Десятилетиями ее имя было синонимом эстрады, а ее власть казалась абсолютной. Анекдот конца 70-х про «мелкого политического деятеля Брежнева эпохи самой Пугачёвой» был не просто шуткой, а отражением реальности. Но большое, как известно, видится на расстоянии. И сегодня, когда Примадонна наблюдает за происходящим из-за границы, на поверхность всплывает иная, куда более мрачная правда. Завеса молчания, державшаяся годами, рухнула. Один за другим артисты, чьи карьеры внезапно обрывались на взлете, начинают говорить. И их рассказы складываются в пугающую картину теневой империи, где царил лишь один закон: на олимпе может быть только одна королева.
«Алла в бешенстве!»: безжалостная война против конкуренток
«Как только появлялся намёк на какую-то конкуренцию, она это резко пресекала», — утверждает актер Иван Охлобыстин.
Эти слова находят жуткое подтверждение в судьбах десятка талантливых певиц, осмелившихся блеснуть слишком ярко.
Одной из первых под этот каток попала Ольга Зарубина. В 1979 году ее яркий дуэт с Михаилом Боярским был безжалостно вырезан из телеэфира. Причина, о которой ей сообщили, поражает своим цинизмом: рыжей Аллочке, видите ли, не понравилась рыжая прическа Ольги. С этого момента Зарубина стала персоной нон грата.
«Ни в „голубых огоньках“, ни в „Песне года“, ни в „Утренней почте“, нигде. Меня уже потом больше не снимали», — с горечью вспоминает она.
Последним ударом стал хит «Айсберг». Композитор Игорь Николаев сначала отдал песню ей. После первого же исполнения под гитару в Театре эстрады, как вспоминает Ольга
«сначала была какая-то гробовая тишина… а потом — такой взрыв аплодисментов».
Это был ее первый и последний раз. Вскоре композицию уже записывала Пугачева, превратив ее в свой триумф.
Не менее драматично сложилась судьба Валентины Легкоступовой, чья «Ягода-малина» гремела из каждого утюга. Роковой для нее стал конкурс в Юрмале, где на ее талант обратил внимание сам Раймонд Паулс. Маэстро предложил Валентине несколько песен, включая будущий хит «Двое», но эти композиции уже были обещаны Примадонне. Узнав об этом, Паулс, по словам Легкоступовой, бросил ей леденящее душу предостережение: «Девочка, берегись! Алла в бешенстве!». Вскоре талантливая певица пропала со всех радаров.
«Перестали приглашать, перестали снимать и звать на концерты», — рассказывала она.
Спустя годы Пугачева, комментируя эту историю, лишь артистично удивлялась перед камерами
«Я прям ходила с карандашом и вычеркивала. Ну, несчастные».
Даже ярчайшей инопланетянке Жанне Агузаровой не удалось избежать гнева королевы. Сначала Пугачева взяла ее под свое крыло в «Театр песни», но как только популярность экс-солистки «Браво» стала угрожающей, последовал конфликт. По слухам, он был спровоцирован Владимиром Кузьминым, фаворитом Пугачевой, который переманил музыканта из коллектива Агузаровой. Итог — Жанна покинула театр, а вместе с этим исчезла с телеэкранов и главных сцен страны.
Даже если прямого запрета не было, в ход шло психологическое давление. Элегантная Ирина Понаровская вспоминает унизительный эпизод, когда Пугачева, пройдя мимо, не повернулась и бросила фразу ей в спину
«Меня бабушка учила: никогда не разговаривай с тем человеком, который тебе отвечает, не глядя на тебя. Это унизительно», — делилась Понаровская, подчеркивая намеренное унижение.
Конкуренция с ней началась еще в 70-х, когда Понаровская победила на фестивале в Сопоте за два года до триумфа там же Пугачевой.
В этот список попали и Лика Стар, которая отказалась стать «преемницей» в обмен на предательство своего продюсера, и Катя Семенова, чья карьера оборвалась после того, как ее стали сравнивать с Пугачевой. Позже Семенова вынесла свой вердикт:«Артист — гениальный, а как человек — г…о».
Мужской след: SHAMAN, Муромов и неугодные композиторы
Думать, что Примадонна воевала только с женщинами, — ошибка. Мужчины, проявлявшие излишнюю самостоятельность, тоже попадали в немилость. Самый свежий и ироничный пример — Ярослав Дронов (SHAMAN). В 2013 году на проекте «Фактор А», где Пугачева была председателем жюри, она, восторгаясь его талантом и восклицая «Просто обалдеть!», фактически «спровадила» его с проекта с напутствием, что такому «незаурядному» артисту будет трудно пробиться. Сегодня Дронов — певец №1 в России, а Примадонна наблюдает за его триумфом из-за границы. Совпадение?..
Яркая звезда Михаила Муромова, чей хит «Яблоки на снегу» пела вся страна, погасла так же стремительно. Позже он прямо обвинял Пугачеву:
«Она платила деньги, чтобы меня не показывали по телевизору… У нее были люди, которые работали на телевидении»
Муромов вспоминает, как его готовый номер для передачи «Здравствуй, мир, здравствуй, друг» был уничтожен за шесть часов до эфира: на пленку поверх его записи просто записали другой номер по команде «пугачевского паренька».
Даже талантливые композиторы попадали под раздачу. Актриса Яна Поплавская рассказала историю Игоря Корнилова, написавшего хиты для Орбакайте и самой Пугачевой. Его карьера была «загублена» после того, как он отказался отдавать ей одну из своих песен. Пострадал и Игорь Демарин, который, по словам актрисы Елены Борзовой, был убран со всех эфиров как потенциальный конкурент тогдашнего супруга Пугачевой Филиппа Киркорова.
Высшая лига: КГБ на службе у Примадонны?
Но самой шокирующей выглядит история, где в закулисных играх якобы был задействован всесильный Комитет госбезопасности. Речь идет о певице Татьяне Анциферовой и саундтреке к легендарному фильму «31 июня». Композитор Александр Зацепин, поссорившись с Пугачевой из-за ее «звездных» замашек, отдал песни Анциферовой. Но на вышедшей пластинке ее голоса почти не было. Его заменили на голоса других.
Как это стало возможным? Спустя годы генерал КГБ Филипп Бобков, отвечавший за идеологическое направление, якобы признался, что голос Танечки «заглушили» по убедительной просьбе Аллочки. Повлиять на знаменитого Зацепина было сложно, а вот «задвинуть» начинающую певицу, используя могущественных покровителей (ходили слухи о ее статусе «любимицы сына Брежнева»), — раз плюнуть. Этот механизм прекрасно описывает продюсер Леонид Дзюник: организаторам концертов ставили ультиматум. Либо они приглашают, условно, Легкоступову, либо у них выступает Пугачева.
«Тех девочек отметали. И все отпадали. А Пугачёва становилась звездой».
На этом фоне совсем иначе смотрится и то, как создавался культ Примадонны. Журналист Артур Гаспарян в недавней рецензии на новую песню Пугачевой обрушил на читателей поток патоки про «изящные пальцы» и «бездонную душу». Именно такие хвалебные оды, по мнению критиков, и были частью технологии, превращавшей певицу в «священную статую». Как выразился рок-музыкант Александр Ф. Скляр:
«Титул примадонны мог принадлежать только ей. Она готова была за него просто я не знаю что сделать. Точнее, знаю, но не хочу говорить».
Десятки свидетельств складываются в единую, пугающую мозаику. За глянцевым фасадом «женщины, которая поет», вырисовывается образ жесткого и бескомпромиссного «крестного отца» эстрады, который не терпел конкуренции. И пока одни говорят о гениальности, другие шепотом перечисляют имена тех, кого «зачехлила» Примадонна.