Из книги
Копирайт из главы XVI
Современное состояние гидростроительства
стр.283
Москвичи осуществят великие сталинские предначертания по реконструкции столицы. Они будут «...строить и создавать высококачественные сооружения для трудящихся, чтобы строительство столицы СССР и архитектурное оформление столицы полностью отражали величие и красоту социалистической эпохи»
(Из Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) 10 июля 1935 года «О генеральном плане реконструкции г. Москвы».)
I. СУДОХОДСТВО НА МОСКВА-РЕКЕ
«Москва, по мысли товарища Сталина, будет портом пяти морей. Канал соединит столицу с Белым, Балтийским и Каспийским морями, а после сооружения Волго- Донского канала - с Черным и Азовским морями».
«...Лежащая в центре страны Москва стоит теперь на перепутье пяти водных дорог и принимает у своих набережных большие суда, идущие из Белого, Балтийского и Каспийского морей...»
«...Благодаря ряду спрямляющих каналов, частично уже построенных (к1950 прим моё)(Хорошево, Карамышево), частично намеченных к строительству (Дорогомиловский, Андреевский и, возможно, Лужниковский), путь по реке сократится с 40 до 12 км, и обеспечится организация транзитного
стр.284
судоходства без захода грузовых судов в центр города. Освобождаемые от транспортного движения значительные участки Москва-реки могут быть отведены для пассажирского судоходства или использованы под пляжи и водные станции, а их берега (особенно москворецкая и дорогомиловская петли) - для строительства красивых жилищ и общественных зданий.
Водная система Москвы делится на портовые, общегородские и парковые участки реки...»
«... Московский речной порт, в составе нескольких гаваней, располагается кольцом вокруг заселенных земель города и вблизи основных промышленных районов: Северная гавань - на Химкинском водохранилище канала имени Москвы, Западная гавань-в Шелепихе и Филях и Южная гавань - на б. Сукином болоте. В состав Южного порта входят также причалы в Нижних Котлах и у Даниловского моста. Северный порт имеет то преимущество, что прибывающие по каналу имени Москвы суда не должны проходить через нижележащую шлюзовую лестницу и поэтому могут иметь максимальную осадку...»
«...Пассажирское движение по реке разделяется на городское (и пригородное), обслуживаемое катерами, и дальнее, обслуживаемое пароходами и теплоходами волжского типа. Первое из них происходит в границах Перервинской и Карамышевской плотин, дальнее же движение происходит от Северной гавани, в Химках, вверх по каналу имени Москвы к Волге, и от речного вокзала у Даниловского моста - для пассажиров московско-окского направления.
В довоенный 1940 год по каналу имени Москвы, который стал одним из любимых мест отдыха москвичей, было перевезено 1,8 млн, человек, а в 1950 году будет обслужено 3,3 млн. пассажиров.
Распределение грузооборота по районам Московского порта производилось таким образом, что в среднем 50% всех грузов перерабатывалось в районе Южного порта, 30% - в Западном и 20% - в Северном порту (188 21).
Южный порт в Кожухове, как район наибольшего сосредоточения потребляющих предприятий и перерабатывающий главную массу грузопотоков с Оки и с канала имени Москвы, имеет наибольшую длину причальной линии с вертикальными стенками набережных.
Продолжение капитальных работ по осуществлению генерального плана реконструкции столицы, грандиозная строительная программа определяют огромную потребность в доставке московской промышленности и новостройкам массовых грузов и в первую очередь строительных материалов, Пятилетний план Московского водного и железнодорожного узла составлен с расчетом удовлетворения этой потребности, причем на реконструкцию столичных гаваней ассигнуется несколько десятков миллионов рублей.
План предусматривает специализацию отдельных московских портов, что позволит насытить каждый причал такими механизмами и по такой схеме, которые обеспечат высшую производительность труда и законченность цикла.
Северный порт канала имени Москвы будет принимать генеральные грузы, доставляемые с Волги грузо-пассажирскими судами на существующие механизированные причалы. Вновь сооружается причальная стенка для переработки леса, соли и минерально-строительных материалов. На каждом новом причале устанавливаются портальные краны.
стр.295
На лесном причале тыловая механизация формируется из автолесовозов и гусеничных кранов, на соляном - из передвижных бункеров и стационарных ленточных транспортеров; на причале минеральных строительных материалов будут работать также гусеничные краны.
Западный порт включается в прямое железнодорожно-водное сообщение. Здесь будут построены новые причалы для приема строительных материалов, леса, соли и других грузов, часть которых должна переваливаться на железную дорогу. Порт получает много новых перегрузочных машин.
Южная гавань будет принимать генеральные грузы с Оки, минерально-строительные материалы из верхнеокских карьеров, хлеб, овощи и т. д.
В Нижних Котлах намечена постройка причальной стенки. Кроме минерально-строительных грузов, предназначенных для ближайших строительств, здесь будут приниматься штучные грузы.
В связи с застройкой новой, юго-западной, территории Москвы предусматривается устройство нового причального фронта. На «стрелке» —месте слияния Москва-реки с Водоотводным каналом проектируется пассажирский вокзал для обслуживания направления на г. Горький.
На Андреевском спрямлении также намечается грузовая пристань. Еще дальше, на восточной ветви канала имени Москвы, предусматривается устройство Восточной гавани.
Число причалов московских организаций в послевоенной сталинской пятилетке подлежит сокращению за счет наиболее мелких и слабо механизированных, загромождающих набережные и вызывающих длительные простои флота.
В результате проведения намеченных пятилетним планом работ грузооборот Московского водного узла возрастет по сравнению с 1940 годом в 2,3 раза.
Водный путь к столице с юга, Москворецкая шлюзованная система, по которой перевозятся в больших количествах минерально-строительные материалы, лес, нефть и другие грузы для снабжения промышленности, коммунального хозяйства и населения многомиллионного города, уже не удовлетворяет возросшим требованиям: в 1950 году по ней будет перевезено грузов в общей сложности в 2,5 раза больше, чем в 1945 году. Поэтому намечается реконструкция Москва-реки ниже Перервы, а также постепенное увеличение глубины Оки на протяжении до г. Горького.
Проект реконструкции Москворецкой системы предусматривает разбивку шлюзовой лестницы на четыре ступени, с исключением верхних узлов, Трудкоммуны (Бесединского) и Андреевского, и заменой их одним - Новоандреевским сооружением; на прочих плотинах напор повышается на 0,2- 0,8 м. При каждом гидроузле будут построены новые шлюзы (по своим размерам и оснащению приближающиеся к сооружениям канала имени Москвы) и гидроэлектростанции, энергия которых приведет в движение механизмы гидросооружений и будет питать соседние предприятия и населенные пункты.
После постройки Калужской гидростанции на Оке глубины будут доведены до проектной величины. Калужский гидроузел устранит существующую теперь ступенчатость глубин на четырех участках верхней Оки и обеспечит повышение глубин на всей Оке, до устья. Впервые представится возможным организовать круговое движение большегрузных судов по маршруту Москва-река - Ока - Горький - Волга - ка-
19:33
all all
40 %
)
Стр.
296
/ 350
OK
286
Водное строительство Москвы
Гл. XVI
нал имени Москвы - Москва-река, и вместе с тем будет сокращено встречное движение по каналу и повышена его пропускная способность.
Что касается Я узы, то завершение ее реконструкции и открытие по ней судоходного движения пятилетний план относит к 1950 году: «Завершить в течение пятилетки работы по реконструкции р. Яузы с постройкой 8 км набережных… «Завершить дноуглубительные работы по руслу реки, обеспечив к концу пятилетки судоходное движение по p. Яузе»
(Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О генеральном плане реконструкции Москвы» 10 июля 1935 г. (ч. 1, п. 5).)
В результате мероприятий, намечаемых к осуществлению по Москва-реке, и в связи с предстоящим строительством доно-волжского н днепровско-окского соединени
й, наша столица превратится в мощный порт пяти морей.