Найти в Дзене
КиноРаритет

«Чёрный телефон»: как тихая Америка снова оказалась самым страшным местом на свете

В американском хорроре есть проверенная десятилетиями формула, которая почти всегда срабатывает. Тихая одноэтажная Америка — аккуратные домики, школьные автобусы, велосипеды, дворы с подстриженными газонами — вдруг оказывается тем самым омутом, в котором разная чертовщина водятся. За внешним благополучием скрывается жестокость, страх и зло, направленное прежде всего на детей. И дилогия «Чёрный телефон» режиссёра Скотта Дерриксона — один из самых показательных примеров того, как эта формула работает в современном кино. Обе части фильма — это не просто истории про маньяка. Это рассказы о суровой жизни американских школьников, о детской уязвимости и жестокости среды, о невинно убиенных самым жутким способом детях и о связи с потусторонним миром через самые приземлённые предметы. В данном случае — через старый чёрный телефон, который не должен работать, но всё равно настойчиво трезвонит. При просмотре «Чёрного телефона» (2022) не покидает ощущение, что смотришь экранизацию очередного роман
Оглавление

В американском хорроре есть проверенная десятилетиями формула, которая почти всегда срабатывает. Тихая одноэтажная Америка — аккуратные домики, школьные автобусы, велосипеды, дворы с подстриженными газонами — вдруг оказывается тем самым омутом, в котором разная чертовщина водятся. За внешним благополучием скрывается жестокость, страх и зло, направленное прежде всего на детей.

И дилогия «Чёрный телефон» режиссёра Скотта Дерриксона — один из самых показательных примеров того, как эта формула работает в современном кино.

Маска злодея в фильме «Чёрный телефон» не только скрывает его лицо, но и отражает смену его эмоций
Маска злодея в фильме «Чёрный телефон» не только скрывает его лицо, но и отражает смену его эмоций

Обе части фильма — это не просто истории про маньяка. Это рассказы о суровой жизни американских школьников, о детской уязвимости и жестокости среды, о невинно убиенных самым жутким способом детях и о связи с потусторонним миром через самые приземлённые предметы. В данном случае — через старый чёрный телефон, который не должен работать, но всё равно настойчиво трезвонит.

Почти Стивен Кинг — и это совсем не иллюзия

При просмотре «Чёрного телефона» (2022) не покидает ощущение, что смотришь экранизацию очередного романа Стивена Кинга. Слишком уж много совпадений — и по наполнению, и по стилистике.

Молодой писатель Джо Хилл удивительно похож на своего именитого отца не только внешне
Молодой писатель Джо Хилл удивительно похож на своего именитого отца не только внешне

Это ощущение, впрочем, не такое уж обманчивое. В основу сценария положен рассказ Джо Хилла — писателя, который давно перестал быть просто «сыном знаменитого отца», но родство со Стивеном Кингом здесь ощущается почти физически. Та же интонация, то же внимание к детской психологии и та же мысль: настоящее зло редко выглядит как монстр из кошмаров — чаще оно носит человеческое лицо.

Простой сюжет, который работает

Если разбирать первый фильм по пунктам, становится очевидно: сюжет у него достаточно прост и прямолинеен. 1970-е, провинциальный городок. Маньяк похищает детей. Один из мальчиков оказывается заперт в подвале, где висит отключённый телефон. И именно через него герой начинает получать звонки от предыдущих жертв.

Помимо прочих достоинств, «Чёрный телефон» достаточно аутентично воссоздаёт не столь уж давнее прошлое
Помимо прочих достоинств, «Чёрный телефон» достаточно аутентично воссоздаёт не столь уж давнее прошлое

Некоторые сюжетные повороты фильма выглядят не слишком правдоподобно, а логика отдельных решений вызывает вопросы. Но «Чёрный телефон» — тот случай, когда формальные недостатки тонут в атмосфере. Фильм берёт не неожиданными твистами, а настроением, напряжением и эмоциональной вовлечённостью.

И огромную роль здесь играет актёрская работа.

Мэйсон Темз и сила детской уязвимости

Мэйсон Темз, исполнивший главную роль, оказался настоящей находкой. Его герой — не храбрый киношный мальчик, который всё знает и всё умеет. Это обычный ребёнок, живущий в мире, где взрослые либо жестоки, либо беспомощны. Он боится, сомневается, ошибается — и именно поэтому за него по-настоящему переживаешь.

Юному Мэйсону Темзу в «Чёрном телефоне» убедительно удалось передать страх и растерянность похищенного ребёнка
Юному Мэйсону Темзу в «Чёрном телефоне» убедительно удалось передать страх и растерянность похищенного ребёнка

Детские персонажи в фильме вообще показаны без романтизации. Школа здесь — место постоянного унижения и насилия, а взросление происходит слишком рано и слишком болезненно. В этом смысле «Чёрный телефон» оказывается куда мрачнее, чем кажется на первый взгляд.

Итан Хоук: зло, которое не нуждается в словах

Но даже на фоне сильной детской игры фильм невозможно представить без Итана Хоука. Его похититель — один из самых запоминающихся злодеев в хоррорах последних лет. И что особенно важно: Хоук играет почти без лица.

Маска, полумрак, минимум реплик — и при этом абсолютное ощущение опасности. Он хорош даже скрытый страшной маской. В каждом движении, в каждом взгляде чувствуется угроза, и именно это делает персонажа по-настоящему пугающим.

Обаяшке Итану Хоуку не так уж часто за актёрскую карьеру доводилось играть злодеев
Обаяшке Итану Хоуку не так уж часто за актёрскую карьеру доводилось играть злодеев

Неудивительно, что в год выхода фильма я без колебаний поставил ему 8 из 10 на IMDb. И при повторном просмотре решил эту оценку не менять.

Скотт Дерриксон: режиссёр крайностей

Режиссёр «Чёрного телефона» — фигура крайне неровная. Скотт Дерриксон способен снять что-то откровенно невнятное вроде «Избави нас от зла», а затем выдать почти шедевральную (в рамках жанра) работу — вроде «Ущелья».
Первая часть «Чёрного телефона» относится как раз ко второй категории. Это тот редкий случай, когда режиссёрский стиль, сценарий и актёры работают на одну цель.

Именно поэтому ожидания от продолжения были высокими.

Почему вторая часть уступает первой

Сиквел оказался фильмом другого типа. Формально — продолжение, по сути — попытка расширить и усложнить историю.

Во второй части «Чёрного телефона» Итан Хоук почти на показывает лицо
Во второй части «Чёрного телефона» Итан Хоук почти на показывает лицо

Вторая часть заметно затянута и перегружена концепцией «сон во сне». Камерный страх первой части здесь растворяется в более сложной, но менее цепляющей мифологии.

Добавляют вопросов и призрачные мальчики, которые местами выглядят так, словно их со съёмок «Ералаша» привели. Да и Итан Хоук в этот раз почти полностью исчезает под маской и сложным гримом — его харизма ощущается куда слабее, чем раньше.

Но не всё так плохо

При всех недостатках, у второй части есть сильные стороны. В отдельных сценах Скотт Дерриксон по-прежнему умело создаёт густую, липкую атмосферу ужаса. Это не резкий страх, а тревога, которая медленно подбирается и не отпускает.

Отдельная радость — молодые актёры из первой части. Они выросли, но не растеряли обаяния и убедительной игры. Для хоррор-франшизы это редкость и серьёзный плюс.

Не такой уж частый случай: актёры с выхода первого «Чёрного телефона» заметно повзрослели, но играть не разучились
Не такой уж частый случай: актёры с выхода первого «Чёрного телефона» заметно повзрослели, но играть не разучились

Ну и, конечно, саундтрек. Например, использование композиции Pink Floyd в одной из сцен — неожиданное, но очень точное решение. За это фильму хочется сказать отдельное «мерси».

Зрительский приём: от восторга к спорам

Первая часть была принята зрителями очень тепло. Её хвалили за атмосферу, актёрские работы и узнаваемый «кинговский» дух.
Вторая же вызвала куда больше споров. Одним понравилось расширение истории, другим — наоборот, показалось, что фильм потерял простоту и цельность.

Трагический финал актёра Джэймса Рэнсона заставляет теперь задуматься - а не поспособствовало ли его участие в мрачном ужастике «Чёрный телефон» решению раньше времени поставить точку
Трагический финал актёра Джэймса Рэнсона заставляет теперь задуматься - а не поспособствовало ли его участие в мрачном ужастике «Чёрный телефон» решению раньше времени поставить точку

Если бы не некоторое количество удачных сцен, если бы не актёры и не музыка, сиквел легко можно было бы назвать проходняком. Но определённые плюсы всё равно делают его одним из самых приметных представителей жанра в 2025-м году.