимости. Это временное сглаживание противоречий работало лишь в условиях относительной стабильности и роста, когда финансовые пузыри могли раздуваться, а капитал мог беспрепятственно перемещаться по планете в поисках сверхприбыли.

Эпоха относительной стабильности закончилась. Кризис ультраимпериалистической модели ввергает систему в состояние перманентной турбулентности. Пандемия, разрыв глобальных цепочек, политэкономические конфликты и инфляция обнажили хрупкость неолиберального фасада. Кредитные механизмы дают сбой, и тогда за ширмой потребительского изобилия проступает истинное лицо системы. Повышение цен на базовые продукты питания и энергоносители — это не стихийное бедствие, а закономерный результат спекулятивной логики капитала, стремящегося сохранить норму прибыли любой ценой. Для одних это повод отказаться от качественных продуктов, для других — возможность дополнительного обогащения. Система, основанная на конкуренции и частном интересе, не может решить проблему, порожденную её же собственными фундаментальными принципами. Попытки исправить положение в рамках той же парадигмы — разовые социальные выплаты, жалкие попытки регулировать цены или налогообложение — оказываются каплей в море, ибо не затрагивают корня проблемы: частной собственности на ключевые средства производства и финансовые институты.

В этих условиях научный, марксистский анализ с неумолимой логикой указывает на единственную перспективу, способную разрешить нарастающие противоречия не путем регресса и варварства, а через прогрессивное отрицание отжившего строя. Этой перспективой является социализм. Но важно понимать социализм не как набор лозунгов или утопический идеал, а как конкретный исторический процесс смены производственных отношений. Это переход к системе, где гигантские, обобществленные современным капитализмом производительные силы станут, наконец, подлинно общественной собственностью. Только на этой основе может быть осуществлен переход от анархии рынка и погони за прибылью к планомерной, научной организации экономики для удовлетворения реальных потребностей людей. Плановая экономика при социализме — это не прихоть, а техническая необходимость в эпоху сложных технологических цепочек и глобальных вызовов, будь то изменение климата или развитие искусственного интеллекта.

Таким образом, растущие социальные противоречия — это не признак случайного сбоя, а свидетельство того, что материальные предпосылки для перехода к социализму созрели уже давно. Задача сознательных сил сегодня — не впадать в панику или пессимизм перед лицом кризиса, а вести неустанную работу по разъяснению его классовых корней, по организации и просвещению. Неизбежность социализма вытекает не из моральных пожеланий, а из научного анализа неразрешимых противоречий капиталистического способа производства.

Ответы на ключевые вопросы

  1. Почему социальное неравенство растет, несмотря на технологический прогресс?
    Потому что при капитализме технологический прогресс подчинен цели извлечения максимальной прибыли, а не удовлетворению потребностей общества. Роботизация и цифровизация при капитализме ведут не к освобождению труда, а к росту безработицы, прекариату и усилению власти монополий, концентрирующих технологические достижения.
  2. Чем кризис современного капитализма отличается от предыдущих?
    Нынешний кризис является не циклическим, а системным, затрагивающим основы ультраимпериалистической модели глобального господства. Исчерпаны механизмы, сглаживавшие противоречия в прошлом: финансовая глобализация, неограниченная эксплуатация периферии, кредитное стимулирование спроса. Кризис проявляется одновременно в экономической, географической, социальной и экологической сферах, что свидетельствует о всеобщем тупике данных общественных отношений.
  3. Может ли капитализм реформироваться, чтобы преодолеть эти противоречия?
    Нет, ибо суть противоречия — между общественным производством и частным присвоением — неустранима в рамках системы, основанной на частной собственности на средства производства. Любые реформы (налоги, регулирование) носят паллиативный характер, откатываются под давлением капитала в погоне за прибылью и не могут остановить тенденцию к концентрации богатства и обострению классовой борьбы.
  4. Почему именно социализм, а не другой строй, считается решением?
    Социализм является научно обоснованным следующим этапом общественного развития потому, что он разрешает основное противоречие капитализма. Общественная собственность на средства производства согласуется с уже сложившимся общественным характером производительных сил. Это позволяет перейти от анархии рынка к планомерной организации экономики для всеобщего блага, ликвидировать классы эксплуататоров и эксплуатируемых, направить ресурсы на развитие человека, а не на приумножение капитала.
  5. Не повторят ли новые социалистические общества ошибки прошлого?
    Задача современного марксизма заключается в конкретном анализе как достижений, так и ошибок исторического социализма. Новый социализм должен быть основан на более высоком уровне технологического развития, культуры и сознательности, извлекая диалектические уроки из опыта XX века.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Также рекомендуем переходить на наш сайт, где более подробно изложены наши теоретические воззрения - https://tukaton.ru

Для желающих поддержать нашу регулярную работу:

Сбербанк: 2202 2068 9573 4429