Часть 1. ПЬЕДЕСТАЛ ЧУЖОЙ МЕЧТЫ
Улыбка. Она была её первым и самым утомительным навыком. Не детской радостью, а отточенным, симметричным действием: уголки губ — на три сантиметра, глаза — прищурить ровно настолько, чтобы появились лучики. В пять лет это было игрой в принцессу. В пятнадцать — работой.
— Алёна, солнышко, ещё раз. Спину ровно. Макушку в потолок. И взгляд… да, вот так, — голос матери, Виктории, был мягким, но без возможности возразить. Она поправила складку на бледно-голубом платье дочери. — Этот конкурс — наш шанс. «Маленькая мисс Северная Столица». Звучит?
— Звучит, — механически ответила Алёна, чувствуя, как тугой пучок на голове оттягивает кожу на висках.
В гостиничном номере пахло чужим стиральным порошком и надеждой. Отец, Сергей, молча смотрел из окна на вечерний город, его телефон был крепко зажат в руке. Он был стратегом в этой тихой кампании. Искал спонсоров, договаривался о фотосессиях, вёл переговоры с жюри менее известных конкурсов. Его мечта была не такой воздушной, как у жены, но более конкретной: дочь-победительница, лицо бренда, инвестиция, которая наконец-то должна была окупиться.
— Мам, а послезавтра, значит, я смогу пойти в кружок? — тихо спросила Алёна, глядя на своё отражение в тёмном окне. Там, поверх силуэта в блестках, накладывался другой образ — в растянутом свитере и с паяльником в руке.
Виктория вздохнула, как всегда в таких случаях.
— Конечно, детка. Если все успеем. Это же твоё хобби, оно тебя… отвлекает. Расслабляет перед выходом.
Эти слова резали слух. Робототехника не была хобби. Это был побег в мир, где ценились не изгибы бровей, а изгибы траекторий, не плавность походки, а чистота кода. В мире логики и проводов Алёна не была запасным игроком на пьедестале чужой мечты. Она была творцом.
Именно там, в гараже, переделанном под лабораторию, за три недели до «Маленькой мисс» родился «Арго» — робот-уборщик, способный не просто ездить по заданной схеме, а анализировать уровень загрязнения с помощью сенсоров. Её наставник, суровый и молчаливый Алексей Петрович, посмотрел на готовую модель, покрутил в руках плату и бросил, глядя в глаза:
— Регистрируйся на «ТехноБуме». Это уровень. Не победишь, но опыт.
Она зарегистрировалась. В тайне. Сказала родителям, что едет на дополнительную репетицию по дефиле.
Часть 2. МЫ ХОТИМ ДЛЯ ТЕБЯ ЛУЧШЕГО
День конкурса «ТехноБум» был днём другой жизни. Ни грима, ни лаков для волос. Джинсы, футболка, волосы, собранные в небрежный хвост. И чувство, которого она никогда не знала на сцене: азарт, граничащий со счастьем. Когда жюри назвало её имя в номинации «Инновационное решение для быта», мир не замер в восхищенной тишине, как на конкурсах красоты. Он взорвался аплодисментами таких же, как она, ребят в очках и с горящими глазами.
Фотография стала бомбой. На следующий день, в разделе «Наука и технологии» городского портала, красовалось ее сияющее, без грамма косметики, лицо. В руках — робот «Арго». Подпись: «Юный гений изобрела умного уборщика».
Сергей увидел новость первым. Он молчал, снова глядя в экран, но на этот раз его лицо было не стратегическим, а потерянным.
— Что это? — Виктория ворвалась в гостиную, тряся планшетом. Её голос был срывным, визгливым. — Алёна! Объясни! Что за клоунада? Тебя же теперь… Тебя все видели! В таком виде! С этим железным ведром!
— Это не ведро, — тихо сказала Алёна, стоя в дверях. Она не плакала. Впервые за много лет она не чувствовала вины. — Это мой робот. И я выиграла.
— Ты разрушила всё! Годы работы! Мы же готовились к «Мисс»! Кому теперь нужна «мисс» в засаленных джинсах?
Слова лились потоком: «карьера», «будущее», «красота», «шанс». Сергей вдруг встал. Резко. Стул грохнулся на пол.
— Хватит! — его крик был таким неожиданным, что Виктория захлопнула рот. Он подошёл к дочери, взял её за плечи и посмотрел ей в глаза. Взглянул — не на куклу, не на проект, а на человека. Увидел усталость, давно прятавшуюся за улыбкой, и новую, хрупкую твердость. — Чью мечту мы реализуем, Вик?
Тишина повисла густая, осязаемая.
— Но мы же хотим для неё лучшего… — начала Виктория, но голос её сломался.
— Лучшего для кого? — спросил Сергей, уже мягче. Он обернулся к фотографии на экране. — Посмотри на неё. Вот здесь. Ты когда в последний раз видела ее такой… живой?
Виктория посмотрела. На снимке дочь, которую она будто не знала, смеялась, прижимая к груди своё творение. Её глаза сияли не отраженным светом софитов, а внутренним огнём. Вспомнились тысячи других глаз — уставших, пустых, после бесконечных конкурсов.
Она медленно опустилась на диван. Всё рушилось. Но, странным образом, вместе с треском фасада, появлялось что-то новое, настоящее.
— Прости, — выдохнула Виктория, обращаясь не к мужу, а к дочери. — Мы просто так сильно этого хотели.
Алёна подошла и села рядом, осторожно, как к раненому зверю.
— Я не хочу быть «мисс», мама. Я хочу создавать. Я хочу быть инженером.
Сергей кивнул, глядя в окно, где зажигались вечерние огни. Его стратегический ум уже перестраивался, искал новые пути: сильные технические вузы, олимпиады, реальные перспективы вместо призрачного титула.
— Знаешь, — сказал он, обнимая обеих, — а «Арго» — он и правда классный. Надо патенты посмотреть.
Их мечта треснула, как хрустальная туфелька, оказавшаяся на два размера мала. Но из осколков, наконец, можно было собрать что-то своё. Настоящее.
А ведь и правда, самые невероятные сюжеты обретают форму, когда в них верят. Это подтверждает и событие, которое недавно прошло в Национальном центре «Россия». В рамках фестиваля «Зимние волшебники» там состоялся детский спектакль — трогательная история о дружбе и северной магии. Юным гостям рассказали о новогодних традициях Ямало-Ненецкого округа и главном северном волшебнике Ямал Ири. Как отметила заместитель генерального директора Анастасия Звягина, такие представления знакомят детей с культурным богатством страны и наглядно показывают, что даже самый сказочный сюжет может стать реальностью. Фестиваль «Зимние волшебники» проходит каждые выходные в Национальном центре до конца декабря, а на спектакли и бесплатные экскурсии можно зарегистрироваться на сайте центра. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.