Найти в Дзене
Елизавета Красная

Как отдыхали сто лет назад, и почему мы снова учимся бездельничать

Слово «безделье» сегодня звучит почти как упрек. Оно плохо уживается с ежедневниками, трекерами сна и привычкой превращать любое хобби в заработок. Но еще сто лет назад праздность была не только допустимой, она считалась необходимой частью жизни, признаком высокого статуса, культуры и даже внутренней свободы. Прогулка без цели, долгий чай, чтение не ради пользы, а ради удовольствия – все это не требовало объяснений. Праздность была встроена в повседневность. Городская публика выходила себя показать и на других посмотреть: гуляли по бульварам, сидели на скамейках, беседовали. Это был социальный ритуал, почти театр под открытым небом. Время текло медленно, и в этом была ценность. Особое место занимали дачи. Там безделье приобретало почти философский масштаб: лежать в гамаке, слушать, как шумят деревья, читать вслух, спорить о литературе, играть в крокет или карты – не ради выигрыша, а ради процесса. Даже скука воспринималась как состояние, из которого может родиться мысль. Важно призна
Оглавление

Слово «безделье» сегодня звучит почти как упрек. Оно плохо уживается с ежедневниками, трекерами сна и привычкой превращать любое хобби в заработок. Но еще сто лет назад праздность была не только допустимой, она считалась необходимой частью жизни, признаком высокого статуса, культуры и даже внутренней свободы.

Прогулка без цели, долгий чай, чтение не ради пользы, а ради удовольствия – все это не требовало объяснений. Праздность была встроена в повседневность. Городская публика выходила себя показать и на других посмотреть: гуляли по бульварам, сидели на скамейках, беседовали. Это был социальный ритуал, почти театр под открытым небом. Время текло медленно, и в этом была ценность.

Особое место занимали дачи. Там безделье приобретало почти философский масштаб: лежать в гамаке, слушать, как шумят деревья, читать вслух, спорить о литературе, играть в крокет или карты – не ради выигрыша, а ради процесса. Даже скука воспринималась как состояние, из которого может родиться мысль.

-2

Важно признать, что такое безделье было доступно далеко не всем. Оно требовало свободного времени, а значит денег, положения, освобождающие от тяжелого физического труда. Рабочий день большинства крестьян и рабочих не оставлял пространства для подобной созерцательной лени.

Но именно поэтому праздность так активно фиксировалась в искусстве и литературе. Она становилась образом желаемой жизни. Герои Чехова, Бунина, Куприна много думают, сидят, смотрят в окно, ведут бесконечные разговоры, и именно в этих паузах раскрывается драма эпохи.

-3

А что у нас сегодня?

Современный досуг формально разнообразнее: путешествия, спорт, сериалы, курсы, марафоны, хобби на любой вкус. Но почти всегда он должен быть продуктивным. Мы отдыхаем с пользой, для развития, чтобы перезагрузиться и снова работать.

Даже лень теперь планируется. Мы ставим таймеры, чтобы разрешить себе полежать, и чувствуем вину, если не превратили отдых в контент или опыт.

Сто лет назад досуг был медленным и коллективным. Сегодня он быстрый и индивидуальный. Тогда люди скучали вместе. Теперь поодиночке, но с бесконечной лентой в телефоне.

-4

Почему эта тема снова важна

Интерес к праздности сегодня – не случайность. Мы устаем от бесконечной эффективности и начинаем заново открывать ценность паузы. Прогулки без маршрута и телефона, чтение без цели, разговоры ни о чем – все то, что раньше считалось естественным, теперь требует сознательного усилия.

Как проходили праздники и чем занимались в качестве хобби нижегородцы в XIX-начале XX веков?

Приходите на 
прогулку по кварталу церкви Трех Святителей и узнаете, как был устроен досуг горожан более ста лет назад. Посетите усадьбу начала XX века, а еще получите в подарок набор для согревающего настаивания. Я на экскурсию уже сходила и осталась под приятным впечатлением) что, собственно, и дало вдохновение для написания данной статьи.