Друзья! Сегодня мы знакомимся с настоящей каменной симфонией у стен московского Кремля.
На краю древней московской площади, будто диковинный цветок, проросший сквозь камни истории, возносит к небу свои пламенеющие главы Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву.
Мы же зовем его храмом Василия Блаженного - именем сердечным, народным.
Он стоит у подножия Кремля не как скромный сосед, а как дерзкий собеседник, вопрошающий строгие башни своей невероятной, почти сказочной красотой.
История собора начинается в огне и славе.
В 1552 году, в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, войска царя Ивана IV Грозного пошли на решительный штурм Казани. Молясь перед битвой, суровый самодержец дал обет: в случае победы возвести храм, «который прежде не видела Русь».
Слово было сдержано.
Имена зодчих окутаны легендой: то ли это был один мастер - Постник Яковлев по прозвищу Барма, то ли два - Барма и Постник. Народная молва, потрясенная красотой творения, породила мрачную сказку о том, что Иван Грозный, дабы нигде не повторилось подобное великолепие, велел ослепить создателей. Но история опровергает эту легенду - мастер Постник и после участвовал в иных значимых стройках. Их гений был столь ярок, что сам царь, прозванный Грозным, склонил голову у гроба другого святого - московского юродивого Василия, чье имя навсегда срослось с собором после пристройки церкви над его мощами в 1588 году.
Архитектура храма
При первом взгляде на собор захватывает дух от кажущейся хаотичной роскоши. Но это обман чувств! Гениальность замысла - в абсолютной, математической гармонии.
Восемь столпообразных церквей, посвященных святым, в дни памяти которых свершались ключевые битвы за Казань, окружают девятую, центральную - Покровскую. Все они возведены на едином мощном основании - подклете с трехметровыми стенами, словно вырастая из одного корня.
Доминантой всей композиции служит стройный, устремленный в небо шатер центральной церкви, увенчанный небольшой золоченой главкой. Именно он в XVI веке сделал храм самым высоким зданием Москвы.
А эти знаменитые, пестрые, фигурные главы!
Они обрели свой нынешний вид не сразу: изначально купола были золочеными и шлемовидными, и лишь после пожаров, в конце XVI-XVIII веках, их заменили на луковичные, покрытые «немецким железом» и раскрашенные в невероятные цвета.
Каждый узор на них уникален - спирали, ромбы, «чешуйки», создавая невероятную симфонию цвета и формы. Убранство фасадов - это отдельная поэма: кирпичное «узорочье», белокаменные резные элементы, изразцы, фасадные иконы и росписи, которые много раз обновлялись, но всегда сохраняли праздничную, ликующую торжественность.
Друзья, именно для того, чтобы понять истоки этого архитектурного феномена, нужно было совершить путешествие в подмосковное Коломенское и к церкви селе Дьяково, что мы с вами предусмотрительно сделали.
Ученые и краеведы еще в XIX веке отмечали его глубинное стиливое родство с собором на Рву:
«Они такую же имеют своеобразность и своего рода красоту, как церковь Василия Блаженного».
Церковь в Дьяково — тоже многостолпный храм, композиция из центрального столпа и окружающих его приделов. Существует предание, что ее строили те же Барма и Постник, и она стала для них творческой лабораторией, «пробой пера» перед созданием грандиозного памятника на Красной площади. Сходство было особенно явным, когда оба храма сияли красно-белым убранством, прежде чем собор Василия Блаженного обрел свою знаменитую полихромию. Таким образом, глядя на уединенный, строгий и загадочный храм в Дьяково, мы видим сокровенный эскиз, прототип будущей каменной симфонии.
Собор - немой свидетель всей русской истории со времен Ивана Грозного. Он пережил опустошительные московские пожары, после которых его, как Феникса, вновь восстанавливали.
В 1812 году его осквернили и разграбили солдаты Наполеона, намеревавшиеся взорвать святыню. По легенде, зажженные фитили потушил внезапно хлынувший дождь.
Испытания в судьбе храма
В XX веке испытания продолжились: после революции богослужения прекратились, а в 1930-х годах храм, мешавший проведению парадов, едва не был снесен. Лишь благодаря мужеству реставраторов и подвижников культуры, отстоявших его как памятник мирового значения, он уцелел, став филиалом Государственного исторического музея.
Сегодня, будучи объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, он продолжает жить, требуя постоянной, почти врачебной заботы о своем древнем теле.
Посетить собор Василия Блаженного - не просто выполнить туристический долг. Это значит вступить в живой диалог с гением, прикоснуться к нервному узлу отечественной истории.
Нужно медленно обойти его кругом, замирая от смены ракурсов и игры света на гранях. Обязательно войти внутрь, чтобы ощутить интимность маленьких церковок и головокружительную высоту шатра, увидеть древние иконы и почувствовать акустику, усиленную вмурованными в стены глиняными голосниками. Нужно спуститься в таинственный подклет, хранивший когда-то царскую казну.
И, наконец, просто постоять рядом, на брусчатке Красной площади, понимая, что это чудо - не заморская диковина, а плоть от плоти русской земли, ее душа, воплощенная в камне. Он прекрасен и непостижим, как сама Россия. И пока его разноцветные главы отражаются в вечернем небе Москвы, жива надежда, что красота - не призрак, а самая прочная основа человеческого бытия.
Автор: волонтёр АРТПатруль Сергей Голомин
Ставьте лайки и пишите в комментарии, бывали ли вы в соборе?