Найти в Дзене
Первый Автомобильный

Люди открыли глаза и стали все чаще избавляться от китайских автомобилей - количество объявлений выросло на 50%. Почему люди их продают

Еще совсем недавно, буквально пару-тройку лет назад, наш автомобильный рынок напоминал шумную вечеринку, где главными звездами были гости из Поднебесной. Нас усиленно уверяли со всех экранов и баннеров, что китайский автопром совершил невероятный квантовый скачок, что это «новая Тойота», только современнее и дешевле, что качество сборки подтянулось до мировых стандартов, а электроника и вовсе опережает время. Мы, как завороженные, смотрели на красивые, яркие экраны мультимедиа, щупали мягкий пластик в нарядных шоурумах и верили. Верили, что наступила новая эра. Но прошло время, эйфория улеглась, на одометрах появились первые серьезные пробеги, закончился «медовый месяц» владения, и наступило жесткое, суровое похмелье реальности. Рынок никогда не врет, и статистика конца 2025 года буквально кричит об одном: россияне начали массово, чуть ли не панически, сбрасывать свежие китайские автомобили. Количество объявлений о продаже выросло в полтора раза, и это не просто сезонное колебание, а
Оглавление

Еще совсем недавно, буквально пару-тройку лет назад, наш автомобильный рынок напоминал шумную вечеринку, где главными звездами были гости из Поднебесной. Нас усиленно уверяли со всех экранов и баннеров, что китайский автопром совершил невероятный квантовый скачок, что это «новая Тойота», только современнее и дешевле, что качество сборки подтянулось до мировых стандартов, а электроника и вовсе опережает время. Мы, как завороженные, смотрели на красивые, яркие экраны мультимедиа, щупали мягкий пластик в нарядных шоурумах и верили.

Верили, что наступила новая эра. Но прошло время, эйфория улеглась, на одометрах появились первые серьезные пробеги, закончился «медовый месяц» владения, и наступило жесткое, суровое похмелье реальности. Рынок никогда не врет, и статистика конца 2025 года буквально кричит об одном: россияне начали массово, чуть ли не панически, сбрасывать свежие китайские автомобили. Количество объявлений о продаже выросло в полтора раза, и это не просто сезонное колебание, а настоящий, устойчивый и весьма тревожный тренд. Давайте смотреть правде в глаза и разбираться, почему вчерашние счастливые покупатели сегодня так спешат избавиться от своих китайских «ласточек».

Статистика, которая не оставляет иллюзий

Чтобы не быть голословным и не опираться на слухи, давайте обратимся к сухим, беспристрастным цифрам, которые предоставили нам аналитики рынка. В ноябре 2025 года объем вторичного рынка легковых автомобилей китайских марок достиг внушительной отметки в 28 800 штук. На первый взгляд цифра может показаться не такой уж и пугающей, но все познается в сравнении. Это на целых 50% больше, чем было в ноябре прошлого года (тогда продавали всего 19,2 тыс. машин). Рост в полтора раза всего за один год! Такой динамики нет ни у одного другого сегмента авторынка.

-2

Если смотреть на картину шире и глобальнее, то за 11 месяцев уходящего 2025 года общий объем перепродажи китайских авто в России составил колоссальные 253 600 машин. Это на 44% превышает показатели аналогичного периода 2024 года. Вторичный рынок буквально наводнен предложениями о продаже «почти новых» машин. И самое интересное и показательное в этой истории - это то, кто именно находится в лидерах этого массового «сброса»:

  1. Chery - абсолютный лидер по перепродажам, и это неудивительно, учитывая их популярность. 55 600 автомобилей этой марки сменили владельцев за год (рост составил +25%).
  2. Geely - занимает уверенное второе место с показателем в 49 500 штук (+38%).
  3. Haval - и вот тут наблюдается самая пугающая и драматичная динамика. Продажи этих автомобилей на вторичке выросли сразу на невероятные 65%, достигнув отметки в 35 000 автомобилей. Владельцы Хавейлов избавляются от них активнее всего, видимо, разочарование здесь наступает быстрее и острее.
-3

В топ-10 по продажам также входят самые разные бренды: от уже ушедших с рынка и ржавеющих Lifan до вполне актуальных Changan, Great Wall, Exeed, Omoda, Tank и даже премиальных Lixiang. То есть продают абсолютно всё: от бюджетных моделей до дорогих гибридов. Никто не чувствует себя в безопасности.

Почему продают свежие машины? Разбор причин

Ключевой момент во всей этой статистике, на который многие почему-то не обращают должного внимания: более половины всех продаж приходится на автомобили последних четырех лет выпуска. Это критически важный, я бы сказал, фундаментальный показатель. Обычно в России люди ездят на новой машине в среднем 5–7 лет, пока не закончится гарантия или не исчерпается ресурс основных агрегатов.

-4

А здесь мы видим аномалию: на продажу массово выставляют автомобили 2022, 2023 и 2024 годов выпуска. Машинам всего 2-3 года, они еще пахнут заводом, а от них уже хотят избавиться любыми способами. Почему так происходит?

Причина №1: Жесткое техническое разочарование
Красивая маркетинговая обертка с контурной подсветкой салона, панорамными крышами и огромными планшетами перестала работать, когда началась реальная, повседневная эксплуатация. Владельцы очень быстро столкнулись с тем, что под капотом зачастую скрываются малообъемные, раздутые турбомоторы, которые «не едут», но при этом много «жрут» (вспомните мою недавнюю историю про соседа на Jolion с расходом в 14 литров). Роботизированные коробки передач, которые настроены кое-как, дергаются в наших пробках, доставляя дискомфорт.

-5

Полный привод на многих моделях оказывается фикцией, перегреваясь в первой же серьезной луже или сугробе. А подвеска просто не выдерживает наших направлений вместо дорог. Люди поняли, что купили модный гаджет на колесах, игрушку, а не надежного железного друга, на которого можно положиться в любой ситуации.

Причина №2: Зима как главный враг электроники
Наши суровые русские зимы стали главным и самым честным краш-тестом для всего китайского автопрома. И многие этот тест провалили. Отказывающие в мороз сенсорные экраны, через которые завязано управление печкой и обогревами, - это не просто неудобно, это опасно. Неработающие выдвижные ручки дверей, которые примерзают намертво, глючащие датчики давления в шинах и постоянно отваливающийся бесключевой доступ - все это капля за каплей накапливает раздражение владельца.

-6

Когда ты утром в минус двадцать не можешь попасть в собственную машину за три миллиона рублей или у тебя прямо на ходу гаснет приборная панель, превращаясь в черный квадрат Малевича, желание продать этот автомобиль возникает само собой, и оно непреодолимо.

Причина №3: Животный страх потери ликвидности
Владельцы начали постепенно осознавать, что китайские машины теряют в цене быстрее, чем падает рубль в кризис. Коррозийная стойкость кузовов все еще вызывает огромные вопросы (особенно у марок попроще, где рыжики могут появиться после первой зимы), а ситуация с наличием запчастей - это настоящая лотерея. Можно ждать бампер или фару месяцами.

Люди банально боятся, что через 5 лет, когда кончится гарантия, их машина превратится в тыкву, в неликвид, который невозможно будет продать за адекватные деньги. Поэтому они пытаются «выйти в кэш» прямо сейчас, пока автомобиль еще считается свежим, блестит и находится на гарантии. Они хотят пересесть либо на что-то более статусное и проверенное (те же Lixiang или Zeekr, которые хотя бы дарят эмоции), либо вернуться к проверенным годами подержанным «японцам» и «европейцам», которые с годами только дорожают.

Причина №4: Осознание временности и ошибка выбора
Не стоит забывать, что многие покупали Chery, Haval или Geely в 2022–2023 годах просто от безысходности. Дилеры любимых европейских и японских брендов закрывались, выбора не было, цены росли, а ездить на чем-то надо было.

-7

Это была чисто эмоциональная покупка «на передержку», компромисс с самим собой. Сейчас, когда рынок немного успокоился, заработал параллельный импорт и люди снова начали считать деньги и взвешивать риски, они решили, что пора прощаться с этим временным вариантом. «Поигрались и хватит», как говорится.

Итог: рынок взрослеет и снимает розовые очки

Да, доля китайских брендов на вторичном рынке РФ в общем объеме пока кажется небольшой - всего 4,5%. Но сама динамика роста в 50% говорит о том, что этот сегмент будет расти лавинообразно в ближайшие годы. Мы наблюдаем глобальный процесс «отрезвления» наших автолюбителей. Эйфория от того, что «китайцы научились делать машины не хуже европейцев», стремительно проходит, оставляя место прагматизму.

-8

Остается сухой, холодный расчет, где владельцы голосуют своим рублем и объявлением на сайте продаж. И судя по цифрам, для очень многих опыт владения китайским чудом техники оказался совсем не таким радужным и безоблачным, как обещали рекламные буклеты и улыбчивые менеджеры.

А как вы считаете, такой резкий рост продаж б/у «китайцев» - это естественный процесс обновления автопарка или все-таки тревожный признак того, что люди глубоко разочаровались в качестве и надежности? Напишите честно в комментариях, купили бы вы себе трехлетний китайский кроссовер с рук, зная все эти нюансы?