Найти в Дзене
За кадром

Плата за ЖКУ в 2026 году: два этапа роста, региональные различия и причины подорожания

Правительство России утвердило схему повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) на 2026 год. В отличие от предыдущих периодов, изменения произойдут в два этапа и будут иметь выраженный региональный характер. Это решение, закрепленное в распоряжении председателя правительства Михаила Мишустина, обозначает новый виток в динамике стоимости коммунальных услуг для россиян. Повышение платы за ЖКУ в 2026 году будет проходить дважды: Сдвиг основного этапа с привычного июля на октябрь эксперты связывают с политическим календарем: в сентябре 2026 года пройдет Единый день голосования, включая выборы депутатов Государственной думы. Начиная с 2027 года, график индексации планируется вернуть к летнему периоду (1 июля). Осеннее повышение раскроет существенный дисбаланс в стоимости коммунальных услуг по стране. Стоит отметить, что для Москвы, Санкт-Петербурга и Подмосковья предельные отклонения на муниципальном уровне установлены на нулевой или минимальной отметке, что делает прогнозируемы
Оглавление

Правительство России утвердило схему повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) на 2026 год. В отличие от предыдущих периодов, изменения произойдут в два этапа и будут иметь выраженный региональный характер. Это решение, закрепленное в распоряжении председателя правительства Михаила Мишустина, обозначает новый виток в динамике стоимости коммунальных услуг для россиян.

Двухэтапная индексация: январь и октябрь

Повышение платы за ЖКУ в 2026 году будет проходить дважды:

  1. С 1 января 2026 года – единый для всех регионов рост на 1,7%. Эта мера напрямую связана с планируемым повышением базовой ставки НДС. Отклонения внутри субъектов не допускаются.
  2. С 1 октября 2026 года – основное, дифференцированное повышение. Здесь размер индексации будет сильно разниться от региона к региону — от минимальных 8% до рекордных 22-23%.

Сдвиг основного этапа с привычного июля на октябрь эксперты связывают с политическим календарем: в сентябре 2026 года пройдет Единый день голосования, включая выборы депутатов Государственной думы. Начиная с 2027 года, график индексации планируется вернуть к летнему периоду (1 июля).

-2

Региональная картина: где подорожает сильнее всего

Осеннее повышение раскроет существенный дисбаланс в стоимости коммунальных услуг по стране.

Лидеры роста (повышение на 15% и более)

  • Ставропольский край: +22% (по некоторым данным, до +23,7%). Основная причина — длительное искусственное сдерживание тарифов, не покрывавшее реальных затрат.
  • Республика Дагестан: +19,7% (до +21,4%).
  • Тамбовская область: +17,5% (до +19,2%).
  • Тюменская область: +17,2%.
  • Республика Северная Осетия – Алания: +16,3%.
  • Москва: +15%.
  • Санкт-Петербург: +14,6%.
  • Республика Коми: +15,3%.

Регионы с умеренным повышением

  • Московская область: +12,8% (с допустимым отклонением по муниципалитетам до 5%).
  • Ленинградская область: +9,2% (отклонение до 2,1%).

Регионы с минимальным ростом (около 8-10%)

  • Республика Хакасия: +8% (до +9,7%).
  • Чукотский автономный округ: +8% (до +9,7%).
  • Республика Бурятия: +8,9% (до +10,6%).
  • Кировская область: +8,9%.
  • Томская и Сахалинская области: +9%.

Стоит отметить, что для Москвы, Санкт-Петербурга и Подмосковья предельные отклонения на муниципальном уровне установлены на нулевой или минимальной отметке, что делает прогнозируемый рост фиксированным.

-3

Причины роста тарифов: от инфляции до системных проблем

Официально повышение объясняется необходимостью учитывать не только инфляцию (прогноз на 2026 год — около 4%), но и другие затратные факторы:

  • рост цен на топливно-энергетические ресурсы (газ, уголь);
  • финансирование ремонта и модернизации изношенной коммунальной инфраструктуры;
  • индексация заработной платы работников ЖКХ.

Однако эксперты, такие как председатель Жилищного союза Константин Крохин, указывают на более глубокие и системные причины:

  1. Сложное финансовое положение естественных монополий. Крупнейшие компании отрасли, включая «Газпром», несут значительные убытки, и для их поддержания требуются дополнительные средства, что ложится на тарифную нагрузку.
  2. «Черная дыра» в отрасли. Коммунальная сфера остается непрозрачной и слабо контролируемой на федеральном уровне из-за действующего моратория на проверки до 2030 года, что создает почву для нецелевого использования средств.
  3. Отсутствие приоритета интересов потребителя. По мнению экспертов, при установке тарифов интересы граждан часто учитываются по остаточному принципу, уступая интересам региональных властей и обслуживающих компаний.

Крохин прогнозирует, что реальный рост платежей для конечных потребителей в 2026 году может достичь 30-35%, что сопоставимо с динамикой 1990-х годов, несмотря на официально заявленные индексы.

Что ждет отдельные услуги и как это скажется на кошельке

Газ. Планируемый рост с октября 2026 года — до 9,6%. Это связано, в том числе, с затратами на социальную газификацию и подключение новых территорий.

Электроэнергия. Повышение для населения — до 11,3%. ФАС уже установила предельные уровни: самая низкая цена — в Иркутской области (от 1,97 ₽/кВт·ч), самая высокая — на Чукотке (до 12,6 ₽/кВт·ч). В перспективе до 2028 года планируется постепенное выравнивание тарифов для населения и бизнеса, что может ускорить рост для первых.

Отопление и вода. Рост будет напрямую зависеть от стоимости энергоресурсов и решений региональных властей.

Практический пример для Москвы

При средней плате за квартиру 52 м² в 2025 году в размере 10 651 ₽:

  • С 1 января 2026 года: увеличение на ~181 ₽ (1,7%).
  • С 1 октября 2026 года: увеличение на ~1 625 ₽ (15%).
  • Итог к концу 2026 года: ежемесячный платеж может составить около 12 457 ₽.
-4

Льготы и новые требования

Значительных изменений в системе льгот не предвидится. Существующие меры поддержки (компенсация 50% затрат в пределах социальной нормы площади) для пенсионеров, инвалидов, ветеранов и многодетных семей сохранятся. Эксперты опасаются не расширения, а возможного сокращения этих мер в будущем.

Параллельно продолжаются изменения в сфере учета: до 2026 года проходит плановая замена старых электросчетчиков на современные приборы учета с автоматической передачей данных. Замена осуществляется за счет энергоснабжающих организаций, кроме случаев досрочной замены исправного прибора по инициативе жильца.

-5

Прогноз на ближайшие годы

Динамика предельного индекса роста платы за ЖКУ демонстрирует тенденцию к постепенному снижению темпов после 2026 года, что, однако, не отменяет значительного единовременного скачка в будущем году.

Год и прогнозируемый рост индекса платы за ЖКУ

2025: в среднем +11,9% (с историческим пиком до 21,1% в регионах).

2026: +1,7% (январь) + ~9,9% (октябрь, средний по регионам).

2027: +8,7% (планируемый индекс).

2028: +7,1% (планируемый индекс).

Таким образом, 2026 год станет переломным с точки зрения нагрузки на семейные бюджеты в сфере ЖКУ. Двухэтапное, существенно различающееся по регионам повышение, на фоне системных проблем отрасли, потребует от россиян более тщательного финансового планирования и, возможно, поиска путей экономии коммунальных ресурсов.

Что же важнее в нынешней ситуации: сохранять социальные льготы на оплату ЖКУ для уязвимых групп или сдерживать тарифы для всех? Есть ли здесь компромисс?