Найти в Дзене
Круто об искусстве

Hery seshta или мастер таинства.

Он же древнеегипетский мумификатор.
На все руки мастер - и патологоанатом, и хранитель ритуала, и танатопрактик. Знающий как никто, что без маски Анубиса проводить ритуал мумификации никак нельзя! Ведь тут главное что - все сделать правильно, чтобы в загробном мире дух человека смог узнать себя и воссоединиться с телом.
Именно Анубис заведовал мумификацией самого бога Осириса, убитого и зверски

▪️Саркофаг др. Египта.
▪️Саркофаг др. Египта.

Он же древнеегипетский мумификатор.

На все руки мастер - и патологоанатом, и хранитель ритуала, и танатопрактик. Знающий как никто, что без маски Анубиса проводить ритуал мумификации никак нельзя! Ведь тут главное что - все сделать правильно, чтобы в загробном мире дух человека смог узнать себя и воссоединиться с телом.

Именно Анубис заведовал мумификацией самого бога Осириса, убитого и зверски расчлененного своим братом, злобным богом ярости Сетом. После того как тело Осириса было собрано по кусочкам и готово к мумификации, Сет несколько раз пытался его похитить, чтобы лишить Осириса шанса на вечную жизнь. Но Анубис каждый раз догонял и наказывал Сета, спасая мумию. Благодаря его профессионализму великий Осирис совершил удачный переход в загробный мир и возглавил его.

Так Анубис стал патроном всех мумификаторов Древнего Египта.

▪️Маска Анубиса. Поздний период. Музей Рёмера и Пелицеуса, Хильдесхайм.
▪️Маска Анубиса. Поздний период. Музей Рёмера и Пелицеуса, Хильдесхайм.

▪️Анубис за работой.
▪️Анубис за работой.

Начинать предполагалось с ненужного, то есть с мозга. Египтяне той поры были абсолютно невысокого мнения о мозге и не считали этот орган необходимым для успешного существования в загробном мире. Поэтому смело брали в руки длинный железный крюк и просовывали его через ноздрю в череп.

Несколько умелых движений взад-вперед (чтобы максимально разжижить материю) и часть мозга уже лежит рядышком с усопшим, которого предварительно, по всем правилам приличия и хорошего тона, обмыли раствором с карбонатом натрия (карбонат натрия до сих пор в большом количестве содержится в озерах в дельте Нила).

*Пока мумификатор мыл свой железный крюк, остальная часть мозгла вытекала сама через ноздри (для этого тело переворачивали на живот).

▪️Глаз Гора передает благовония восседающему на троне богу Осирису. Фреска из гробницы Пашеду, XIII век до н. э.
▪️Глаз Гора передает благовония восседающему на троне богу Осирису. Фреска из гробницы Пашеду, XIII век до н. э.

А вот сердце должно непременно остаться в теле - без него нельзя пройти суд Осириса.

Перед тем как решить, куда отправить покойного, Анубис и Тот взвешивают его сердце. На другую чашу весов кладется перо Маат, богини справедливости, порядка и баланса. Если перевешивает перо, душа покойного, воссоединенная с телом, обретает бессмертие и начинает вести райскую жизнь рядом с богами. Если сердце - его сожрет Амат, чудовище с головой крокодила, торсом леопарда и лапами гиппопотама (процесс над душами описан в Книге мертвых).

▪️Суд Осириса над мертвым Хунефером. Миниатюра из Книги мертвых Хунефера. Около 1275 года до нашей эры. Британский музей.
▪️Суд Осириса над мертвым Хунефером. Миниатюра из Книги мертвых Хунефера. Около 1275 года до нашей эры. Британский музей.

▪️Осирис судит умершего архитектора Ха и его жену. Папирус из египетской "Книги мёртвых", из погребальной камеры Ха, XVIII династия (1540–1295 гг. до н. э.), Дейр-эль-Медина (Египет). Египетский музей, Турин, Италия.
▪️Осирис судит умершего архитектора Ха и его жену. Папирус из египетской "Книги мёртвых", из погребальной камеры Ха, XVIII династия (1540–1295 гг. до н. э.), Дейр-эль-Медина (Египет). Египетский музей, Турин, Италия.

Желудок, кишечник, легкие и печень извлекались во вторую очередь, после мозга (надрез на левом боку), высушивались, заворачивались в ткань, пропитанную смолами, и помещались в четыре алебастровых канопических сосуда (в городе Канопус почитали божество в форме вазы с человеческой головой - так возникло название для этих ритуальных тар; считается, что первым предназначение сосудов понял один из основателей египтологии Жан-Франсуа Шампольон в 1812 году).

Крышка каждой тары - голова одного из сыновей бога Гора (они же - "стражи часов на теле Осириса").

▪️Канопы из гробницы Аафенмута. Около 712–664 годов до нашей эры. Метрополитан.
▪️Канопы из гробницы Аафенмута. Около 712–664 годов до нашей эры. Метрополитан.

Желудок отправляли в вазу бога Дуамутефа с головой шакала. Он отождествлял одну из сущностей души умершего - Ба, которая путешествовала по загробному миру, покидала тело через рот, а возвращалась через глаза.

Легкие помещали в сосуд с головой бога Хапи, которого изображали в виде обезьяны (один из любимых богов египтян, повелитель Нила и покровитель урожая), а кишечник - в сосуд с соколом, олицетворяющим бога Кебехсенуфа, того самого, который "отражает удар врага, что подходит к тебе сзади".

Ну а печень - в сосуд бога Амсета с человеческой головой. Он отождествлялся с другой частью души умершего - Ка. Потому что печень пользовалась особой привилегией: считалось, что она отвечает за эмоции и эмпатию.

Все эти четыре сосуда покойник заберет с собой в загробный мир.

▪️Кальцитовые канопы (ок. 990-969 до н. э.) Несхонс - жены Пинеджема II. Британский музей.
▪️Кальцитовые канопы (ок. 990-969 до н. э.) Несхонс - жены Пинеджема II. Британский музей.

Заберет чуть позже, а пока опустошенную полость промоют вином со специями, а после заполнят ароматизаторами - миррой и корицей. Первая сохраняло тело в целости, вторая - придавала ему приятный запах, ибо душе не очень хочется обитать в смердящей падалью плоти (чтобы добавить объем и предотвратить тление, полость могли заполнить дополнительно кусками ткани, пропитанной солью).

Подождав 40 дней, пока тело засохнет, начиналась процедура обертывания - самая мистическая часть мумификации.

Во-первых, жрец Осириса не смолкал ни на секунду, ибо каждый круг обертывания сопровождался специальными заклинаниями. Во-вторых, в льняную ткань, пропитанную смолами (выполняет функцию клея), заворачивались амулеты, папирусы с "молитвами" и все ценные вещи покойного, заранее переданные его родственниками (например, Тутанхамону завернули его кинжал, лезвие которого было выплавлено из упавшего на землю метеорита).

▪️Церемония открывания рта мумии. Миниатюра из Книги мертвых Хунефера (ок. 1275 года до н.э.).
▪️Церемония открывания рта мумии. Миниатюра из Книги мертвых Хунефера (ок. 1275 года до н.э.).

Главное - уложиться в срок, т.е в 70 дней. Почему? Одному Осирису известно. В древних текстах ответа на этот вопрос нет.

В общем-то, на этом работа профессионального мумификатора завершена. Далее действуют родственники, а именно - организуют погребальную маску, саркофаги и торжественное прощание с открыванием рта мумии (ритуал перед погребением, который возвращает умершему возможность говорить и есть в загробном мире).

▪️Погребальная процессия. Факсимиле Книги мёртвых писца Ани (ок. 1250 год до н. э.)
▪️Погребальная процессия. Факсимиле Книги мёртвых писца Ани (ок. 1250 год до н. э.)

Вообще, в "Истории" Геродота описано три способа бальзамирования - дешевый, средний и дорогой (как вы поняли, выше мною описан самый искусный и сложный способ мумификации).

Самым дешевым и простым способом пользовались бедные крестьяне - в брюшную полость умершего заливали сок редьки, чтобы очистить кишки, а потом клали тело на 70 дней в натровый щелок, чтобы высушить.

Второй способ был немного посложнее и поинтереснее - в задний проход вставлялась специальная трубка, в которую заливалось кедровое масло, промывающее брюшную полость. После этого тело на несколько дней погружали в натровый щелок. Потом бальзамировщики выкачивали масло из кишечника, а вместе с ним выходили и разложенные внутренности и желудок.

▪️Статуи царицы Хатшепсут в храме в Луксоре, выполненные в натуральную величину, изображают её в образе Осириса.
▪️Статуи царицы Хатшепсут в храме в Луксоре, выполненные в натуральную величину, изображают её в образе Осириса.