Найти в Дзене

Дегустации с кратковременными доминантами

Китайские ученые исследовали сенсорные впечатления и эмоциональные переживания, которые вызывает у людей аромат дорогого зеленого чая. В эксперименте изучались четыре чая — и в кратком анонсе работы не указано, что это были за чаи. Да это, впрочем, и не важно. Самое любопытное в этой работе — не конкретный результат (о котором я все равно скажу пару слов чуть позже), а методика исследования. Наши ученые китайские коллеги пропустили зеленые чаи через TDS и TDE дегустации. О которых, как мне кажется, есть смысл сказать несколько слов — уж очень они интересные. TDS — это Temporal Dominance Of Sensations, что, пожалуй, можно перевести как «Кратковременное доминировние ощущений». Говорят, что в более или менее устойчивом виде эта дегустационная методика оформилась к 2003 году. Чему, как это обычно бывает, предшествовали всяческие предварительные изыскания. Варианты реализации TDS-дегустаций бывают разными, но вкратце там все происходит примерно следующим образом. Дегустатор работает с неки

Китайские ученые исследовали сенсорные впечатления и эмоциональные переживания, которые вызывает у людей аромат дорогого зеленого чая. В эксперименте изучались четыре чая — и в кратком анонсе работы не указано, что это были за чаи. Да это, впрочем, и не важно. Самое любопытное в этой работе — не конкретный результат (о котором я все равно скажу пару слов чуть позже), а методика исследования.

Наши ученые китайские коллеги пропустили зеленые чаи через TDS и TDE дегустации. О которых, как мне кажется, есть смысл сказать несколько слов — уж очень они интересные.

www.nature.com
www.nature.com

TDS — это Temporal Dominance Of Sensations, что, пожалуй, можно перевести как «Кратковременное доминировние ощущений». Говорят, что в более или менее устойчивом виде эта дегустационная методика оформилась к 2003 году. Чему, как это обычно бывает, предшествовали всяческие предварительные изыскания.

Варианты реализации TDS-дегустаций бывают разными, но вкратце там все происходит примерно следующим образом. Дегустатор работает с неким интерфейсом, позволяющем ему выбирать один сенсорный дескриптор из нескольких предложенных. Ну типа у него на экране кнопки с надписями «горький», «сладкий», «свежий», «цветочный», «терпкий», «фруктовый» — и он может тыкать в любую.

Как только дегустатор пробует продукт — например, набирает в рот чай или там откусывает кусочек шоколада — он может начинать работать с этим интерфейсом. И выбирать тот сенсорный дескриптор, который в данный момент в продукте доминирует. Как только сенсорная доминанта меняется, надо тыкать новую кнопку. И так до тех пор, пока вообще есть какие-то ощущения. Там, повторюсь, есть разные технические нюансы — но в общем и целом все очень просто и удобно для дегустатора. Но требует, конечно, некоторой подготовки и использования специализированных приложений.

Если дегустаторов несколько и приложение нормально фиксирует выбор дегустаторов и время этого выбора, то получаются данные о продукте, которые хорошо дополняют результаты традиционных дегустаций. При которых дегустаторы просто оценивают интенсивность разных дескрипторов. Считается, что TDS-методика точнее, потому что выбирать одну сенсорную доминанту легче, чем оценивать интенсивность нескольких дескрипторов.

Ну а TDE, Temporal Dominance of Emotions, «Кратковременное доминирование эмоций» — это производная методика, где вместо сенсорных дескрипторов нужно выбирать эмоциональные переживания. То есть вместо кнопок «сладкий», «горький» и все такое прочее используются кнопки «нравится», «богатый», «неожиданный» и снова все такое прочее. Такая «эмоциональная» методика как будто бы позволяет сразу оценивать впечатления от продукта — что, конечно, тоже прикольно.

Методики, повторюсь, очень интересные. И их еще и комбинировать можно — что, собственно, и проделали китайские коллеги в исследовании аромата дорогого зеленого чая. Ну то есть они прогнали чаи вначале через сенсорные доминанты, а потом — через эмоциональные. Чтобы посмотреть, есть ли связь между какими-либо сенсорными дескрипторами и конкретными эмоциями. Оказалось, что есть. Свежий аромат доставляет удовольствие, нежные цветочные ноты воспринимаются как мягкие, каштановые — как насыщенные, сам по себе яркий аромат удивляет. Все очень красиво и увлекательно, на самом деле.

Не очень понятно, правда, как применять результаты использования таких дегустационных методик на практике. Я за свою достаточно долгую уже профессиональную жизнь участвовал в разных дегустациях и какие только чайные продукты не тестировал. Обычной оценки интенсивности дескрипторов в сочетании с комментариями в свободной форме обычно хватает для оценки продукта за глаза и за уши.

Однако методики с сенсорным и эмоциональным доминированием, повторюсь, эффектны. Результаты их использования отлично визуализируются. Да и вообще методики с кратковременными доминантами обладают высоким презентационным потенциалом, как внешним, так и внутренним. Ну то есть про свой товар можно и потребителям рассказывать с убедительными картинкам. И внутри компании все это дело может быть кстати, когда нужно лапшу на уши начальству навешать на предмет собственной продвинутой инновационности.

Традиционный чай, кстати, достаточно сложный материал для TDS-TDE-дегустаций, в силу своей легкости — особенно по сравнению с шоколадом, например. Однако чай можно и заварить покрепче, по титестерки. Для некоторых рынков его можно тестировать в потребительских форматах, с молоком и сахаром, например. И даже если все совсем тонко и деликатно, то можно тестировать только аромат чая, как сделали коллеги из исследования. Ну и чай, напомню, бывает не только традиционным — а на тот же RTD-чай дегустации с доминантами ложатся как родные.

Вдруг кому пригодится, короче.

Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».