Глядя на кадры той самой военной хроники, мы привыкли видеть всю ту же Великую Отечественную как бесконечный грохот артиллерии и свист пуль. Но когда дым сражений наконец-то рассеивался и начинался досмотр пленных, происходило нечто, о чем почти не писали в сводках Совинформбюро...
Не писали по разным причинам, отчасти потому, что это было столкновение двух совершенно разных цивилизаций, отчасти по совсем тривиальным причинам (о них чуточку ниже).
Мало кто будет спорить, что типичный советский солдат - зачастую вчерашний колхозник или рабочий, солдат, который испытывал самое настоящее потрясение, заглядывая в ранцы «городских бойцов вермахта».
Вам, скорее всего, думается, что дело было только в трофейном шнапсе или шоколаде? На самом деле в карманах плененных «фрицев» красноармейцы находили вещи, которые говорили о противнике куда больше, чем любые разведданные.
Не будет преувеличением, если я скажу, что это был шок от встречи с тотальной индустриализацией быта противника, где чуть ли не на каждую человеческую потребность у немца имелся специальный заводской гаджет.
Так что же такого находили наши бойцы, что вызывало у них смесь зависти, презрения и искреннего удивления?
Ответами на эти вопросы мы как раз сейчас и займемся, так что устраивайтесь поудобнее, мы начинаем!
Начнем с того, что в РККА обычно курили махорку, добывая огонь либо спичками, которые в сырых окопах моментально превращались в бесполезную ерундовину, либо самодельными кресалами-«катюшами».
Вот тебе и весь выбор…
И ровно в это же время у немцев массово находили австрийские зажигалки IMCO Triplex, насколько мне известно, что в самом начале ВОВ особенно популярна была модель 4700.
Почему я сделал поправку говоря «о самом начале»? Дочитайте статью до конца и вы точно удивитесь той деградации немецкого вещмешка, что произошла всего за каких-то тройку лет…
А пока вернёмся к нашим чудо-зажигалкам, что для советского бойца образца 1941 года казалось чем-то космическим.
Напомню, что ее ветрозащитная шторка (да, было в ней и такое…) позволяла регулировать пламя, но все же главной магией, была конструкция самого топливного резервуара. Не поверите, но тогдашний немец каким-то чудесным образом умудрился сделать его съемным!
Таким образом, он без особого труда вынимался из корпуса, превращаясь в миниатюрную свечу. Как вам такое?
По итогу эту штуковину можно было поставить на туже карту в блиндаже или использовать для розжига костра, при всем при этом не обжигая свои «драгоценные пальцы».
Красота…
Так что это была не просто «зажигалка», а продуманный инженерный инструмент, который красноармейцы частенько забирали себе как один из самых ценных трофеев.
Второй разрыв шаблона происходил при осмотре сухарных сумок и несессеров. Глядя на суровый советский быт, где мылись, когда придется, а зубы чистили порошком из бумажного кулька, немецкий ранец выглядел как самый настоящий филиал аптеки…
Красноармейцев удивляли металлические тюбики с зубной пастой Chlorodont. Сама концепция «пасты в тюбике» для многих жителей советских сел была в новинку - удобно, гигиенично, да еще и с приятным мятным вкусом. Что самое странное, у части немцев был еще какой-то непонятный крем для тела…
Не удивительно, что у всего этого «богатства» была двойная реакция. С одной стороны - презрение: мол, не солдаты, а барышни какие-то, кремом мажутся. С другой - глухая зависть к уровню заботы командования о солдате. Ведь немцы страдали от окопного грибка не меньше наших, но у них борьба с ним была поставлена на промышленный поток.
Среди полезных находок особняком стояли фонарики марок Daimon или Pertrix. Это был еще один пример поголовной немецкой «гаджетомании». Плоские, с квадратной батарейкой, которая служила невероятно долго, они имели кожаные петельки для крепления на пуговицу кителя. Руки свободны, свет падает ровно под ноги - согласитесь, в хозяйстве вещь незаменимая...
Но все же настоящим культурным шоком становились находки категории «18+». СССР был страной с консервативной, почти пуританской моралью. А в санитарном комплекте вермахта штатно находились резиновая контрацепция. Для парня из вологодской глубинки найти у врага такое «резиновое изделие» было чем-то запредельным!
К тому же это порождало мрачные мифы о том, что немцы идут не воевать, а сами понимаете что делать с советскими женщинами.
В реальности же это была холодная прагматика немецких врачей. Как думаете, для чего? Пишите свои ответы в комментариях.
Что самое интересное, что к концу Великой Отечественной характер находок изменился. Если в 1941 году обыск пленного вызывал зависть пополам с классовой ненавистью («Смотри, как богато живут, сволочи!»), то к 1944–1945 годам пришло сожаление или что-то типа того.
Красивые обертки остались прежними, но содержание изменилось. Солдаты находили яркие пачки с надписью Kunsthonig. Думали - мед или масло. Пробовали - а там странная химическая субстанция. Слово «Kunst» (искусственный) стало символом заката Рейха...
У «сверхлюдей» просто-напросто кончились ресурсы. Даже бинты в индивидуальных пакетах стали делать не из хлопка, а из бумаги.
Обыск немецкого солдата стал чем-то наглядного пособия, что происходило с тогдашней Германией начиная с 41-го заканчивая 45-м.
А ведь в самом начале это была встреча с богатой машиной для уничтожения всего и вся, а в конце - с блестящей оберткой, внутри которой скрывались опилки. Советский солдат победил не комфортом, а характером, доказав, что «вечная спичка» и крем для ног не спасают, когда против тебя идет настоящая сила.
Ставьте палец вверх, если гордитесь нашими бойцами и если вам понравилась моя сегодняшняя статья.
Не забывайте подписаться на канал будем развивать по-настоящему правильный проект вместе!
А ваши деды рассказывали истории своих находок у плененного арийца? Быть может что-то приносили домой, какие-нибудь интересные немецкие трофеи? Пишите свои истории в комментариях.