Часть 2. Усмирение строптивого. Тихий бунт и его последствия. Тяжёлое начало автономки.
Эту статью написал командир БЧ-5 подводной лодки С-176 Александр Алиевич Акаев. С его разрешения я публикую её здесь. Авторский текст сохраняю.
...А теперь реальная ситуация. Живём на лодке. Через час после ужина (возможно, обеда) командир БЧ-5 вызывает по "Каштану" в центральный пост командира отделения мотористов из шестого отсека. Даже после принятия в шестом повторной команды - тишина. Посланный "гонец" возвращается со словами: "Они отдыхают и сказали, что сегодня не придут!" Если "Гора" не идёт к Магомету, то механик идёт к "Горе".
В шестом отсеке со средней коечки по правому борту на вопрос: "Почему не прибыли в центральный?" - Ответ: "Я на сегодня уже отработал, а если вам делать нечего, то можете идти…" Направление было указано, точнее не сказать. Со сторонами света ничего общего не имеющего, но, судя по всему, существующее. Иначе как объяснить, что некоторые туда довольно часто посылают других, а сами идти не хотят? Далеко, наверное.
Вот здесь хотелось бы сделать паузу и задать вопрос читателю: "Ваши действия, уважаемый?" Разумеется, со стороны офицера (в комментариях принимаются все варианты).
Учитывая, что материал для истории, лукавить не будем и пишем всё как было на самом деле. Попадая на другой корабль при переводе для дальнейшего прохождения службы, старослужащие интересовались, что из себя представляют офицеры и мичманы данной части. Так вот про командира БЧ-5 С-176 в то время говорили: "Механик у нас мужик нормальный, но если у него начинают стекленеть глаза - шутки в сторону!"
Похоже, так было и на этот раз. Начать стаскивать хлопца с кровати - не вариант. Повернуться и уйти, оставив в покое "отдыхающего" - тем более. Поэтому впервые для быстрого подъёма был использован аварийно- спасательный инструмент: удар кувалды снизу по матрасу (хотя и не сильный, размах маленький) был более эффективней, чем команда старшины в учебном отряде "Рота подъём!!!"
"Поднятый" со словами: "Ты мне мешаешь жить!" попытался с помощью кулаков доказать механику свою правоту. Не получилось. Последний, будучи в военном училище, неоднократно защищал спортивную честь роты, в том числе и на ринге. Случай вопиющий, но, к сожалению, имел место.
Командир ПЛ наказал механика "строгим выговором", а вся срочная служба как бы объявила голодовку в поддержку своего "поруганного" товарища. Почему "как бы" - на камбузе продукты не получили, а использовали "НЗ", добытый ещё при загрузке провизионки. В отсеках чувствовался "революционный" дух. Замполит активными беседами пытался разрядить обстановку. Экипаж ждал, чем всё закончится, и лишь один старшина 2 статьи говорил товарищам: "Хватить бузить. Офицеры все равно своего добьются".
Командир БЧ-5, воодушевленный происходящим, обследовав весь пятый отсек, в том числе трюма и выгородки за дизелями. Затем собрал всех мотористов и выдал список замечаний на двух листах. Срок исполнения - сутки.
На следующий день (не знаю, что повлияло больше: деятельность замполита или полное израсходование "НЗ") на камбузе появились бачковые. Всё встало на свои места. И только механик, выждав время, ещё раз пролез по дизельному отсеку и обнаружил, что замечания не были устранены.
Разговор с мотористами был более чем жесткий: "Считаю это саботажем! С такой командой идти в море - это рыб кормить. Даю ещё сутки на устранение замечаний. Буду проверять всё. В противном случае пойду туда, куда надо. Объявлю о саботаже. На карьере моей будет поставлена точка, но зато буду иметь возможность растить своих троих детей. Но и вам тоже будет не слабо!" Через сутки было устранено более 90% замечаний. Всё это происходило примерно за месяц до похода.
А перед походом, по мнению механика, экипаж был нормальный. Приказания все исполнялись, пререканий не было. Экипаж коренным образом отличался от экипажа С-176 образца 1980-81 года (про тот позор и вспоминать не хочется). Я думаю, в этом была заслуга всего экипажа, возглавляемого командиром - капитаном 2 ранга Путинцевым.
Теперь предлагаю вернуться к основной теме. Для командующего ситуация на лодке непростая. Поэтому он лично приехал и встретился со всем экипажем. Встреча проходила на плавмастерской. Было несколько конкретных вопросов.
"Товарищи матросы, кто не хочет идти в море?" Тишина. "Товарищи старшины, кто не хочет идти в море? Кого, считаете, необходимо заменить?" Такой же вопрос был задан мичманам, а потом офицерам. Экипаж оказался монолитным. Все были отпущены, кроме командира и замполита. Какой разговор был дальше, можно только догадываться.
Командир ПЛ заверил Командующего флотилией, что задача боевой службы будет выполнена достойно. Полагаю, это убедило Командующего. Но чтобы было всё по-честному, без обмана, на время похода на ПЛ был прикомандирован капитан 3 ранга Лебедев, инструктор из "верхнего" политотдела. Через несколько часов С-176 ушла в море на полную автономку.
Для поддержания материальной части в строю необходимо было постоянно вести ремонтные работы. Для ПЛ 613 проекта это было весьма актуально. Ремонт был бесконечным и мог приостанавливаться только на период выхода лодки в море (и то, если выход не долгий). Так было и на этот раз.
В конце последней зарядке АБ перед выходом, когда суммарный ток генератора не превышал 600 Ампер, тихо (без дыма, запаха и фейерверка) "сдох" правый ГГЭД. Неисправность нашли быстро. Перегорела гибкая шина на носовом якоре. Устраняли неисправность электрики с другой лодки, наши были собраны для беседы с Командующим.
Причина дефекта была найдена ещё на переходе к первой точки погружения. На 95% была забита каким-то мхом приёмная сетка вентилятора охлаждения гребного двигателя. Проверили и левый борт - там было то же самое. Сняли, почистили, установили на место. За время похода неисправностей было довольно много, но не будем утомлять читателя и покажем только самые "яркие".
На первом или втором всплытии на зарядку АБ запустили два дизеля. По запросу центрального поста о проверке масла в подшипниках, шестой отсек доложил, что всё проверено и замечаний нет. Через 15 минут поступил доклад: "Высокая температура кормового подшипника левого ГГЭД" (точнее сказать не могли - шкалы градусника уже не хватало). Масла там не было.
Как говорится - подшипник всё! Получив доклад от командира БЧ-5 о "подарке", командир задал всего два вопроса: 1) "Как можно использовать левую линию вала?" - "Только двигатель экономхода на винт". 2) "Что будешь делать, механик?" - "Ремонтировать".
Остаться в море с одной "ногой", да ещё в начале боевой службы - это не слабо. Поэтому механик собрал в шестом всех "жителей" отсека и произнёс довольно долгую речь, которую здесь по понятным причинам целиком приводить не получится (пропечатаются в основном только точки и знаки).
Но суть выступления сводилась к следующему: "Ребята, вы оплошали и теперь надо отмываться". От услышанного удовольствие получал, пожалуй, только один человек - мичман баталер, который недавно пришёл к нам с Чёрного моря. Он такое, видимо, слышал впервые.
Сколько не вспоминай близких родственников "отличившихся" - дело не сдвинется. Поэтому в шестом была организована двухсменная вахта, командир МГ заступил на бессменную суточную вахту в ЦП. А механик, отобрав мясной нож у кока, приступил к шабровке подшипника. Двое подмастерьев из "отличившихся" помогали крутить гайки.
Через двадцать часов, собрав подшипник и отцентровав линию вала, запустили в холостом режиме левый ГГЭД. Получасовая проверка показала, что подшипник будет жить. И на очередное всплытие мы поднимались уже со 100%-ной энергетической установкой.
Это была часть 2. Продолжим завтра. Подписывайтесь :)