Найти в Дзене
Клуб директоров

Итоги года по майнингу

В конце года мы тут итоги по всему подводим и предсказания даем - SEO-рынок, отели на виноградниках, первый IT-триллионер и так далее, смотрите выше. Сегодня отчетец по майнингу. Кратко - все хорошо. Количество майнинговых ферм в России выросло за год на 44% — с 136,6 тыс. до 196,9 тыс. единиц. Для сравнения: годом ранее прирост составлял около 7%. Такое ускорение стали возможны из-за легализации майнинга и его включение в контур государственного регулирования с августа 2024 года. Ключевым фактором роста стало изменение структуры инвесторов. Майнинг перестал восприниматься как спекулятивная деятельность и все чаще рассматривается как инвестиционный актив с прогнозируемой экономикой. Это подтверждается концентрацией ферм в регионах с развитой энергетической базой — Иркутской и Новосибирской областях, Республике Башкортостан. Одновременно фиксируется рост нелегального сегмента, что типично для этапа быстрого расширения рынка и указывает на необходимость дальнейшей настройки тарифного

Итоги года по майнингу

В конце года мы тут итоги по всему подводим и предсказания даем - SEO-рынок, отели на виноградниках, первый IT-триллионер и так далее, смотрите выше.

Сегодня отчетец по майнингу. Кратко - все хорошо.

Количество майнинговых ферм в России выросло за год на 44% — с 136,6 тыс. до 196,9 тыс. единиц. Для сравнения: годом ранее прирост составлял около 7%. Такое ускорение стали возможны из-за легализации майнинга и его включение в контур государственного регулирования с августа 2024 года.

Ключевым фактором роста стало изменение структуры инвесторов. Майнинг перестал восприниматься как спекулятивная деятельность и все чаще рассматривается как инвестиционный актив с прогнозируемой экономикой.

Это подтверждается концентрацией ферм в регионах с развитой энергетической базой — Иркутской и Новосибирской областях, Республике Башкортостан. Одновременно фиксируется рост нелегального сегмента, что типично для этапа быстрого расширения рынка и указывает на необходимость дальнейшей настройки тарифного и контрольного механизма.

Ответом государства стало ужесточение регулирования энергопотребления. Снижение порогов дифференциации тарифов до 3,9 и 6 тыс. кВт·ч и запрет майнинга в ряде регионов направлены на вытеснение бытового и серого майнинга в пользу сохранения энергетического баланса.

В результате меняется и региональная экономика отрасли: в 2025 году наиболее низкая стоимость электроэнергии для майнеров зафиксирована в Хакасии — около 56 тыс. рублей в год, далее следуют Тюменская и Мурманская области.

Параллельно меняется технологическая модель. Рост тарифов стимулирует переход к новым источникам энергии, прежде всего газовой генерации. Проекты, ориентированные на использование газа для майнинга и центров обработки данных, указывают на формирование более устойчивой и капиталоемкой инфраструктуры.

Подобные процессы позволяют рассматривать майнинг как формирующийся экспортный сегмент. Фактически речь идет об экспорте электроэнергии и вычислительных мощностей. На недавнем форуме "Россия зовёт!" помощник Президента Максим Орешкин назвал майнинг значимой статьей экспорта, который пока не учитывается в официальной статистике.

Поэтому задачей государства является дальнейшее регулирование и обеление отрасли с целью как получения новых налоговых поступлений, так и учета добываемых и экспортных объемов. Ведь майнинг может серьезно повлиять на макроэкономические параметры. В том числе, на валютный курс, который должен быть прогнозируемым.

За аналитику спасибо - Константин Двинский.