Хотелось бы сказать, что до такого не опускались даже китайцы, но персидское вундерваффе скопировали и они. Впрочем, на самом деле две сверхдержавы равнялись вовсе не на страну восходящего полумесяца.
Центральное командование Вооруженных сил США сообщило
о развертывании на Ближнем Востоке первой американской эскадрильи
дронов-камикадзе LUCAS (Low-cost Unmanned Combat Attack System). Внешне
новейший американский ударный БПЛА – копия... иранского Shahed-136.
Впрочем, американцы и не скрывают, что LUCAS (на фото ниже) является продуктом усилий по реверс-инжинирингу с иранского образца, попавшего в их распоряжение.
Причем речь идет о разворачивании массового производства в масштабах
десятков и даже сотен тысяч изделий. Потому что высокотехнологичные
«Риперы» уже не пугают даже хуситов в шлепанцах.
Все знают, что знаменитая «Герань-2», самый массовый среднеразмерный
БПЛА ВС РФ, также создана как клон иранского Shahed-136. Этот факт,
честно говоря, несколько смущал. Да, решение полностью себя оправдало в
ходе СВО, но неужели великая инженерная держава не могла предложить
своим вооруженным силам ничего лучшего?
И вот выясняется, что и в США, где гигантские аэрокосмические
корпорации купаются в неограниченных бюджетах, не смогли придумать
ничего иного, как просто скопировать иранский образец. А в 2023 году в
КНР начались испытания (фото ниже) дрона-камикадзе Sunflower-200 («Подсолнух»), который как две капли воды похож на Shahed-136.
Что же это за чудо-оружие такое? И какой неведомый гений его породил?
Начнем с того, что гений если и был, то искать его надо не в Иране.
Shahed-136 впервые был представлен в 2020 г. как разработка Иранской
самолётостроительной промышленной компании (г. Исфахан). Но совершенно
очевидно, что первоисточником этой разработки следует считать
германо-израильский проект антирадарного барражирующего боеприпаса
середины 1980 г.
В ФРГ он материализовался как продукт фирмы Dornier под названием DAR
(Die Drohne Antiradar). Для того времени это была довольно необычная
идея: вместо высокоскоростных реактивных средств поражения радаров
Советской армии, обладавшей отлчной ПВО, предлагался маломощный тихоход с
пропеллером и скоростью не более 250 км/ч. Зато он мог дежурить в
воздухе в течение нескольких часов в заданном районе, дожидаясь, пока
заработает РЛС, после чего наводился на нее с помощью радиолокационной
головки самонаведения и поражал радар посредством осколочно-фугасной БЧ.
Впрочем, после окончания холодной войны немцы потеряли интерес к этому
проекту: в 1992 г. в Германии он был закрыт.
Однако для Израиля такое оружие актуальности никогда не теряло, и с
1988 компания IAI (Israel Aircraft Industries) выпускало анитирадарный
дрон под именем Harpy – «Гарпия», который стал первым в мире серийным
представителем нового класса высокоточного ударного вооружения (на фото
ниже «Гарпия» на авиасалоне во Франции в 2007 году).
«Гарпии» поставлялись в Индию, Китай, Южную Корею. Интересная история произошла на Тайване. В 2017 году в этой стране презентовали
БПЛА Chien Hsiang («Поднимающийся меч»), походивший на IAI Harpy как
брат-близнец. При этом представитель компании-производителя утверждал,
не моргнув узким глазом, что разработка является полностью
самостоятельной, а сходство с «Гарпией» – просто совпадение.
Справедливость этих слов отлично подчеркивает такое «случайное
совпадение», как четыре вертикальные плоскости, которые, как и в
«Гарпии», выдвигались из крыльев «Меча» для стабилизации при пикировании
на цель (фото ниже).
Между прочим, Израиль уже выпустил несколько гораздо более
совершенных комплексов этого типа с куда более навороченными (даже
внешне) БПЛА. Однако копировать все почему-то продолжают примитивную
«Гарпию» первого поколения. В чем же секрет?
На самом деле все просто: это очень удобная платформа, на которую
каждый производитель может ставить самое разное оборудование в
зависимости от назначения. Скажем, нетрудно заметить на американских
«Шахедах» устройство, сильно напоминающее спутниковый терминал Starlink
(на фото ниже).
Но есть и общие черты, которые остаются неизменными. Во-первых,
запуск из многозарядного пускового контейнера, что очень удобно в
эксплуатации. Особенно с учетом того, что такую пусковую установку можно
легко замаскировать под обычную фуру.
Во-вторых, аэродинамическая схема «бесхвостка» с дельтовидным крылом
настолько крупным по отношению к фюзеляжу, что такой аппарат можно даже
назвать «летающим крылом».
Преимущества такой схемы хорошо известны:
- уменьшение аэродинамического сопротивления за счет отсутствия хвостового оперения, что увеличивает дальность полета;
- большая площадь крыла, обеспечивающая высокую несущую способность, что дает хорошую грузоподъемность;
- высокая продольная устойчивость в полете на небольшой скорости, что снижает требования к автономной системе управления;
- большой внутренний объем крыльев для размещения оборудования и топлива;
- повышенная жёсткость конструкции вследствие большой относительной
толщины крыла, что позволяет сделать ее более легкой без ущерба для
прочности; - компактность габаритов за счет треугольного крыла с небольшим размахом, что снижает требования к размерам пускового контейнера;
- относительно низкая радиолокационная заметность за счет отсутствия
хвостового оперения и прямых углов, а также использования композитов; - и последнее по порядку, но не по значению – простота обводов, а значит – простота изготовления.
Есть, конечно, и недостатки:
- «толстые» крылья создают большое лобовое сопротивление, а поскольку
оно растет пропорционально квадрату скорости, годится такая схема только
для небольших скоростей; - близость плоскостей управления (элевонов) к центру масс
обусловливает их низкую эффективность, что затрудняет активное
маневрирование; - низкие взлетные характеристики вынуждают использовать ракетные ускорители для запуска.
Но все эти недостатки с избытком компенсирует главное преимущество:
оптимальность для массового производства недорогого дальнобойного БПЛА
одноразового применения. И тут надо сказать, что военно-экономическую
эффективность такого подхода продемонстрировала миру именно российская
«Герань-2», которая, кстати, уже давно не является просто копией
Shahed-136. (Появились уже даже истребители и минеры на базе этого
БПЛА).
Да, большинство этих дельтапланов не долетают до цели (сбиваются
более 80%). Но потери противника от сбитых «Гераней» порой даже
превышают ущерб от тех, что поразили свои цели, настолько они дешевле
иных средств ПВО (порядка 50 тыс. долларов за «Герань-2» против цены
выстрела ЗРК «Патриот» от 3 до 8 млн долларов в зависимости от
модификации). «Нагрузить» вражеское ПВО – едва ли не главная их задача.
Как бы то ни было, очевидно, что именно по результатам применения
«Гераней» в ходе СВО, а также отчасти по итогам недавней 12-дневной
войны между Ираном и Израилем, подобным оружием поспешили обзавестись и
США с КНР. И, кстати говоря, американские военные аналитики чуть ли не в
панике пишут,
что с учетом подавляющего индустриального преимущества Китая (в
производстве «мопедных» моторчиков, в частности), перспективы Америки в
противостоянии со своим главным геополитическим противником в новой
сфере гонки вооружений выглядят довольно туманными. О чем можно судить
даже по лицу министра войны США, так это у них теперь называется, Пита
Хегсета на первой и последней фотографиях этой статьи.
Источник: НИКС - Компьютерный Супермаркет