Найти в Дзене
Рисовалки Андрея

Острые, как стручок перца карикатуры Бауржана Избасарова

Вы когда-нибудь замечали, как меняется лицо человека, когда он пересаживается из общественного транспорта в личный автомобиль, пусть даже взятый в кредит на сто лет? Или как меняется осанка у того, кто вдруг получил хоть какую-то, самую крошечную власть — скажем, стал старшим по подъезду или вахтером со шлагбаумом? Я вот люблю за этим наблюдать. Есть в этом что-то вечное, неистребимое и, честно говоря, гомерически смешное. Это та самая точка, где пафос разбивается о быт, а великое смешивается со смешным. И именно в этой точке живет и работает Бауржан Избасаров. Если вы думаете, что карикатура — это просто смешная картинка на злобу дня, чтобы поржать и забыть, то вы глубоко заблуждаетесь. Настоящая сатира — это хирургия. Больно, неприятно, но необходимо, чтобы пациент (то бишь общество) не загнулся от собственной важности. Бауржан Избасаров, выросший в солнечном Фрунзе (который нынче Бишкек), владеет этим скальпелем виртуозно. Я не зря вспомнил про Фрунзе. Место рождения часто определя

Вы когда-нибудь замечали, как меняется лицо человека, когда он пересаживается из общественного транспорта в личный автомобиль, пусть даже взятый в кредит на сто лет? Или как меняется осанка у того, кто вдруг получил хоть какую-то, самую крошечную власть — скажем, стал старшим по подъезду или вахтером со шлагбаумом? Я вот люблю за этим наблюдать.

-2

Есть в этом что-то вечное, неистребимое и, честно говоря, гомерически смешное. Это та самая точка, где пафос разбивается о быт, а великое смешивается со смешным. И именно в этой точке живет и работает Бауржан Избасаров.

-3

Если вы думаете, что карикатура — это просто смешная картинка на злобу дня, чтобы поржать и забыть, то вы глубоко заблуждаетесь. Настоящая сатира — это хирургия. Больно, неприятно, но необходимо, чтобы пациент (то бишь общество) не загнулся от собственной важности. Бауржан Избасаров, выросший в солнечном Фрунзе (который нынче Бишкек), владеет этим скальпелем виртуозно.

-4

Я не зря вспомнил про Фрунзе. Место рождения часто определяет оптику художника. Представьте себе советский юг, 7-й микрорайон, типовые панельки, раскаленный асфальт и особый, ни на что не похожий менталитет.

-5

Там люди умеют говорить иносказательно, там уважение к старшим соседствует с дерзким юмором, а восточная мудрость иногда оборачивается такой житейской хитростью, что хоть стой, хоть падай.

-6

Избасаров впитал это всё еще в 20-й школе. Он видел, как меняется эпоха, как рушатся империи и как на их обломках возникают новые, порой карикатурные формы жизни.

-7

Помню, был у меня один знакомый, назовем его Виталиком. Виталик был человеком исключительной, просто космической серьезности. Работал он в каком-то мелком департаменте по перекладыванию бумаг, но вел себя так, будто от его подписи зависит вращение Земли.

-8

Однажды мы с ним пошли в баню — место, где, казалось бы, все равны, как в римском сенате. Но Виталик даже в простыне умудрялся выглядеть так, будто он в мундире с эполетами. Он говорил тостами, ходил, выпятив грудь, и поучал банщика, как правильно поддавать пар, ссылаясь на какие-то нормативы.

-9

И вот, в самый патетический момент, когда Виталик рассуждал о судьбах родины, он поскользнулся на мыле. Грохот был страшный. Он лежал на мокром полу, раскинув руки, голый, красный и абсолютно беспомощный. Мы, конечно, кинулись помогать, но я тогда подумал: вот она, готовая карикатура. Весь пафос слетел за секунду, остался просто смешной и нелепый человек.

-10

Так вот, глядя на работы Избасарова, я всегда вспоминаю этого Виталика. Бауржан умеет поймать этот момент «поскальзывания на мыле». Его герои — это часто те самые «небожители», чиновники, нувориши, люди, которые слишком серьезно к себе относятся.

-11

Он срывает с них мундиры, оставляя их в чем мать родила перед судом зрителя. И делает он это не со злостью, а с какой-то усталой ироничностью доктора, который повидал в своем отделении всякое.

-12

Стиль у него узнаваемый. Это не та карикатура, где все пестро, ярко и в глазах рябит от деталей. Нет, Избасаров — минималист. Ему не нужно рисовать сложный фон или прописывать каждую пуговичку.

-13

Его рисовка весьма необычна, но точна. Иногда достаточно одного штриха, чтобы показать всю абсурдность ситуации. Это, знаете ли, признак большого мастерства.

-14

Начинающие художники часто пытаются замаскировать отсутствие мысли обилием деталей. Профессионал же, не тратит время на обильное раскрашивание фона или добавление лишних деталей.

-15

Именно поэтому на него равнялись и равняются многие. Тот же Руслан Валиитов, тоже величина в мире карикатуры, смотрел на работы Бауржана как на эталон.

-16

Потому что Избасаров — это школа. Это старая закалка газет «Дело №...» и «Caravan», когда за одну картинку могли и позвонить «откуда надо», и руку пожать на улице.

-17

Он прошел через всё: через анимацию, через книжную графику, через рекламные агентства. И этот опыт чувствуется. В его работах есть композиционная крепость, которую не пропьешь и не потеряешь.

-18