Найти в Дзене
Гильдия Свободных портных

4 вещи, которые я поняла, когда в 60 лет пошла учиться с нуля

Незадолго до своего 60-летия я пошла учиться вождению. С нуля, без опыта, в обычной автошколе. Я много лет учу других — веду курсы по шитью, руковожу онлайн-школой. И вдруг снова оказалась в роли ученицы. Той, которая не понимает, путается, делает ошибки и выходит с занятия с мыслью «могла бы лучше». Чтобы не потерять этот опыт, я вела дневник. Записывала после каждого занятия: что происходило, что чувствовала, какие мысли приходили. А потом перечитала — и увидела несколько вещей, которые относятся не только к вождению. Самое сложное было не сесть за руль. Самое сложное — справиться с голосом внутри: «В твоём возрасте? Серьёзно? Все нормальные люди давно умеют, а ты только начинаешь». В дневнике я записала после первого занятия: «Внутри билось одно: вдруг я выгляжу глупо? Вдруг все видят, что я не понимаю элементарных вещей?» Но потом поняла простую вещь. Пока я откладывала, годы всё равно шли. Вопрос только в том, что я возьму с собой в следующий год — новый страх или новое умение. Я
Оглавление

Незадолго до своего 60-летия я пошла учиться вождению. С нуля, без опыта, в обычной автошколе.

Я много лет учу других — веду курсы по шитью, руковожу онлайн-школой. И вдруг снова оказалась в роли ученицы. Той, которая не понимает, путается, делает ошибки и выходит с занятия с мыслью «могла бы лучше».

Чтобы не потерять этот опыт, я вела дневник. Записывала после каждого занятия: что происходило, что чувствовала, какие мысли приходили. А потом перечитала — и увидела несколько вещей, которые относятся не только к вождению.

1. Учиться никогда не поздно — поздно только откладывать

Самое сложное было не сесть за руль. Самое сложное — справиться с голосом внутри: «В твоём возрасте? Серьёзно? Все нормальные люди давно умеют, а ты только начинаешь».

В дневнике я записала после первого занятия:

«Внутри билось одно: вдруг я выгляжу глупо? Вдруг все видят, что я не понимаю элементарных вещей?»

Но потом поняла простую вещь. Пока я откладывала, годы всё равно шли. Вопрос только в том, что я возьму с собой в следующий год — новый страх или новое умение.

Я много лет слышу от своих учениц то же самое: «Мне уже поздно начинать шить». Но «поздно» — это когда так и не начала. А пока ты учишься — ты вовремя.

Ошибки — часть пути, а не приговор

На одном из занятий я перепутала педали «газ» и «тормоз». И на бешеной скорости влетела в поворот на придомовую территорию.

На счастье, никого рядом не было. Но я испытала шок. Сидела и не могла пошевелиться.

В дневнике потом записала:

«Первая мысль: всё, это не для меня. Вторая: может, зря я вообще во всё это ввязалась. Третья, уже дома: но ведь я не врезалась. Значит, что-то сработало правильно».

Ошибка — это не конец. Это информация о том, что именно пока не получается. Кривая строчка в шитье — не приговор «у тебя руки не из того места». Это просто этап. Следующая строчка будет ровнее.

Важно, кто рядом, пока ты учишься

В начале обучения инструктор часто раздражался на мои ошибки. Говорил: «Почему ты не понимаешь? Это же так просто!»

Я каждый раз чувствовала себя виноватой. Записала в дневнике:

«Может, я правда тупая? Может, это не моё, и не надо было начинать?»

А потом появилась другой инструктор — Маша. Она объясняла спокойно, давала ориентиры, не ругала за промахи. После того случая с педалями она сказала: «Я не раз бывала в такой ситуации. Только вы первая, кто извинился».

И я поняла: дело было не в моих способностях. Дело было в том, кто рядом.

Можно кричать и ругать за ошибки — тогда ученик сжимается и делает ещё больше ошибок. А можно спокойно объяснять и вести дальше — тогда страх уходит, а на его место приходит понимание.

В шитье это работает точно так же. Поэтому в своей школе я так строго отношусь к тому, как работают кураторы.

Маленькие шаги дают больше, чем попытка прыгнуть в идеал

На первом занятии я ожидала, что буду ездить по полигону. Круг за кругом, спокойно, без стресса. Но инструктор сразу вывез меня в город — в поток машин, на реальную дорогу.

Это было слишком. Я не успевала думать, не понимала, что делать, паниковала.

Позже записала:

«По моим ощущениям мы перевыполняем план. Неужели так много человек в состоянии запомнить и правильно выполнить на втором уроке?»

Маша учила по-другому. Сначала простое, потом сложнее. Сначала ориентиры, потом манёвры. Шаг за шагом, без попыток перепрыгнуть через ступеньки.

В шитье я учу так же. Сначала ровные строчки и простые швы. Потом несложные изделия. Потом моделирование. И только потом — сложные фасоны. Когда идёшь по шагам, нет ощущения «я не справлюсь». Есть ощущение «я уже справляюсь с этим, теперь следующее».

Весь этот опыт: занятия, страхи, ошибки, выводы — я собрала в дневник

-2

Публикую в личном Телеграм-канале. Там не уроки по вождению, а честная история о том, каково это — снова стать ученицей, когда тебе не двадцать.

Если вы откладываете что-то новое, боитесь ошибок или думаете, что уже поздно — загляните. Возможно, увидите там свои мысли.

Галина Балановская