2026 год ставит перед автобизнесом беспрецедентный вызов. Эпоха стабильного роста и долгосрочного планирования осталась в прошлом. На смену ей пришла реальность, где волатильность стала нормой, а способность к адаптации к новым условиям – ключевым конкурентным преимуществом.
Тема нашей встречи – «Испытание на прочность: бюджет 2026 — от планов выживания к стратегии развития» – как никогда актуальна.
- Как в условиях экономической турбулентности, скачков курсов и изменчивого спроса не просто сохранить бизнес на плаву, а найти в нем точки для уверенного роста?
- Как трансформировать бюджет из консервативного «плана выживания» в динамичный инструмент стратегического развития?
- Автобизнес – это бизнес, работающий на пониженной маржинальности, тогда как увеличить маржинальность в нынешних условиях и какие статьи бюджета необходимо взять под особый контроль?
Эти и многие другие вопросы легли в основу дискуссии с ведущими экспертами и практиками рынка, которые поделились не теориями, а конкретными кейсами, инструментами и проверенными в кризис методами управления финансами автодилера.
Нашу встречу открыл Игорь Киверин, учредитель Papatime auto и Papatime business.
Игорь продемонстрировал готовые инструменты и дашборды для ежедневного контроля ключевых показателей бизнеса: от сводки выручки и маржи до анализа эффективности менеджеров и контроля сроков подготовки предпродажной подготовки (ППП).
Эффективное планирование следующего года невозможно без внедрения системного управленческого учета и ежедневного мониторинга данных в режиме реального времени.
Далее выступила Ирина Франк, генеральный директор и соучредитель Frank Auto.
Спикер отметила, что в нынешних условиях выигрывают не те, кто больше планирует, а те, кто быстрее перестраивается, адаптируется под внешнеэкономические факторы и предложила перейти от жесткого плана к скользящему прогнозу на 3-6 месяцев с ежемесячным обновлением и тремя сценариями: базовый, оптимистичный и стрессовый.
Также спикер представила конкретный принцип формирования бюджета от цели по чистой прибыли, а не от объемов продаж, чтобы фокусироваться на маржинальности.
Бюджет 2026 – это не статичные цифры, а инструмент управления, требующий гибкости, сценарного мышления и жесткого контроля денежного потока.
Далее мы переходим к практичному кейсу от Дениса Пронина, директора ГК Ай-Би-Эм.
Сам кейс был представлен в виде как готовый шаблон для расчетов. Расходы четко разделены на ключевые статьи: ФОТ, аренда, маркетинг, содержание инвентаря, процентные расходы. Это классическая и логичная структура операционных затрат (OPEX) автодилера.
На личном примере показал, как в кризис 2024-2025 гг. компания радикально оптимизировала издержки: сократила ФОТ на 45%, маркетинг, запасы и снизила точку безубыточности с 170 до 92 млн руб. в месяц.
Спикер назвал ключевые риски 2026 года, одни из которых:
- Изменение в системе налогообложения;
- Увеличение количества претензий и судов по ЗЗПП и декрета союзного государства;
- Уход некоторых китайских брендов в связи с санкциями;
- Снижение покупательской способности, в связи с общим ухудшением экономической ситуации .
Чтобы перейти от выживания к развитию, нужны жесткие меры по оптимизации, тотальный контроль операционных процессов и личная вовлеченность руководителя.
Следующим спикером был Андрей Лапиков, управляющий директор ГК Большегруз.
В своем выступлении он затронул одну из тем касательно связи финансов и бизнес-модели. Подчеркнул, что прибыль сейчас формируется из структуры понесенных затрат (расходов) и полученных доходов. И для дилеров, чтобы получить доход, необходимо обратить внимание на сегмент потребителей. «Доходы и расходы формируются из тех обычных вещей, которыми мы занимаемся ежедневно и прибыль формируется намного задолго до того, как мы её получаем» – Андрей Лапиков.
Также спикер подчеркнул, что гибкость бюджета определяется модульностью бизнес-модели: способностью быстро перераспределять ресурсы между направлениями (например, с продаж на сервис).
Бюджет 2026 – это отражение стратегической гибкости компании. Необходимо перейти от учета прошлого к управлению будущим через сценарное планирование, анализ процессов и пересмотр бизнес-модели.
И в завершении вебинара выступила Татьяна Акимова, генеральный директор «Автомаркетолог».
На основе данных за 11 месяцев 2025 года был представлен детальный срез рынка: подтверждено падение продаж новых легковых автомобилей на 18%, при этом рынок подержанных авто остаётся стабильным (+1%). Особое внимание уделено сегменту китайских марок, где фиксируется спад на «первичке» (-27%), но взрывной рост на «вторичке» (+40%).
Представлены три детальных сценария развития на ближайшие годы:
- Базовый (наиболее вероятный): 0.9 - 1.1 млн новых авто в год, ставка 11-12%, рост цен 10-12% в год.
- Негативный (при сохранении высоких ставок): падение рынка до 400-700 тыс. авто в год.
- Позитивный: выход на 1.2-1.3 млн авто в год при снижении ставки до 9-10%.
Рынок повторяет паттерн «плато -> падение вдвое -> стагнация на новом уровне». Новый устойчивый коридор для России - около 1-1.1 млн новых автомобилей в год.
Эпоха высоких объёмов прошла. Стратегическое планирование должно базироваться на сценарном подходе, жёстком контроле издержек и переориентации на сервис и вторичный рынок как источники стабильности. Успех в 2026 году будет зависеть не от оптимистичных прогнозов, а от способности гибко адаптироваться к реалиям сужающегося рынка с высокой стоимостью денег.