Признавайтесь, кто из вас в детстве, запуская бумажный самолетик, пытался дунуть на него посильнее, чтобы тот улетел подальше? Вот представьте, что инженеры «Сухого» и «ОДК-Сатурн» ровно этим и занимались последние годы. Только их «бумажный самолетик» весит несколько десятков тонн, стоит как космический корабль, а «дуть» пришлось так, чтобы весь мир ахнул. И они это сделали.
Су-57, наш самый продвинутый истребитель, наконец-то взлетел с теми самыми, долгожданными двигателями второго этапа, он же «Изделие 30». Он же, в народе и прессе, «двигатель пятого поколения». И это не просто замена запчасти, как поставить на «девятку» спортивный воздухозаборник. Это история про то, как хищник, который и так был грозой небес, наконец-то получил сердце, соответствующее его когтям и зубам.
Давайте разберемся без фанатизма, но с искоркой в глазах: что же такого случилось?
Сначала был «сынок» (и это нормально)
Первые Су-57 летали и проходили испытания на двигателях АЛ-41Ф1. Отличные, мощные, надежные движки. Но с одной маленькой оговоркой они из прошлой эпохи. Это глубоко модернизированные сердца для Су-35. Представьте, что вы поставили чемпиону мира по бегу самое лучшее кардио от чемпиона прошлого десятилетия. Он все равно будет безумно быстр, но потенциал не раскрыт на 100%.
АЛ-41Ф1 это как временная батарейка в новом смартфоне: позволяет работать, тестировать, показывать возможности платформы. И платформа, надо сказать, показала себя блестяще: стелс-технологии, система «умной кожи» (радиофотонные РЛС по всему фюзеляжу), фантастическая маневренность. Самолет был готов, но ждал свою настоящую силу.
«Изделие 30»: почему это «пятое поколение» и при чем тут магия
А вот теперь магия. Или, точнее, высшая математика, физика и тонны испытаний. Двигатель пятого поколения это не про одну лишь тягу. Это про комплекс свойств:
1. Суперкруиз. Самое сочное. Это способность лететь на сверхзвуковой скорости без использования форсажа. Представьте, что вы мчитесь по трассе на скорости 250 км/ч, а двигатель при этом урчит, как довольный кот, в самом экономичном режиме. Форсаж это экстремальный режим, он жрет топливо, как дракон, и сильно «светит» самолет в инфракрасном диапазоне. Суперкруиз позволяет быть быстрым, долгим и… незаметным. С новым двигателем Су-57 сможет незаметно и быстро подкрадываться к тому, что ему нужно, не превращаясь в пылающий факел на радарах ИК-систем.
2. Цифровая ОС. Если в старых двигателях механика и гидравлика слушались аналоговых команд, то здесь полная цифра. Цифровая система управления (FADEC) это как перейти с кнопочного телефона на смартфон. Точность, самодиагностика, идеальная синхронизация с полетной электроникой самолета. Пилот говорит: «Хочу вот так». А интеллектуальная система двигателей сама решает, как это сделать оптимальнее.
3. Стелс-технологии внутри. Сопло нового двигателя отдельная песня. Оно плоское, с зубчатыми краями (технология снижения заметности) и, по слухам, может отклоняться не только в плоскости, но и в разных направлениях, даруя самолету немыслимую маневренность. Плюс снижение инфракрасной сигнатуры. Проще говоря, сзади его сложнее «увидеть» ракете с тепловой головкой самонаведения.
4. Мощность и экономичность. Больше тяга (ориентировочно на 20-25%), меньше расход. Это как дать спортсмену более питательное, но легкое спортивное питание. Дальность полета и время патрулирования растут, а возможности по транспортировке вооружений внутри стелс-отсеков расширяются.
Почему это важно для нас, сидящих на диване?
«Ну, летает себе и летает», скажет скептик. А вот и нет. История с двигателем для Су-57 это идеальная метафора для любого сложного проекта.
1. Этапность. Ничего не рождается идеальным с первого раза. Сначала работающий прототип (самолет со старыми двигателями), потом доводка «коронной фичи» (новый двигатель). Так создаются и прорывные программы, и стартапы, и даже ваш личный проект на работе. Главное последовательность.
2. Системный подход. Самолет построили вокруг идеи нового двигателя. Он ждал его, как правильный корпус ждет свой будущий топовый процессор. Это показывает зрелость нашей авиапромышленности.
3. Символ. В мировой «табели о рангах» истребителей полноценным истребителем 5-го поколения считается тот, у которого есть все ключевые признаки: стелс, сверхманевренность, продвинутая электроника и… двигатели пятого поколения с суперкруизом. Теперь Су-57 может на равных, а в чем-то и с преимуществом (маневренность!), обсуждать этот статус. Это вопрос не только престижа, но и экспортной привлекательности.
А что в итоге? Закончим на позитиве.
Истребитель Су-57 с новым двигателем это уже не просто «многообещающая разработка». Это практически готовый продукт, который обретает финальный, задуманный создателями, вид. Он получает возможность быть по-настоящему скрытным на сверхзвуке, дольше находиться в воздухе и полнее использовать весь свой интеллектуальный арсенал.
Кстати, о пилотах. Те, кто испытывал самолет, говорят, что разница в управлении «как между педальным велосипедом и мощным спорбайком». И это, пожалуй, самая точная и веселая характеристика.
Так что да, наш бумажный самолетик получил тот самый, долгожданный, мощный «дуть». И теперь он готов лететь не просто далеко, а умно, быстро и незаметно. А мы будем за ним наблюдать, с законной гордостью и здоровым интересом.
А как вы думаете? Насколько критична такая «апгрейд-история» для сложной техники? Может, лучше сразу ждать идеальный продукт? И главное как вы думаете, какое callsign (позывной) сами пилоты дали связке Су-57 и нового двигателя? Делитесь вариантами в комментариях, обсудим!