Глядя на истории моих коллег, да и на многие современные фильмы о ВОВ, у многих может сложиться впечатление, что немецкое оружие – это какой-то недостижимый идеал, а их оптика от все того же Carl Zeiss, это самая что ни на есть вершина инженерной мысли, до которой советским "стекляшкам" было как до Луны пешком.
Кажется, что немецкий снайпер был оснащен по последнему слову техники, в то время как наш боец довольствовался малым...
Ага, главное слово во всей этой идее именно "кажется"!
В реальности же снайперские дуэли на Восточном фронте часто складывались вовсе не в пользу немцев. И причиной тому были не мутные линзы, а один фатальный просчет, который превращал хваленый и точный карабин Mauser 98k в неудобного и опасного для самого стрелка "франкенштейна"…
Но как так вышло и самое главное – почему многие немецкие стрелки мечтали именно о трофейной советской винтовке? Ну и конечно же, что за маленькая деталь (а она и вправду была) сгубила целую снайперскую школу? Ответами на эти вопросы мы как раз сейчас и займемся, так что устраивайтесь поудобнее, мы начинаем!
Начнем с того, что нам необходимо сразу же отсеять самый популярный миф. Чаще всего в кадры хроники и в руки советских бойцов попадал именно трофейный карабин Kar98k с прицелом Zf.41.
И это не удивительно, ведь в свое время их выпустили целую ораву, более 100 тысяч штук на секундочку. Но настоящие спецы вермахта эту конструкцию, мягко говоря, не любили.
Почему? Спросите вы.
Отвечаю. Не любили всего по одной причине, ведь по факту это был самый настоящий эргономический нонсенс, начиная от прицела с крошечным увеличением 1.5х (как у дешевого дверного глазка, честное слово), что крепился не над затвором, а где-то там далеко впереди, по типу "скаут".
К тому же поле зрения было микроскопическим, и искать цель в него было сущей мукой. Кажется, что именно по этим причинам опытные стрелки называли Zf.41 "консервной банкой" и при первой же возможности избавлялись от этого "чуда техники". Однако настоящая драма разыгрывалась не с этими "счастливчиками", а с теми, кто получал полноценную оптику.
Многие знают, что действительно эффективные/элитные снайперы получали 4-кратные прицелы Zeiss или Ajack. Качество стекла было безупречным, спору нет, оно почти никогда не мутнело и давало четкую картинку даже в сумерках.
Но все же был у этого прицела и минус, а появился он тогда, когда немецкие инженеры попытались подружить этот прицел с винтовкой Маузера, тогда-то и всплыл критический дефект конструкции.
Все дело в знаменитом флажковом предохранителе Маузера. Чтобы поставить винтовку на блок или снять с него, тот самый флажок нужно перекинуть на 180 градусов. В боевом положении он лежит горизонтально, а при блокировке встает вертикально вверх.
Что это означало на практике? Если поставить оптику низко, поставить ровно так, как того требуют законы баллистики и здравый смысл, конечно же, флажок просто-напросто ударится о корпус прицела. Винтовку невозможно будет ни поставить на предохранитель, ни нормально перезарядить. Немцам пришлось идти на вынужденную и роковую меру – поднимать прицел на высокие кронштейны. Оптика повисла в 4-5 сантиметрах над стволом, и это породило целый каскад всевозможных проблем.
И только глядя на советского снайпера с винтовкой Мосина и прицелом ПУ, понимаешь – как удобно было советскому стрелку. Его прицел стоял низко (рукоятку затвора наши просто гнули вниз), боец вжимался щекой в приклад, буквально сливаясь с оружием в единое целое. Немецкий же снайпер из-за "высокой башни" крепления до приклада даже щекой не доставал!
Ему приходилось тянуть шею и опираться на дерево подбородком. В войсках это явление так и прозвали – "жирафья шея".
- Во-первых, голова немца торчала над укрытием значительно выше, чем у русского визави, что моментально демаскировало позицию.
- Во-вторых, из-за того, что голова висела в воздухе, при выстреле отдача сильно сбивала линию прицеливания. Пока немец ловил "картинку" заново, советский снайпер уже был готов ко второму, а порой даже и к третьему выстрелу.
Думаете это все? Да погодите вы, ведь я только начал!
Держите еще один нюанс, который доводил немецких стрелков до бешенства, сей нюанс касался скорострельности.
Как все мы знаем, что обычный пехотный Маузер заряжался с помощью обоймы: пять патронов вдавливались в магазин одним движением, буквально за секунду.
У снайперской версии массивный прицел на высокой турели полностью перекрывал окно выброса гильз и загрузки патронов. Вставить обойму было физически невозможно.
Именно по этой причине абсолютно всей элите вермахта приходилось заряжать винтовку по одному патрону, аккуратно проталкивая их пальцами под прицел.
А теперь представьте себе ситуацию боя: на позицию идет атака русской пехоты. Советский снайпер с СВТ-40 меняет магазин мгновенно, снайпер с "Мосинкой" загоняет обойму за секунду. А немец с лучшей в мире оптикой Zeiss трясущимися руками поштучно запихивает патроны в казенник, теряя драгоценное время. Скорость перезарядки падала в 3-4 раза.
Неудивительно, что немецкий снайперский комплекс стал жертвой "парадокса совершенства". У них был великолепный ствол и непревзойденные линзы, но конструктивный изъян превратил стрельбу в цирковой трюк. Именно поэтому трофейные советские СВТ-40 ценились в немецких окопах на вес золота, ведь они были сильно проще, да чуточку грубее, но все же делали самое главное, позволяли стрелку попадать в цель быстрее оппонента, то бишь делать самое клевое во всех сражениях – выжить.
Ставьте палец вверх, если тоже гордитесь нашими оружейниками, которые создали простое и эффективное оружие Победы. Ну и если вам понравилась моя сегодняшняя статья, конечно же.
Не забывайте подписаться на канал, ведь именно подписка позволит не пропустить моих следующих выпусков.
Кстати, а вы знали про эту особенность немецких винтовок или как и многие думали, что у них все было идеально? Пишите свое мнение в комментариях!