Найти в Дзене
Паттерн с Маттерн

Птифуры по понедельникам: Нарушитель правил

В 70-х и 80-х годах прошлого века его альбом можно было увидеть почти в любом советском доме. Наши люди не очень часто пользовались понятием «комикс», его произведения могли назвать шуткой в картинках, рассказом в картинках, я видела однажды даже затейливое определение «графические скерцо». Его карикатуры раскупались многотысячными тиражами. Простые сюжеты и понятный юмор были любимы по всему

В 70-х и 80-х годах прошлого века его альбом можно было увидеть почти в любом советском доме. Наши люди не очень часто пользовались понятием «комикс», его произведения могли назвать шуткой в картинках, рассказом в картинках, я видела однажды даже затейливое определение «графические скерцо». Его карикатуры раскупались многотысячными тиражами. Простые сюжеты и понятный юмор были любимы по всему «Восточному блоку». Но сегодня, спустя годы, многие ли так хорошо помнят его остроумные рисунки, добрые и смешные? А ведь, несмотря ни на что, большинство из этих карикатур актуальны до сих пор, так актуальны, как если бы их рисовали на прошлой неделе. 

Дамы и господа, сегодня у нас датский художник Херлуф Бидструп. 

Херлуф Бидструп на фоне своих героев.
Херлуф Бидструп на фоне своих героев.

Он родился в 1912 году, в самом нежном детском возрасте застал Первую мировую (как раз, с отцом-датчанином и матерью -немкой оказавшись в самые тяжелые для Германии годы в Берлине), позже семья переехала в Копенгаген, где отец семейства работал и маляром, и художником-декоратором: только одним творчеством прокормить семью было невозможно. 

А наш герой, юный Херлуф,и  не помнил возраста, в котором начал рисовать сам. Ему казалось, что карандаш и кисть были в его руке всегда, сколько он себя осознавал. Малышом Херлуф не понимал, почему взрослые так потешаются над его рисунками, даже огорчался. 

Позже стало ясно, что все его творения были настоящими карикатурами. «Постепенно я стал понимать, что именно производило комичное впечатление, и часто, уже вполне сознательно, рисовал так, чтобы вызвать смех у зрителей. Вскоре я с удовлетворением убедился в том, что смех — мой союзник», вспоминал художник. 

Именно этот жанр изобразительного искусства стал определяющим в его творчестве. График, карикатурист, сценарист, - во всех этих ипостасях он был, прежде всего, высоким профессионалом. Закончив Копенгагенскую королевскую Академию художеств, однозначно и сразу избрал для себя полем деятельности журналистику. Бидструп сотрудничал с различными периодическими изданиями, публикуя в них, главным образом, юмористические бытовые зарисовки. 

Например, такие. 

Херлуф Бидструп, «Рыбий жир».
Херлуф Бидструп, «Рыбий жир».

Или такие. Не знаю, почему, именно этот скетч запомнился мне с детства:

Херлуф Бидструп, «Зеркало души». Какова наблюдательность и, буквально, мультипликационная работа по отображению эмоций ! Кстати, в мультипликации Бидструп тоже поработал, причем, в советской мультипликации. Мультфильм «Скамейка» 1967 года, возможно, кто-нибудь видел?
Херлуф Бидструп, «Зеркало души». Какова наблюдательность и, буквально, мультипликационная работа по отображению эмоций ! Кстати, в мультипликации Бидструп тоже поработал, причем, в советской мультипликации. Мультфильм «Скамейка» 1967 года, возможно, кто-нибудь видел?

Во время Второй мировой войны молодой талантливый художник активно рисовал карикатуры на немецких оккупантов и нацистскую верхушку и передавал их для печати в подпольные газеты. Это было не все: помимо хлещущей сатиры, на долю Бидструпа пришлась вполне конкретная деятельность в датском сопротивлении; он участвовал в доставке продуктов и предметов первой необходимости тем, кого разыскивало гестапо, спасал евреев (Дания - это один из двух примеров государств, жители которых так активно и массово участвовали в спасении жизни своих сограждан еврейской национальности, что практически все они остались в живых; но не надо думать, что это было легко и безопасно).

Кстати, именно из-за этой своей мужественной и рискованной антифашистской работы, художник был так потрясен и оскорблен, когда, во время начатой против него послевоенной кампании травли, западная пресса несколько раз обвиняла его в выдаче евреев нацистам. С 1945 года Херлуф Бидструп (на тот момент уже убежденный коммунист) стал работать в газете Land og Volk («Земля и люди»). 

Конечно, среди его карикатур много антикапиталистической тематики, кроме того, его художественное кредо - антивоенное, всю вторую половину XX века карандаш Бидструпа высмеивает гонку вооружений, противостоит пропаганде холодной войны и обличает алчность компаний -производителей оружия:

Херлуф Бидструп, «Маскировка», 1949 год. И никто меня не убедит, что эти работы утратили актуальность.
Херлуф Бидструп, «Маскировка», 1949 год. И никто меня не убедит, что эти работы утратили актуальность.

Вот еще на тему борьбы с пропагандой и очернением (кстати, у меня есть знакомые американцы, не решившиеся приехать на наш Чемпионат мира по футболу в 2018 году, их предупреждали о серьезной опасности в России; те, кто набрался смелости приехать, вопили от восторга и писали домой - завидуйте, здесь потрясающая страна, которая потрясающе принимает гостей!):

Это - о правильном выборе. Сам Бидструп приезжал в СССР неоднократно, его обожали и печатали огромными тиражами.
Это - о правильном выборе. Сам Бидструп приезжал в СССР неоднократно, его обожали и печатали огромными тиражами.

А еще, помимо политической, пацифистской, антирасистской темы, он продолжал рисовать и простые вещи: семейные будни обычных людей, весеннее оживление в душах ничем не примечательных горожан - как молодых, так и постарше, посмеивался над жадностью, трусостью и неверностью, его карикатуры были полны как мягкого, лиричного юмора, так и вполне себе социальной сатиры.

Вот, например, такая история:

Херлуф Бидструп, «В ожидании наследства».
Херлуф Бидструп, «В ожидании наследства».

Или такая, милая и трогательная:

Херлуф Бидструп, «На поводке».
Херлуф Бидструп, «На поводке».

Его просоветские, коммунистические взгляды стоили ему работы в Дании. В определенный момент своей жизни художник и вовсе сделался мишенью массированной травли, в чем его только не обвиняли…

И тогда, на несколько десятков лет, он стал рисовать для изданий в Советском Союзе, ГДР, Чехословакии и так далее. Именно социалистические страны, заказывавшие ему, в огромных количествах, карикатуры, приглашавшие на ТВ и на киностудии, дали этому «нарушителю правил» западного мира возможность заработать на жизнь.

Херлуф Бидструп, «Нарушитель правил».
Херлуф Бидструп, «Нарушитель правил».

Кстати, друзья, узнаете, кто здесь нарисован и что происходит на этой картинке?

Те из моих читателей, кто постарше, может вспомнить…
Те из моих читателей, кто постарше, может вспомнить…

Бидструп как профессионал высмеивал моду на современное псевдоискусство, когда принято восхищаться вещами и непонятными, и неприятными, и это тоже, на мой взгляд, вполне актуально:

Херлуф Бидструп, «К современному искусству».
Херлуф Бидструп, «К современному искусству».

И о круговороте взаимных оскорблений и унижений, которые приходится терпеть наемному сотруднику, если не повезло с начальством (тема «токсичного офиса» так и не ушла с повестки дня, не правда ли? ).

Херлуф Бидструп, «Круг замкнулся».
Херлуф Бидструп, «Круг замкнулся».

Я просто хотела вам напомнить о талантливом, остроумном и неравнодушном художнике, чьи карикатуры, по большей части, остаются актуальными и не теряют своей значимости, несмотря на то, что, казалось бы, прошло уже очень много лет с момента создания этих работ.

Напоследок, еще одна, практически, новогодняя. И, можно сказать, о вечных ценностях:

Херлуф Бидструп, «Веселое Рождество»… что-то очень, очень знакомое, согласитесь?
Херлуф Бидструп, «Веселое Рождество»… что-то очень, очень знакомое, согласитесь?

А у меня на сегодня все, спасибо, что заглянули. Да сопутствуют вам успех в ваших делах и удача - на ваших дорогах, дамы и господа!

Еда
6,93 млн интересуются