Найти в Дзене

Уникальные кадры знаменитостей, которые не покажут в кино: фотопроект Мэри Эллен Марк | Подборка для вдохновения

Мэри Эллен Марк пришла в фотографию в конце 1960-х — в момент, когда документальный язык требовал не столько эффектности, сколько человеческой глубины. Она рано поняла, что её интересует не внешняя сторона событий, а то, что происходит по ту сторону официального действия: между дублями, за закрытыми дверями, вне рамок публичных ролей. На протяжении почти сорока лет Марк работала на съёмочных площадках крупнейших режиссёров своего времени — от Francis Ford Coppola до Federico Fellini и Milos Forman. Она снимала кино не как гламурную индустрию, а как сложный, уязвимый процесс, где каждый участник — живой человек, а не функция. Работа в кино дала ей не только доступ к легендарным персонажам, но и редкую профессиональную школу наблюдения: умение быть рядом, не мешая; ждать; считывать состояние до того, как оно оформится в жест или взгляд. Фотографический язык Мэри Эллен Марк сформировался на стыке жанров. Её кадры невозможно однозначно отнести ни к чистому репортажу, ни к классическому пор
Оглавление

Мэри Эллен Марк пришла в фотографию в конце 1960-х — в момент, когда документальный язык требовал не столько эффектности, сколько человеческой глубины. Она рано поняла, что её интересует не внешняя сторона событий, а то, что происходит по ту сторону официального действия: между дублями, за закрытыми дверями, вне рамок публичных ролей.

Марлон Брандо и фотограф Мэри Эллен Марк во время съемок фильма «Апокалипсис сегодня» (Фрэнсис Форд Коппола, 1979).
Марлон Брандо и фотограф Мэри Эллен Марк во время съемок фильма «Апокалипсис сегодня» (Фрэнсис Форд Коппола, 1979).

На протяжении почти сорока лет Марк работала на съёмочных площадках крупнейших режиссёров своего времени — от Francis Ford Coppola до Federico Fellini и Milos Forman. Она снимала кино не как гламурную индустрию, а как сложный, уязвимый процесс, где каждый участник — живой человек, а не функция.

Актриса Кэндис Берген и французский режиссер Луи Малле на свадьбе. Луганьяк, Франция, 1980 г.
Актриса Кэндис Берген и французский режиссер Луи Малле на свадьбе. Луганьяк, Франция, 1980 г.
Актер Кристофер Рив с женой Даной, Нью-Йорк, США, 1999 г.
Актер Кристофер Рив с женой Даной, Нью-Йорк, США, 1999 г.

Работа в кино дала ей не только доступ к легендарным персонажам, но и редкую профессиональную школу наблюдения: умение быть рядом, не мешая; ждать; считывать состояние до того, как оно оформится в жест или взгляд.

Актер Патрик Суэйзи дома, Лейквью, Калифорния, США, 1995 г.
Актер Патрик Суэйзи дома, Лейквью, Калифорния, США, 1995 г.

Стиль: между репортажем и психологическим портретом

Фотографический язык Мэри Эллен Марк сформировался на стыке жанров. Её кадры невозможно однозначно отнести ни к чистому репортажу, ни к классическому портрету. Это всегда свидетельство присутствия.

Актер Шон Пенн в своей гримерке, Манхэттен, Нью-Йорк, 1983 год.
Актер Шон Пенн в своей гримерке, Манхэттен, Нью-Йорк, 1983 год.

Ключевые особенности её стиля:

  • отсутствие декоративности и визуальных эффектов;
  • близкая дистанция, создающая ощущение доверия;
  • внимание к состоянию человека, а не к его статусу;
  • умение работать в длительном времени, возвращаясь к героям снова и снова.
Бак Генри и Майк Николс шутят во время создания Уловки-22. Рим, Италия, 1969 год.
Бак Генри и Майк Николс шутят во время создания Уловки-22. Рим, Италия, 1969 год.

Марк не стремилась «поймать момент» — она выстраивала пространство, в котором момент мог случиться сам. Иногда это требовало настойчивости, иногда — почти режиссёрской интуиции, но никогда не было случайным.

Брук Шилдс разминается на съемочной площадке Сахара, Израиль, 1983 г.
Брук Шилдс разминается на съемочной площадке Сахара, Израиль, 1983 г.

Частые сюжеты: люди вне сцены

Если говорить о повторяющихся темах, то Марк снова и снова обращалась к:

  • закрытым или полузакрытым мирам;
  • людям в уязвимом положении;
  • состояниям ожидания, паузы, перехода.
Бунюэль с Фернандо Рей в костюме стареющего дворянина Дона Лопе, который усыновляет, а затем соблазняет свою подопечную Тристану. Тристана, Толедо, Испания, 1969 г.
Бунюэль с Фернандо Рей в костюме стареющего дворянина Дона Лопе, который усыновляет, а затем соблазняет свою подопечную Тристану. Тристана, Толедо, Испания, 1969 г.
Брэд Питт и Кейт Бланшетт. Вавилон, деревня недалеко от Уарзазата, Марокко, 2005 г.
Брэд Питт и Кейт Бланшетт. Вавилон, деревня недалеко от Уарзазата, Марокко, 2005 г.

Её интересовали не экстремальные события как таковые, а человеческое переживание внутри них. Именно поэтому её герои — будь то актёры, подростки улиц или пациенты психиатрических клиник — всегда выглядят не объектами наблюдения, а соавторами визуального рассказа.

Дэнни Девито шутит за обедом со своей женой Реей Перлман. Пролетая над гнездом кукушки, Салем, Орегон, 1975 г.
Дэнни Девито шутит за обедом со своей женой Реей Перлман. Пролетая над гнездом кукушки, Салем, Орегон, 1975 г.
Отдых, пока съемочная группа готовится к следующей сцене в Мулен Руж. Мулен Руж, Сидней, Австралия, 2000 г.
Отдых, пока съемочная группа готовится к следующей сцене в Мулен Руж. Мулен Руж, Сидней, Австралия, 2000 г.

«За кулисами»: главный проект о невидимой стороне кино

Кристина Риччи в своей гримерке. Сонная лощина, Англия, 1999 г.
Кристина Риччи в своей гримерке. Сонная лощина, Англия, 1999 г.
Феллини притворяется спящим на съемках Сатирикона, а Джузеппе Ротунно игриво обнимает его, Рим, Италия, 1969 г.
Феллини притворяется спящим на съемках Сатирикона, а Джузеппе Ротунно игриво обнимает его, Рим, Италия, 1969 г.

Фотопроект «За кулисами» стал квинтэссенцией её опыта работы в кино. Это не просто серия снимков со съёмочных площадок — это исследование самой природы публичного образа.

Марк снимала:

  • моменты между дублями;
  • актёров вне роли;
  • режиссёров в состоянии сомнения и концентрации;
  • усталость, напряжение, тишину.
Джонни Депп на съемках у окна парикмахерской Суини Тодда, Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит, Pinewood Studios, Англия, 2007 г.
Джонни Депп на съемках у окна парикмахерской Суини Тодда, Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит, Pinewood Studios, Англия, 2007 г.

Её фотографии с площадок Apocalypse Now и One Flew Over the Cuckoo’s Nest ценны именно тем, что в них нет ни героизации, ни разоблачения. Она не разрушает миф — она показывает его человеческую основу.

Важно, что «За кулисами» — это не единичный проект, а результат десятилетий работы. Он демонстрирует, как документальная фотография может существовать внутри коммерческой среды, не теряя авторской позиции. Для Марк кино было не декорацией, а поводом говорить о человеке — в профессии, в усталости, в моменте сомнения.

Джим Кэрри, Голливуд, Калифорния, 2001 г. За кулисами.
Джим Кэрри, Голливуд, Калифорния, 2001 г. За кулисами.

В эпоху визуального шума работы Мэри Эллен Марк напоминают: сильная фотография рождается не из редкого доступа, а из способности быть рядом и видеть глубже. Её «За кулисами» — это не архив знаменитостей, а честный разговор о людях, оказавшихся по ту сторону сцены.

Если стремитесь к глубине в своих фотографиях, то регистрируйтесь на мой бесплатный марафон "Путь фотографа". За 3 дня расскажу, как научиться видеть кадр и как начать зарабатывать на творчестве. Подробнее здесь.