18 декабря 2025 года с Московского вокзала Санкт-Петербурга ровно в 23:55 отправился в свой первый рейс обновлённый состав легендарной «Красной стрелы». Новая ливрея, вагоны увеличенного габарита, душевые кабины в каждом вагоне – всё это звучит как список улучшений для обычного поезда. Но «Красная стрела» – это не просто поезд. Это живая история, связывающая две столицы вот уже почти 95 лет.
Больше фото - в нашем Телеграм-канале
Когда синее стало красным
Представьте себе июнь 1931 года. Страна только-только оправляется от разрухи, на железных дорогах – кладбища старых паровозов, поезда опаздывают, сервис оставляет желать лучшего. И вдруг – бомба: между Ленинградом и Москвой запускается экспресс, который должен соответствовать «высочайшим мировым стандартам». Инициатива принадлежала лично Сталину, который, как известно, терпеть не мог летать и предпочитал железную дорогу.
Забавный факт: первые вагоны «Красной стрелы» были вовсе не красными, а синими – по европейскому стандарту дореволюционных вагонов первого класса. Красный цвет появился только в начале 1960-х годов, когда одному из начальников поездов пришла в голову идея перекрасить состав под стать названию. До этого поезд был «красным» только по имени и по идеологии.
Магия цифр и начальственная забота
А вот время отправления – 23:55 – осталось неизменным с тех самых первых рейсов. По одной из легенд, это время утвердил лично Лазарь Каганович, первый секретарь Московского горкома партии, а позже – нарком путей сообщения. Заботился ли он о благосостоянии партийных функционеров? Вполне возможно. Ведь при отправлении за пять минут до полуночи командированные получали суточные ещё за один день. Практичный подход к социализму, ничего не скажешь.
В первые годы «Красная стрела» была элитным поездом в самом прямом смысле. Билеты выдавались за особые заслуги – почти как путёвки в «Артек». Ездили партийная верхушка, иностранные туристы, позже – писатели под конвоем НКВД. В августе 1933 года больше сотни советских литераторов отправились на «Стреле» посмотреть только что построенный Беломорканал, чтобы потом воспеть стройку века в своих произведениях. Высокие чины госбезопасности заходили в купе, интересовались комфортом «инженеров человеческих душ». Комфорт, правда, был с душком – но об этом вслух не говорили.
Война: три года молчания
24 июня 1941 года «Красная стрела» встала на консервацию. Один состав спрятали в «царском павильоне» на Обводном канале, второй эвакуировали на станцию Цирульск вместе с детьми. Три года поезд не ходил. Три года, пока шла война.
20 марта 1944 года – дата, которую стоит запомнить. В этот день, спустя полтора месяца после снятия блокады Ленинграда, «Красная стрела» снова отправилась в путь. Это был не просто возобновлённый рейс – это был символ. Символ победы над смертью, возвращения к жизни. Проводники в белых перчатках встречали пассажиров у вагонов. Всё оборудование довоенное – белье, одеяла, хрустальные графины, – всё железнодорожники бережно сохранили. А в хвосте состава – бронированная платформа с зенитными пулемётами. На случай, если фашистские самолёты решат атаковать.
Путь до Москвы занял 16 часов вместо довоенных десяти – железнодорожное полотно ещё не восстановили полностью. Участки были заминированы, на станции Красное Село подпорная стена у озера взорвана, пути затоплены. То, что железнодорожники сумели запустить легендарный поезд всего через полтора месяца после снятия блокады, – настоящий подвиг.
Что за Цирюльск?
Этого раздела изначально в статье не планировалось. Однако факт того, что в многочисленных архивах фигурирует название то-ли станции, то-ли населённого пункта под названием Цирюльск, заставил поинтересоваться, где это находится. Ответ на этот вопрос: НИГДЕ! Станции «Цирюльск» действительно не существует. Это распространенная в интернете опечатка или искаженное название реальной станции Цивильск в Чувашии.
История с эвакуацией поезда развивалась так:
- Один состав остался в блокадном Ленинграде. Его спрятали и замаскировали в «Царском павильоне» на Обводном канале (возле Витебского вокзала), чтобы спасти от бомбежек.
- Второй состав был эвакуирован в тыл. Именно его отправили в Цивильск (Чувашия).
Эпоха «трёх Иванов»
Послевоенные и оттепельные годы проводники «Красной стрелы» называют эпохой «трёх Иванов и одного Иванова». Четыре начальника поезда, четыре бригадира, каждый из которых выстраивал вокруг себя команду высшего класса. Именно тогда сформировались те стандарты сервиса, которые превратили «Красную стрелу» в легенду.
Работать на «Стреле» было престижно, но непросто. Непростыми были не только пассажиры, но и сами проводники – у многих имелись важные знакомства наверху. В 1976 году запустили второй рейс «Красной стрелы», отправлявшийся в 23:59. Сейчас этот поезд носит название «Экспресс». Оба поезда стояли на одной платформе Московского вокзала, которую в народе прозвали «Проспектом Красных стрел».
Кстати, именно в вагоне «Красной стрелы» в 1980 году доставили из Москвы в Ленинград олимпийский огонь. На поезде ездили Виктор Цой и Борис Гребенщиков. Ездили и бандиты – одна из проводниц вспоминала, как везла пятерых мужчин в чёрных рубашках, возвращавшихся с похорон какого-то авторитета: «Две пули в спину, так несправедливо», – жаловались они. Проводница кивала сочувственно. На «Стреле» всегда, с любыми пассажирами, оставались на высшем уровне.
Переиздание легенды
И вот – декабрь 2025 года. «Красной стреле» скоро 95 лет, и она получила подарок к юбилею. Новые вагоны габарита Т – на 73 см длиннее и на 28 см шире прежних. Благодаря увеличенным размерам длина пассажирского салона выросла почти на 3 метра. Теперь в купейном вагоне 40 мест вместо 36, а проход стал шире на 9 см.
Спальные места тоже подросли: полки стали шире на 3 см, верхняя полка длиннее на 16 см, нижняя – на 6 см. Наконец-то можно вытянуть ноги! В каждом вагоне – отдельная душевая кабина, в каждом купе – климат-контроль, индивидуальные светильники, сейфы, розетки, USB-входы, беспроводная зарядка. На верхних полках появились персональные столики.
Первое купе в каждом вагоне (кроме штабного) оформлено в ярких тонах и предназначено для пассажиров с детьми. Здесь реализована концепция «МАМА+»: нижняя полка увеличена на 23 см в ширину, чтобы маме было удобно разместиться с ребёнком. В штабном вагоне – два специализированных купе для маломобильных пассажиров.
Ливрея обновлена – элегантный классический строгий стиль в фирменном красном цвете с серебристыми линиями и вишнёвыми элементами, создающими эффект летящей стрелы. Состав ведёт новый электровоз ЭП2К, выпущенный на Коломенском заводе и окрашенный в ту же ливрею.
Почему медленнее – значит лучше
Интересная деталь: современная «Красная стрела» специально едет медленнее, чем могла бы. Поезда такого класса развивают скорость до 160 км/ч, но «Стрела» движется не торопясь, чтобы пассажиры могли отдохнуть в пути. Восемь часов – оптимальное время для полноценного ночного сна между двумя столицами.
Это философия, которая отличает «Красную стрелу» от скоростных «Сапсанов». Можно домчаться за четыре часа днём, а можно – по старинке, ночью, проснувшись утром в другом городе отдохнувшим и выспавшимся. Не в скорости счастье, как говорили в советские годы.
Каждый день ровно в 07:55 и 23:55 на Московском вокзале Северной столицы звучит «Гимн великому городу». Это значит, что прибывает или отправляется «Красная стрела». Между двумя столицами курсируют две «Стрелы» – они зеркально отправляются навстречу друг другу ровно в 23:55. Поезд №001А идёт из Санкт-Петербурга в Москву, поезд №002А – из Москвы в Санкт-Петербург. Где-то в пути, в темноте ночи, они проходят мимо друг друга.
«Красная стрела» – это не просто поезд. Это машина времени, которая связывает эпохи. Она помнит синие вагоны первых рейсов, проводников в белых перчатках, партийную номенклатуру 30-х, блокаду и зенитные установки в хвосте состава, олимпийский огонь 1980-го, Цоя и Гребенщикова, бандитов 90-х. И теперь – новое поколение вагонов, новую ливрею, новую главу в своей истории.
Почти 95 лет каждую ночь в 23:55 она отправляется в путь. И это – настоящая легенда на рельсах. Легенда, которая не просто выжила, а обрела второе дыхание.
А что выберете Вы? Ночной поезд по типу Красной стрелы или скоростной Сапсан? А может вообще самолёт? Поделитесь своим мнением в комментариях!
Автор – Михаил Чапаев