Найти в Дзене
Mikhail DELYAGIN

Стоит ли соглашаться, если предлагают оплатить наличкой

Возможно, кое-кто уже сталкивался с ситуацией, когда, покупая что-то в небольшом магазинчике или кафе, вы хотели оплатить картой, а продавец/официант пытались намекнуть, что наличкой или переводом будет лучше. Скорее всего, если вы настаивали, для вас находился аппарат эквайринга. И вы, возможно, думали, что владельцы торговой точки — мутные типы, которые пытаются увильнуть от налогов. Хотя на самом деле, скорее всего, это были достаточно честные люди. Просто для них оплата через эквайринг — это минус 2–3% от суммы, которую они получат от вас. Банки берут, казалось бы, небольшой процент за операции. Но, во-первых, это именно что процент (хотя оплата в 1 рубль технически ничем не сложнее, чем оплата в 1 миллион рублей). А, во-вторых, для предприятий с малой маржинальностью в этих 2-3% могут лежать грань между прибыльностью и убыточностью. И, самое главное, сегодня есть СБП (Система быстрых платежей), которая просит за свои услуги 0,7% с операции (т.е. в 3-4 раза меньше, чем банки). Кто
Оглавление

Возможно, кое-кто уже сталкивался с ситуацией, когда, покупая что-то в небольшом магазинчике или кафе, вы хотели оплатить картой, а продавец/официант пытались намекнуть, что наличкой или переводом будет лучше. Скорее всего, если вы настаивали, для вас находился аппарат эквайринга.

И вы, возможно, думали, что владельцы торговой точки — мутные типы, которые пытаются увильнуть от налогов. Хотя на самом деле, скорее всего, это были достаточно честные люди. Просто для них оплата через эквайринг — это минус 2–3% от суммы, которую они получат от вас.

Банки берут, казалось бы, небольшой процент за операции. Но, во-первых, это именно что процент (хотя оплата в 1 рубль технически ничем не сложнее, чем оплата в 1 миллион рублей). А, во-вторых, для предприятий с малой маржинальностью в этих 2-3% могут лежать грань между прибыльностью и убыточностью.

И, самое главное, сегодня есть СБП (Система быстрых платежей), которая просит за свои услуги 0,7% с операции (т.е. в 3-4 раза меньше, чем банки).

Кто-то может сказать привычное "не надо считать деньги в чужих кошельках", добавив, что банки зарабатывают как могут. На это могу рассказать: банки в 2025 году выплатили примерно 500 млрд рублей через различные бонусные выплаты и программы лояльности.

На это идёт значительная часть сбора за эквайринг. Но это равно примерно 40% прибыли всего сегмента малого и среднего предпринимательства (для справки: это 1,3 трлн руб.).

Теневой сектор

Да, это не слишком крупные по масштабам всей России цифры (всего 0,25% ВВП). Но не надо забывать, что МСП - это не столько способ вести успешный прибыльный бизнес, сколько способ выживания для миллионов наших сограждан.

Сейчас, на фоне новых налоговых правил, многие предприниматели малой и средней руки всерьёз подумывают о том, чтобы уйти в тень (т.е. минус налоговые поступления в казну, плюс в доходы криминала). Если сделать их жизнь чуть легче, многие предпочтут остаться на светлой стороне.

Написал по этому поводу запрос в Центробанк. Предложил ограничить весь эквайринг уровнем СБП (т.е. 0,7% от суммы операции).

---> Подписывайтесь на телеграм-канал DELYAGIN's special

Вот так об этом рассказано на сайте ТАСС 22 декабря

В Госдуме попросили ЦБ РФ ограничить комиссию за эквайринг для малого бизнеса

По словам заместителя председателя комитета Госдумы по экономической политике Михаила Делягина, значимая доля комиссионных доходов по карточным операциям фактически перераспределяется в пользу программ лояльности

Стоимость эквайринга для предприятий малого и среднего предпринимательства нужно ограничить на уровне комиссий Системы быстрых платежей (СБП) - не более 0,7% с операции. Об этом говорится в обращении заместителя председателя комитета Госдумы по экономической политике Михаила Делягина к председателю Центрального банка РФ Эльвире Набиуллиной. Соответствующий документ имеется в распоряжении ТАСС.

"На сегодняшний день тарифы эквайринга для части субъектов МСП могут достигать 2-3% и выше от суммы операции, что является существенной нагрузкой на предприятия с низкой маржинальностью. <...> Представляется необходимым рассмотреть вопрос об ограничениях стоимости эквайринга для предприятий МСП на уровне комиссий, установленных в Системе быстрых платежей, а именно не более 0,7% с операции", - говорится в тексте.

По словам Делягина, значимая доля комиссионных доходов по карточным операциям фактически перераспределяется в пользу программ лояльности: кешбэков, бонусных баллов и иных стимулирующих механизмов, при этом источником финансирования таких программ выступают в том числе комиссии, включаемые в стоимость эквайринга и/или межбанковского вознаграждения. По оценкам аналитиков, в 2025 году бонусные выплаты банками превысят 500 млрд рублей, или 0,25% ВВП. Это почти 40% прибыли всего сегмента МСП в 2023 году, которая составила 1,3 трлн рублей, приводится статистика в письме.

"Указанное приводит к установлению экономически и социально необоснованной нагрузки на МСП и формированию у кредитных организаций дополнительных комиссионных доходов, не соразмерных затратам на оказание услуг по эквайрингу", - обращает внимание депутат.

Он отметил, что для значительной части предприятий увеличение расходов на эквайринговое обслуживание на уровне порядка 3% от оборота объективно означает изъятие ресурсов, которые могли бы быть направлены на повышение оплаты труда, снижение конечной цены товара либо иные меры развития хозяйственной деятельности.

Делягин также напомнил, что указом президента РФ установлена задача обеспечить в 2024-2030 годах реальный рост дохода на одного работника субъекта МСП в 1,2 раза выше, чем рост валового внутреннего продукта.