История советской авиации полна легенд, но судьба тяжелого штурмовика Ил-102 стоит особняком. Этот самолет мог брать на борт рекордные 7 тонн боевой нагрузки, имел кормовую пушку, как бомбардировщики Второй мировой, и по многим параметрам превосходил знаменитый Су-25 «Грач». Однако вместо триумфа и серийного производства его ждали гнев Министра обороны, подпольная сборка и полное забвение.
Был ли отказ от этого «летающего танка» ошибкой, или страна просто не потянула два проекта одновременно? Давайте разберем историю самого недооцененного самолета позднего Союза.
Рождение в эпоху «Ренессанса штурмовиков»
В конце 60-х годов военные аналитики СССР схватились за голову. Опыт Вьетнама и конфликтов на Ближнем Востоке показал страшную правду: сверхзвуковые истребители бесполезны над полем боя. Им нужно пролетать быстро и высоко, а чтобы поддержать пехоту и уничтожить танк, нужно лететь низко и медленно. А там – сплошной зенитный огонь.
Нужен был бронированный «утюг». Был объявлен конкурс.
ОКБ Ильюшина, создатели легендарного Ил-2, были уверены в победе. Они предложили концепцию «летающего танка» – тяжелую бронированную машину с двумя членами экипажа (Ил-42).
Однако военные выбрали проект КБ Сухого (будущий Су-25) – легкий, маневренный и одноместный. Ильюшинцам приказали работы свернуть. Но разве можно просто так остановить инженеров, которые уверены в своей правоте?
Самолет-партизан
Под руководством Г.В. Новожилова в КБ Ильюшина решили: приказы приказами, а дело бросать нельзя. Работу над машиной продолжили в инициативном порядке (читай – полуподпольно). Проект переименовали в Ил-102.
Самолет строили мучительно долго. Финансирования не было, приоритет «нулевой». Детали приходилось добывать правдами и неправдами. Доходило до смешного: катапультные кресла пришлось буквально одалживать в другом НИИ под честное слово.
К началу 1982 года самолет был готов. Когда его показали Главкому ВВС Павлу Кутахову, тот пришел в восторг и пообещал поддержку. Но все испортила политика.
Министр обороны Дмитрий Устинов, узнав, что ильюшинцы «занимаются самодеятельностью» вместо того, чтобы помогать Сухому, был категоричен:
«Запретить! Испытания не проводить, Новожилову сделать выговор».
Логика министра была понятной: завод в Тбилиси уже штамповал Су-25, перестраивать экономику ради другого самолета он не хотел.
Операция «ОЭС-1»
Чтобы спасти свое детище, конструкторы пошли на военную хитрость. В документах название «Ил-102» заменили на обезличенное ОЭС-1 (Опытно-экспериментальный самолет – 1). Под этим шифром Министр авиапромышленности (не подчинявшийся напрямую Устинову) разрешил вывезти машину на тихий аэродром в Белоруссии, подальше от московского начальства.
25 сентября 1982 года летчик-испытатель Станислав Близнюк поднял опальную машину в небо.
Чем Ил-102 был круче «Грача»?
Даже внешне Ил-102 был необычен. Он напоминал перекачанный стероидами Ил-2, которому приделали реактивные двигатели. И "начинка" у него была уникальной:
1. Возвращение стрелка.
Главный спор тех лет: нужен ли штурмовику второй член экипажа? Военные считали, что на скоростях 900 км/ч стрелок сзади бесполезен. Ильюшинцы спорили: в карусели боя над землей именно стрелок прикроет хвост и подскажет пилоту об угрозе. У Ил-102 сзади сидел оператор, управлявший скорострельной пушкой в хвосте! Это в эпоху ракет казалось анахронизмом, но в бою могло спасти жизнь.
2. Чудовищная огневая мощь.
- Снизу стояла качающаяся пушка калибра 30 мм. Её можно было снять прямо на аэродроме за пару минут и заменить на бомбы или дополнительный бак.
- Бомбы в крыле. Благодаря толстому профилю крыла, конструкторы спрятали 6 бомбоотсеков прямо внутри него.
- Итог: Боевая нагрузка Ил-102 достигала 7200 кг. Для сравнения: Су-25 брал около 4400 кг.
3. Двигатели от истребителя.
На штурмовик поставили мощные движки от МиГ-29 (но без форсажа). Тяги было столько, что тяжелая машина легко взлетала с грунтовых полос и крутила виражи радиусом всего 400 метров – фантастика для такого веса!
Конец мечты
С 1982 по 1987 год Ил-102 совершил 367 полетов. Не было ни одной поломки! Это феноменальная надежность для опытного образца. Пилоты хвалили машину, но её судьба была предрешена.
СССР вступал в эпоху экономии. «Боливар не вынесет двоих» – эту фразу часто вспоминали в министерских кабинетах. В армии уже служил Су-25, прошедший Афганистан. Запускать в серию еще один, более сложный и дорогой штурмовик с другой концепцией применения сочли непозволительной роскошью.
Ил-102 не проиграл небо – он проиграл кабинетные войны и бюджетные сметы.
Единственный экземпляр этого уникального «монстра» сегодня стоит в ЛИИ имени Громова в Жуковском. Он так и остался памятником упрямству инженеров и символом альтернативной истории нашей авиации, в которой у штурмовиков есть «глаза на затылке» и бомбы в крыльях.
Как вы считаете, прав ли был Устинов, сделав ставку только на Су-25, или такую мощную машину зря списали со счетов? Делитесь мнением в комментариях!