Найти в Дзене

Счастливый брак по расчету? Что скрывала последняя османская принцесса

– Мне говорили, что быть принцессой – это не привилегия, а профессия, – задумчиво сказала она мне во время интервью. – С самого детства меня учили этому ремеслу. Она на мгновение замолчала, погружаясь в свои мысли, а затем продолжила: – Самое главное, что нам внушали, – это никогда не показывать слабость. Проявление слабости считалось постыдным. Нам не разрешалось громко смеяться, а плакать можно было только втайне, чтобы никто не увидел твоей печали или слез. – Неужели так тяжело было быть принцессой? – спросил я, стараясь понять бремя, которое несла на себе эта женщина. – Сложно, – ответила она, – но такова была наша судьба. Судьба действительно распорядилась так, что Фатьма Неслишах родилась в семье османских султанов, стала женой египетского принца, дважды была изгнана и даже арестована. Но несмотря ни на что, она всегда любила Турцию. Она мечтала вернуться на родину, хотя покинула ее еще совсем ребенком. "Я помню тот день, когда мы уезжали," - рассказывала она, - "мне было вс

– Мне говорили, что быть принцессой – это не привилегия, а профессия, – задумчиво сказала она мне во время интервью. – С самого детства меня учили этому ремеслу.

Она на мгновение замолчала, погружаясь в свои мысли, а затем продолжила:

– Самое главное, что нам внушали, – это никогда не показывать слабость. Проявление слабости считалось постыдным. Нам не разрешалось громко смеяться, а плакать можно было только втайне, чтобы никто не увидел твоей печали или слез.

Фатьма Неслишах-султан
Фатьма Неслишах-султан

– Неужели так тяжело было быть принцессой? – спросил я, стараясь понять бремя, которое несла на себе эта женщина.

– Сложно, – ответила она, – но такова была наша судьба.

Судьба действительно распорядилась так, что Фатьма Неслишах родилась в семье османских султанов, стала женой египетского принца, дважды была изгнана и даже арестована. Но несмотря ни на что, она всегда любила Турцию. Она мечтала вернуться на родину, хотя покинула ее еще совсем ребенком.

Свадьба Фатьмы Неслишах и принца Мухаммада, 1940 год
Свадьба Фатьмы Неслишах и принца Мухаммада, 1940 год

"Я помню тот день, когда мы уезжали," - рассказывала она, - "мне было всего три года, но я чувствовала, что теряю что-то очень важное."

В конце концов ее мечта сбылась: Фатьме Неслишах все же удалось вернуться в Стамбул. Но путь к этому возвращению был долгим и тернистым.

По материнской линии она была внучкой Мехмеда VI, последнего султана Османской империи. По отцовской линии принцесса являлась правнучкой султана Абдул-Азиза и внучкой последнего халифа Абдул-Меджида II. В 1921 году, когда она родилась в Константинополе, это событие было отмечено пушечными залпами и раздачей денег нуждающимся."Представляете, какие были времена?" - с улыбкой говорила она. - "Пушки, деньги… Все ради рождения маленькой принцессы."


Фатьма Неслишах-султан
Фатьма Неслишах-султан

Фатьма Неслишах была старшей дочерью, и именно она стала де-юре последней принцессой великой империи, чье имя было внесено в «Книгу Османской династии». Но в 1922 году султанат был упразднен, и на картах мира появилась Турецкая республика.

"В один миг все изменилось," - вспоминала принцесса. - "Мы потеряли все, но сохранили свою идентичность."

Фатьма Неслишах-султан
Фатьма Неслишах-султан

В 1924 году всех членов Османской династии депортировали. Семья Фатьмы Неслишах отправилась сначала в Швейцарию, а затем обосновалась в Ницце. Там она вместе с сестрами получила образование.

– Мама всегда говорила: «Образование – это единственное, что у вас никто не сможет отнять», – поделилась Фатьма Неслишах. – И она была права.

Принцесса с легкостью выучила четыре иностранных языка, увлекалась историей и культурой. Ей прививали любовь к родине, и, несмотря на то, что она росла вдали от Турции, всегда мечтала о возвращении.

Фатьма Неслишах-султан
Фатьма Неслишах-султан

Большинству представителей османской династии было трудно адаптироваться в новом мире. Особенно это касалось женщин, чья жизнь в Турции протекала в закрытых дворцах с огромным штатом прислуги. Они были оторваны от реальной жизни, и самостоятельная жизнь в Европе давалась им с трудом. Семья Фатьмы Неслишах с трудом сводила концы с концами.

"Мы вдруг оказались простыми смертными," - с грустью говорила она. - "Нам пришлось учиться жить заново."

Однако шехзаде Омер Фарук был удачлив: его дочери были очень хороши собой. Изящная, высокая и стройная Фатьма Неслишах с прекрасными миндалевидными глазами привлекала внимание многих мужчин. Вскоре к принцессам выстроилась очередь из знатных женихов.

Портрет принцессы Фатьмы Неслишах, худ. Жан-Дени Майар, 1950-е гг.
Портрет принцессы Фатьмы Неслишах, худ. Жан-Дени Майар, 1950-е гг.

– Несмотря на потерю власти и денег, мы все еще оставались завидными невестами, – призналась Фатьма Неслишах. – В конце концов, мы были внучками султана.

В 1938 году семья принцессы переехала в Египет. Спустя два года к Фатьме Неслишах посватался египетский принц Мухаммад Абдель Моним, сын последнего хедива (правителя) Египта Абасса II. Принц был сказочно богат и являлся отличной партией для знатной, но бедной невесты в изгнании.

"Он был старше меня, и не очень красив," - рассказывала Фатьма Неслишах. - "Но отец настаивал на этом браке."

Однако Фатьма Неслишах обладала независимым характером и отказала принцу, что вызвало сильную ссору с отцом.

– Я не хотела выходить замуж по расчету, – объяснила она. – Я мечтала о любви.

-8

В результате этого конфликта сначала была выдана замуж за египетского принца вторая дочь шехзаде. Но в конце концов семья убедила Фатьму Неслишах, и ей пришлось выйти замуж за принца Мухаммада.

"Я сдалась," - призналась она. - "Поняла, что другого выхода нет."

Роскошную свадьбу сыграли во дворце Гелиополис в Каире в 1940 году. Жениху был 41 год, а невесте – всего 19.

– Это был брак по расчету, но… – принцесса Неслишах на секунду задумалась и мягко улыбнулась, –…он оказался счастливым.

Принц Мухаммад был добр и отлично образован. Он был влюблен в свою молодую жену, и вскоре у них родились дети. Фатьма Неслишах стала принцессой-консортом Египта. По отзывам современников, она была умна, доброжелательна и всегда вела себя с большим достоинством.

"Я старалась быть достойной," - сказала Фатьма, - "достойной своей семьи, своей истории… и самой себя."

"Жизнь - это череда перемен и испытаний," - как-то сказала Фатьма Неслишах, и ее судьба была ярким тому подтверждением. В 1952 году в Египте начались серьезные волнения, которые вскоре переросли в Июльскую революцию. Последний король Египта, Фарук I, троюродный брат ее мужа Мухаммада, был вынужден отречься от престола.

– Помню, как все вокруг дрожало от напряжения, – рассказывала она. – Казалось, что сама земля уходит из-под ног.

Фарук I передал престол своему сыну-младенцу Фуаду II и покинул Египет. Ребенком, естественно, управлять страной не мог, поэтому регентом был назначен принц Мухаммад, а Фатьма Неслишах стала первой леди страны.

– В тот момент я почувствовала огромную ответственность, – призналась она. – Я хотела сделать все, что в моих силах, чтобы помочь людям.

Она активно участвовала в благотворительных проектах: открывала больницы, приюты, посещала общественные мероприятия, стремясь облегчить жизнь бедным и нуждающимся.

– Я верила, что даже в самые темные времена можно найти свет, – говорила она. – И этот свет нужно дарить другим.

Но регентство Мухаммада продлилось недолго - летом 1953 года королевство Египет стало республикой. Фуад II был выслан из страны, но принц Мухаммад с женой решили остаться.

– Мы любили Египет, – объясняла Фатьма Неслишах. – И хотели разделить его судьбу.

Через четыре года им пришлось поплатиться за это. В 1957 году принц Мухаммад предпринял попытку свержения действующего президента Насера с целью восстановления монархии. Попытка не увенчалась успехом. Мухаммада обвинили в заговоре и вместе с женой и детьми заключили под домашний арест.

– Это было ужасное время, – вспоминала она. – Страх, неопределенность… Мы не знали, что нас ждет.

Арест продлился несколько месяцев. Ситуацию спасло заступничество президента Турции, потребовавшего немедленного освобождения османской принцессы.

– Я всегда буду благодарна Турции за это, – говорила Фатьма Неслишах. – Они не забыли нас, своих дочерей.

Чету освободили и выслали из страны. Так она дважды стала изгнанницей. Вместе с супругом она вернулась во Францию, где они прожили около шести лет.

– Мы скитались по миру, как перекати-поле, – рассказывала принцесса. – Но всегда оставались вместе.

В 1963 году правительство Турции объявило амнистию для османских принцесс, и Фатьма Неслишах вернулась на родину предков.

– Возвращение в Стамбул было самым счастливым моментом в моей жизни, – призналась она. – Я почувствовала себя дома.

В сорок два года Фатьма Неслишах впервые получила фамилию – Османоглу, что означало «потомок османов».

– Это было символично, – говорила она. – Я наконец-то стала частью своей истории.

Несмотря на то, что мировая пресса любила элегантную и привлекательную принцессу, она редко давала интервью.

– Я считала, что представителям нашей династии не стоит становиться героями светской хроники, – объясняла она. – Мы должны сохранять достоинство.

Вместе с мужем она прожила в гармоничном браке тридцать девять лет. Они всегда поддерживали друг друга.

– Он был моим другом, моим соратником, моей опорой, – говорила о муже Фатьма Неслишах.

Принц Мухаммад скончался в 1979 году в возрасте восьмидесяти лет. Принцесса пережила супруга на долгих тридцать три года, прожив все эти годы в Стамбуле вместе со своей незамужней дочерью Икбал.

Сын Фатьмы Неслишах, Аббас, получил образование в Оксфорде, работал на фондовой бирже в Лондоне, женился и в 1994 году вернулся с семьей в Египет.

Фатьма Неслишах скончалась в 2012 году в возрасте девяноста одного года, будучи старейшим представителем Османской династии. Незадолго перед смертью она написала воспоминания о своей жизни.

«Она была воплощением благородства, в жилах которой текла кровь Османа I. Мы вспоминаем ее с большим уважением и нашими благословениями», – сказал Реджеп Эрдоган на ее похоронах.

– Ее жизнь была полна испытаний, – заключил я. – Но она всегда оставалась верной себе.