Найти в Дзене
Посматривай

Премьера оперы «Сервилия» на Новой сцене Большого театра

В Большом театре 19 декабря прошла премьера оперы Николая Римского-Корсакова «Сервилия». Дирижёр-постановщик - Антон Гришанин, дирижер - Алексей Верещагин, режиссер-постановщик - Ольга Иванова, сценограф, художник по костюмам - Виктор Герасименко, художник по свету - Андрей Абрамов, художник по видео - Артур Рахимзянов. В основе сюжета оперы - политические интриги Древнего Рима и гонения на первых христиан. Ольга Иванова, режиссер-постановщик спектакля, рассказывает о премьере: «Сервилия», одна из поздних опер Римского-Корсакова, стоит особняком в его творчестве, так как ни о чем подобном композитор не писал ни до, ни после нее. «Сервилию» можно причислить к числу шедевров, о которых сегодня практически ничего неизвестно. Ни в одном театре эта опера не идет, настало время познакомить публику с этим раритетом. Сейчас в Большом театре много замечательных молодых артистов, которые могут достойно её исполнить. Совершенно потрясающее либретто Льва Мея, в котором почти все персонажи - реал

В Большом театре 19 декабря прошла премьера оперы Николая Римского-Корсакова «Сервилия». Дирижёр-постановщик - Антон Гришанин, дирижер - Алексей Верещагин, режиссер-постановщик - Ольга Иванова, сценограф, художник по костюмам - Виктор Герасименко, художник по свету - Андрей Абрамов, художник по видео - Артур Рахимзянов.

Новая сцена Большого театра, фотография из открытых источников Яндекса
Новая сцена Большого театра, фотография из открытых источников Яндекса

В основе сюжета оперы - политические интриги Древнего Рима и гонения на первых христиан. Ольга Иванова, режиссер-постановщик спектакля, рассказывает о премьере: «Сервилия», одна из поздних опер Римского-Корсакова, стоит особняком в его творчестве, так как ни о чем подобном композитор не писал ни до, ни после нее. «Сервилию» можно причислить к числу шедевров, о которых сегодня практически ничего неизвестно. Ни в одном театре эта опера не идет, настало время познакомить публику с этим раритетом. Сейчас в Большом театре много замечательных молодых артистов, которые могут достойно её исполнить. Совершенно потрясающее либретто Льва Мея, в котором почти все персонажи - реальные исторические личности. Сцены, написанные либреттистом, разнообразны по месту действия: мы попадаем в римские термы, в дом колдуньи, в роскошные апартаменты римских патрициев. Но все это лишь антураж, на фоне которого разворачивается главная тема – зарождение веры. Важно в этой истории, что женщина, римская аристократка, наследница знатного рода, воспитанная в языческих традициях общества, почувствовала приближение новой эры, уверовала в зарождение христианства и пошла за ним».

«Сервилия» была впервые поставлена в Мариинском театре 1 октября 1902. Успеха не имела и была снята с репертуара. В 1904-ом году премьера прошла в Москве на сцене театра Солодовникова, было дано шесть представлений. Через 90 лет постановка оперы была осуществлена в Самарском академическом театре оперы и балета. Премьера в Камерном музыкальном театре имени Бориса Александровича Покровского в Москве прошла в 2016 году под управлением Геннадия Рождественского. Именно эту постановку в обновленном виде перенесли сегодня на Новую сцену Большого театра.

Почему к не самой успешной опере Римского-Корсакова решили вернуться на Новой сцене Большого театра, да еще перед Новым годом? Посмотрев утренний спектакль «Сервилия», не могу ответить на этот вопрос. Хотя режиссер-постановщик рассказывает о сценах в роскошных домах и банях Древнего Рима, по факту зритель видит на сцене одну и ту же декорацию, похожую на деревянный древнеримский амфитеатр. На его площадку выходят певцы в выгоревших на солнце тогах и разыгрывают различные сцены. На заднике видеорежиссер меняет картинки, но это не уровень высокохудожественных декораций Большого театра.

Наверное, не стоило после восстановленных на исторической сцене Большого театра постановок «Петрушки», «Жар-птицы» и «Шахерезады» так экономить на оформлении и костюмах. Спектакли из репертуара Русских сезонов Сергея Дягилева даже через 100 лет восхищают шедевральными декорациями и костюмами по эскизам Александра Бенуа и Льва Бакста. Если театр ставит такую планку, нужно и дальше ей соответствовать.

«Сервилия» утром 21 декабря восхитила вокальными партиями. Татьяна Федотова в главной роли была очаровательна и трагична. Александр Полковников создал зловещий образ интригана. Блеснул мастерством Захар Ковалев в роли сенатора Тразея. Илья Легатов в роли трибуна Валерия был эмоционален и убедителен. Александр Маркеев изобразил сенатора Сорана мощной и трагической личностью. Хочется видеть этих актеров почаще в постановках Большого театра. Они обладают яркими голосами и драматическим талантом. А харизматичный Николай Казанский в партии Старика заставил вспомнить о христианских пророках. Это было подарком зрителю к Новому году.

Благодарим за лайки и комментарии.