Название происходит от глагола «pin up», что переводится как «прикалывать к чему-то, на что-то». Это отсылка к плакатным истокам стиля. Прекрасные пин-ап девушки в газетах и журналах словно мотивировали людей вырезать картинки с ними и прикалывать к стенам своих комнат, а дальнобойщикам внутри кабины и даже снаружи украшать свой транспорт.
Особую популярность пин-ап получил в 30-50-е годы, хотя его истоки уходят ещё в 1890-е годы. В те времена художники-графики рисовали девушек в соблазнительных позах и подчёркивающих фигуру нарядах для открыток, плакатов, газет, рекламы. Подобный же стиль одежды, который сейчас уже можно считать «ретро», распространился в 1930-е годы.
Пин-ап эксцентричный стиль, который отличается контрастами, необычными сочетаниями цветов, материалов. Он представляет собой нечто среднее между строгим оригинальным винтажом и цыганской романтикой бохо.
Цыганский бохо стиль — это яркая, эклектичная смесь свободы хиппи, кочевой романтики и этнических мотивов, отличающаяся многослойностью, обилием натуральных тканей (хлопок, лен, бархат), яркими цветами, принтами (цветочные, этнические), бахромой, кружевом, а также обилием украшений, платков и акцентных аксессуаров, создающая образ творческой, свободной и раскрепощённой личности, часто с винтажными и ручными элементами. Это не "дорого-богато с позолотой", а "экспрессивно-фольклорный с аксессуарами hand-made"
Получился отличный вариант, чтобы совместить черты обоих стилей. При этом пин-ап смотрится свежо и современно.
Постепенно стиль пин-ап выродился в жанр, как это всегда происходило с любым объектом и явлением по мере их развития. Как это может быть одновременно и стилем и жанром?
Представьте себе доисторическую крепость. Это новый жанр в будущем градостроительстве.
Вначале это напоминает утыканный палками вал. Позднее превращается в ограду. Ограда вырастает до каменных стен, внутри которых находится главное помещение. Это разные стили жанра-крепости.
Главное помещение внутри вырастает выше крепостных стен. Увеличиваясь вширь и в высоту, это здание превращается в замок. Который вбирает в себя крепостные стены. Возникает новый жанр — замок. С различными стилями. От готического до викторианского барокко и сталинского ампира. Присмотритесь к комплексу МГУ. Что же это как не замок с выносными бастионами на «танкоопасных» направлениях и вспомогательными зданиями в виде крепостных стен?!
Всё о стилях, направлениях и жанрах в архитектуре и живописи в статье «Основные жанры и стили в литературе и искусстве»
В настоящее время это пикантный сюжет с лёгким намёком на сексуальность: ветер неожиданно задирает юбку ни о чем не подозревавшей длинноногой красавицы.
Или маленький пёсик, вцепившись в подол платья, «полу обнажает» свою хозяйку. Та слегка краснеет и расплывается в невозмутимой улыбке.
Именно так выглядела икона гламура в США в середине прошлого века. Сейчас подобным изображением не удивишь и школьника, а более 80 лет назад «будоражащее» искусство легко находило место на крыле автомобиля, дверце холодильника в холостяцкой квартире или на стене гаража(№4)
Делаете «губки бантиком» на фото? Значит, цитируете героинь американского пин-апа! Еще в 30−40 годы прошлого века это явление массовой культуры породило сотни игривых беззаботных красоток: идеальная девушка «а-ля 90/60/90», в чулках и мини-юбке, которая всегда рядом, — ну просто мечта дальнобойщика, солдата или рядового холостяка! Над тиражируемыми образами трудилась целая армия художников. А самым известным из них позировала сама Мэрлин Монро.
Как в своё время отметил актёр Кирк Гибсон, «добродетель нефотогенична», поэтому пуританские платья сменили дерзкие юбчонки, глубокие декольте и кружевные чулки на подвязках.
Альберто Варгас — известнейший перуанский художник, цитируемый сегодня многими фотографами, изображал элегантных девушек с идеальными формами, тонкими пальцами и ярким маникюром на светлом фоне. (№5)
Первопроходцами в использовании pin up изображений в рекламе стала компания Coca-Cola, которая попросила авторов снабдить героиню яркой картинки бутылочкой с напитком. Результат не заставил себя долго ждать — продажи моментально подскочили вверх.
Джил Элвгрен (Gil Elvgren), иллюстратор и воспеватель американской женственности, стал настоящей легендой пин-ап движения, одним из первых создав тысячи образов на любой вкус: от девушек-ковбоев до сексапильных домохозяек. Из-под его кисти вышли сотни милых и улыбчивых девушек в гольфиках, такие себе лолиты со взрослыми телами, которых он писал с начинающих актрис и моделей.
………………………………………………………….........................................................................
Русский (советский) пин-ап
пин-ап Андрея Тарусова
Ярко выстрелить и громко назвать миру своё имя Андрею удалось, что взываниям, попав в струю: в 2012 года, когда «из всех утюгов» активно обсуждался конец света, вышел первый календарь «Apocalypse Tomorrow».
В настоящее время проживает в Лос-Анджелесе. Рисовал для Playboy, Disney, 20th century FOX, Cosmopolitan, Maxim, «Яндекса», «Билайна».
Календарь "Штаты США. Майами"
Известны и популярны его календари с коллекцией "Принцессы Дисней"
Календарь "Штаты США. Техас"
Календарь "Голливуд"
Но, к сожалению, эмиграция повлияла на стиль и манеры художественного исполнения, подстроившегося под американскую вкусовщину. Сохранился лишь фольклорный колорит и осовременненные комиксные формы произведений.
..............................................................................................................................
Настоящий фурор современного пин-апа не только в России произвёл Валерий Барыкин.
Это человек, заставивший всех взглянуть под другим ракурсом на привычный советский быт. На его плакатах женщины-работяги превращаются в знойных красоток, шаблонные лозунги — в многозначительные комментарии, а мотивирующий соц-арт — в забавный пин-ап.
Иллюстратору удалось невозможное: он совместил в своих картинках две противоположные культуры — сексуальность Запада и целомудрие Союза. Все его плакаты яркие, стильные и модные. В плакатах появилась идея. Каждый рисунок можно часами разглядывать, находя всё новые нюансы и понимание заложенного смысла. При этом он ввёл подпись к рисунку.
Этим Валерий ярко различил пустоту родоначальника пин-апа и современное русское идейное наполнение пин-апа, совершив, казалось бы, невозможную метаморфозу рисунка. Это уже не просто рисунок. И даже не комикс, где промышленным конвейером не удаётся достичь многозначности и многоплановости отдельной картинки. Это синтез картины и надписи, превращающиеся в символ заложенной в них идеи.
Рассмотрим некоторые наиболее примечательные картины
.........................................................................................................................
"Будни на Орбите" (из календаря по заказу Роскосмоса)
Без любимой игрушки, раскладывания пасьянсов и кошечек никуда и в будущем. А муж на вахте в соседнем космолёте, чтобы не надоесть друг другу. Для мужчин остаётся загадкой: это прихорашивание для себя или на свидание? Женщинам всё ясно без слов.
Социально-направленное искусство
"Приходи к нам на стройку!"
"Передавай свой опыт молодым"
"Работник ЖКХ..."
"А ну-ка ВЗЯЛА !"
Не менее интересные картины, касающиеся быта и жизни людей советской эпохи в расцвет СССР без леденящего дыхания подступающих 90-х
"Скоро Москва!"
"Полицейский и девушки"
"Свидание"
Стоит отметить школьниц на переднем плане. Их эмоции на порядок ярче и экспрессивнее. Вся картина разделяется на планы: школьницы с потрясающей мимикой. Девушка в красноречиво-картинной позе. Ухажёр, чьи чувства не столь ярко и сочно выражены. Пенсионер, лишь слегка интересующийся происходящим. Наконец, безмолвная равнодушная статуя на заднем плане.
"В библиотеке"
Моя любимая
Художнику удалось создать настоящие говорящие шедевры.
Девушка, начавшая осознавать себя "взрослой", сидит рядом со сверстником, который погружён в чтение книги. Её взгляд переполнен эмоциями. Он выражает недоумение, обиду и даже некоторую злость на соседа. Как смеет этот "ботан" не обращать внимания на её присутствие? И не замечать её красоту?! Вместо того чтобы ухаживать, отдавать вкусняшки и умолять донести портфель, этот болван уставился в дурацкую книжку!
Нет, он конечно тут же будет отшит и облит с ног до головы презрением, если только посмеет. Но этот недоросль даже не пытается тайком рассмотреть её прелести, пока она "не замечает" этих знаков внимания.
Настроение напрочь испорчено из-за этого ничего не понимающего в жизни балбеса!
"В кафе"
Глаза каждого персонажа выдают скрытые мысли. Общая проекция картины разбита не на планы, а на сектора пересечения взглядов. В них легко читаются все мысли и чувства участников действа.
"Пейте пиво!"
С похожим сюжетом. Здесь юная жена не настолько опытна, чтобы одним взглядом усмирять отвлёкшегося, разумеется, на пиво, мужа.
Не забыты и "Стиляги"
"В автосервисе"
"На заправке"
"Стойко и мужественно переносить все тяготы и лишения воинской службы"
Жизненное
"Всю зарплату жене!"
Ещё более жизненное.
Осталось добавить, что жанр пин-апа не только обретает былую популярность, но получает новое развитие и ждёт своих новых творцов винтажной современности.
Лилла Аскеза ©, ссылка на канал обязательна