Найти в Дзене
МуZей Победы

Самый молодой советский маршал. Как Александр Голованов руководил авиацией дальнего действия в годы Великой Отечественной?

Сегодня в России отмечается День дальней авиации. В честь памятной даты расскажем о вкладе этого рода советской авиации в Победу и судьбе ее командующего Александра Голованова. Вы узнаете, как проявил себя самый молодой советский маршал на ответственном посту и каких успехов достигли летчики дальних бомбардировщиков. Александр родился 7 августа 1904 года в Нижнем Новгороде в семье капитана речного судна. В восьмилетнем возрасте его отдали в Александровский кадетский корпус. В октябре 1917 года 13-летний Голованов вступил в Красную гвардию — его рост был под два метра и выглядел он на 16 лет. В 1919 году добровольно записался в ряды Красной Армии, участвовал в Гражданской войне. Во время боевых действий был контужен, в 1920 году демобилизовался. После Голованов работал в Центральном управлении снабжения Красной Армии и флота. В 1924 году продолжил службу в ОГПУ, неоднократно выезжал в заграничные командировки в Китай, Францию, Монголию. В 1932 году Александр окончил летную школу и начал
Оглавление
Дальний бомбардировщик Пе-8
Дальний бомбардировщик Пе-8

Сегодня в России отмечается День дальней авиации. В честь памятной даты расскажем о вкладе этого рода советской авиации в Победу и судьбе ее командующего Александра Голованова. Вы узнаете, как проявил себя самый молодой советский маршал на ответственном посту и каких успехов достигли летчики дальних бомбардировщиков.

-2

От бойца РККА до одного из лучших летчиков «Аэрофлота»

Александр родился 7 августа 1904 года в Нижнем Новгороде в семье капитана речного судна. В восьмилетнем возрасте его отдали в Александровский кадетский корпус. В октябре 1917 года 13-летний Голованов вступил в Красную гвардию — его рост был под два метра и выглядел он на 16 лет. В 1919 году добровольно записался в ряды Красной Армии, участвовал в Гражданской войне. Во время боевых действий был контужен, в 1920 году демобилизовался. После Голованов работал в Центральном управлении снабжения Красной Армии и флота. В 1924 году продолжил службу в ОГПУ, неоднократно выезжал в заграничные командировки в Китай, Францию, Монголию.

Александр Голованов в 1925 году
Александр Голованов в 1925 году

В 1932 году Александр окончил летную школу и начал работать в «Аэрофлоте». К 1938 году он стал одним из лучших летчиков гражданской авиации, налетал более миллиона километров. В 1939-1940 годах в должности командира транспортного самолета «Дуглас» принимал участие в конфликте у реки Халхин-Гол и Советско-финляндской войне. За свои заслуги Александр Евгеньевич Голованов был удостоен высшей награды СССР — ордена Ленина.

Шеф-пилот «Аэрофлота» Александр Голованов в 1940 году
Шеф-пилот «Аэрофлота» Александр Голованов в 1940 году

В годы Великой Отечественной

В феврале 1941 года летчик был назначен командиром 212-го дальнебомбардировочного полка. Во начале Великой Отечественной Голованов занимался организацией боевых вылетов в глубокий тыл противника. В некоторых операциях он участвовал лично.

-5

Дальние бомбардировщики под руководством Голованова нанесли ряд успешных ударов по важным политическим и экономическим центрам противника: Берлину, Кенигсбергу, Данцигу, Плоешти. В ходе Битвы за Москву дальние бомбардировщики уничтожали важные узлы дорог, затрудняя логистику немецких войск.

Командующий авиацией дальнего действия

За несколько месяцев Александр Евгеньевич прошел путь от командира полка до командира дивизии. А 24 февраля 1942 года он был назначен командующим авиацией дальнего действия (АДД), которая подчинялась Ставке Верховного главнокомандования. Дальние бомбардировщики выполняли задачи стратегического значения: они атаковали промышленные объекты в глубоком тылу противника, нарушали его транспортное сообщение, а также поддерживали наступление Красной Армии ударами в прифронтовой зоне. Вот что вспоминал Александр Голованов об авиации дальнего действия:

-6
«У меня не было никаких иных руководителей или начальников, которым бы я подчинялся, кроме Сталина. Случай, видимо, уникальный, ибо мне других подобных примеров не известно. Отличительной чертой АДД от других объединений авиации являлось то, что никаких пауз или перерывов в ее боевой деятельности не существовало. Заканчивались операции на одних фронтах, начинались на других, а кроме этого, АДД все время выполняла самостоятельные, не связанные с тем или иным фронтом, боевые задачи. Такая боевая работа все время держала в напряжении весь личный состав всех частей и соединений АДД. Это, пожалуй, был единственный род войск, где шла непрерывная в течение всей войны боевая работа».
Дальний бомбардировщик Ил-4
Дальний бомбардировщик Ил-4

В мае 1942 года Голованов был повышен в звании до генерал-лейтенанта. 19 августа 1944 года сорокалетнему офицеру было присвоено звание Главного маршала авиации, хотя всего три года назад он был подполковником. Это уникальный случай в истории советских Вооруженных сил. Александр Евгеньевич усердно работал, часто не высыпался. Ему удалось создать эффективно работающий род войск, который внес значительный вклад в Победу. Маршал вспоминал:

Александр Голованов управляет самолетом
Александр Голованов управляет самолетом
«Четкость управления массой летящих самолетов была доведена до совершенства. В любой момент, в любую минуту мы были в состоянии повернуть их в нужном направлении или изменить поставленную ранее задачу, что и имело место, в особенности при наших стремительных наступательных операциях и в последний период ведения войны. Быстро менялась обстановка, а с ней, естественно, менялись и задачи, старые отпадали, новые возникали, подчас уже тогда, когда экипажи находились в воздухе. Не было случая, чтобы находившиеся в воздухе экипажи, получив новую задачу, ее не выполнили бы».
Александр Голованов в 1944 году
Александр Голованов в 1944 году

Напряженный график сказался на его здоровье: во второй половине 1944 года Голованов заболел и уже не мог выполнять прежний объем работ. В сентябре 1944 года Авиация дальнего действия была передана в состав ВВС РККА и преобразована в 18-ю воздушную армию. Александр Голованов возглавил это объединение. Когда Голованову удалось поправить здоровье, он был назначен командующим Дальней авиацией СССР, созданной на базе 18-й воздушной армии. За годы Великой Отечественной авиация дальнего действия совершила более 200 000 боевых вылетов. Из них по административным и промышленным центрам противника сделано более 6 600; по железнодорожным узлам и магистралям — свыше 65 000; по войскам противника — более 73 000; по аэродромам — более 18 000 и по морским портам — более 6 000 самолето-вылетов.

-10

В новой экспозиции Музея Победы «Путь к Победе» представлен фрагмент дальнего бомбардировщика ДБ-3ф, на котором совершил свой подвиг летчик дальнебомобардировочной авиации. Военная реликвия передана нам из собрания Центрального музея Военно-воздушных сил до марта 2026 года. Напоминаем, что каждый может присоединиться к созданию экспозиции. Передайте в Музей Победы семейные реликвии — фотографии, документы, личные вещи ваших родственников-фронтовиков. Они займут достойное место на выставке, а подвиг вашего предка станет частью нашего общего исторического наследия.

#МузейПобеды #Путь_к_Победе #война #ВеликаяОтечественная #история