Пока большинство казанцев накрывает праздничный стол и ждет боя курантов в кругу семьи, сотни людей продолжают работать. Для них новогодняя ночь — не время отдыха, а пик профессиональной активности. Как складывается «рабочий Новый год» у тех, от кого зависит, чтобы праздник для других прошел безопасно, весело и без сбоев?
Мы поговорили с организаторами городских гуляний, представителями служб и теми, кто создает праздничное настроение, чтобы узнать, как для них выглядит главный праздник в году.
Праздник в парках: эмоции тысяч людей как главная мотивация
Для тех, кто отвечает за главные точки притяжения — парки, — подготовка начинается за несколько недель до 31 декабря, а в сам праздник график расписан по минутам.
Эвелина Мулюкова, парк-менеджер центральных парков, второй год встречает ночь на «Чёрном озере»:
Я всегда относилась достаточно спокойно к работе в этот день и совсем не разрывалась между «хочу» и «надо». Мои родители с пониманием относятся к специфике моей деятельности в центральном парке. Более того, после боя курантов они приезжают ко мне в парк на новогоднюю программу! Для меня это чудесный повод собраться в кругу семьи после рабочих праздничных часов.
Рабочий Новый год» начинается задолго до 31 декабря. В сам праздник задачи идут сплошным потоком: контроль уборки, работа пропускных пунктов, монтаж оборудования на катке, постоянный обход территории. Ощущение праздника сохраняется ровно до запуска программы, после чего весь фокус — на контроле. Гости считают удары курантов, а ты в это время проверяешь тайминг выхода Деда Мороза.
Но меня сильно наполняет мысль, что я — часть команды, которая дарит праздник более 20 тысячам людей! Это очень мотивирует. У нас даже есть свой ритуал: мы украшаем офис, накрываем стол, как дома, с гирляндами и салатами. Запоминается всегда что-то очень человечное: в прошлом году девочка лет четырех в костюме Снегурочки подарила мне конфетку и сказала: «Спасибо вам за праздник!». В тот момент я еще больше осознала ценность своей работы.
Зиля Гумерова, директор Центра семьи «Казан», отмечает пятый Новый год «на работе»:
У меня давно выстроен четкий маршрутный лист с таймингом семейных встреч. Я всегда нахожу время для маминого бэлеша и папиных салатов, ведь праздничная программа начинается только вечером. А еще есть понимающие коллеги, которые могут подменить.
Самый эмоциональный момент — начало программы на сцене. После боя курантов десятки тысяч незнакомых людей начинают поздравлять друг друга.
А самый запоминающийся Новый год был первым в Дирекции. Тогда я пришла в парк «Черное озеро» просто как гостья, потому что там работал коллега, который мне нравился. А через год мы уже работали там вместе в новогоднюю ночь как муж и жена. В 23:59 я отправляла сообщение музыкантам, успела загадать желание, смотрела на всех этих людей и думала: «Всё не зря».
На страже порядка и на связи: праздник как часть службы
Пока одни создают атмосферу, другие следят, чтобы праздник для всех оставался безопасным и комфортным. Их Новый год — это бдительность, ответственность и тихая радость за тех, кого они охраняют.
Ярослав Михайлов, сотрудник Росгвардии:
Честно, большого желания «гулять как все» нет. Главное для меня — это близкий круг людей. Но если очень хочется быть с семьей и не получается, просто думаю о том, что приеду позже и наверстаю. Это ведь не последний Новый год на свете.
В мой «рабочий» праздник входит защита граждан, патрулирование города, обеспечение порядка на мероприятиях. 31-го начинаю с крепкого сна, а ближе к обеду уже на службе: получаем спецсредства, изучаем маршруты, работаем до тех пор, пока последние гуляющие не разойдутся по домам. Чувство праздника есть, но, наверное, только в тот момент, когда видишь улыбки людей, их радость. В этот момент чувствуется это всеобщее тепло, и радостно от мысли, что твои близкие сейчас тоже его ощущают.
Личного ритуала как такового нет, разве что заранее поздравить всех с Новым годом. А потом, если получится, зажечь бенгальский огонек уже дома. Запомнился прошлый год тем, что именно в новогоднюю ночь я познакомился с самым дорогим мне человеком. Будто сама судьба свела нас в этот момент.
Ирина Иванова, инспектор службы по делам несовершеннолетних (первый рабочий Новый год):
Когда узнала о дежурстве, конечно, огорчилась — планы же были. Но коллеги, много раз отработавшие в праздники, поддержали, рассказали много интересного. Родные тоже отнеслись с пониманием, так что наш семейный праздник просто сместится на 1 января.
Дежурство начинается с 18:00: распределяемся по территориям — кто на городские елки и катки, кто на патруль дворов. Я буду на центральной ёлке, а мой рабочий день закончится, когда из парка уйдет последний человек. Думаю, Новый год для меня наступит там же, в 00:00, — я буду в самом эпицентре, среди веселящихся людей, которые часто поздравляют и нас, сотрудников. Специальных ритуалов в ночь нет — для нас это день повышенной ответственности. Но предновогодние хлопоты — украшение места, подарки коллегам — создают свое настроение.
Пока мой опыт небольшой, но коллеги рассказывали курьезные истории. Один, например, в новогоднее дежурство поехал на вызов, и лифт в доме застрял. Пришлось встречать наступление года в темноте между этажами. А когда их наконец «освободили», выяснилось, что полицию по ошибке вызвали из другого города!
Воплощение чуда: «Праздную Новый год примерно 100 раз за месяц»
Для некоторых Новый год — не одна ночь, а целый марафон, где они сами становятся символом праздника для сотен детей и взрослых.
Аня Семеновых, профессиональная Снегурочка:
Я «нормально» праздновала Новый год до 17 лет, а потом каждый декабрь стал проходить в компании Деда Мороза, по 10 выездов в день. Пару раз я пробовала встречать дома, но мне показалось это скучноватым. Не понимаю, чем заниматься целый день, когда на салаты и тосты уходит пара часов!
Новогоднее настроение у меня перманентное — с 15 декабря по 15 января. За месяц я праздную примерно 100 раз с разными семьями и компаниями. Самое ценное — приезжать в одну и ту же семью несколько лет подряд и искренне восклицать: «Ребята, как вы выросли за год!». Мой личный ритуал — записывать 31 декабря поздравления друзьям и родным в образе Снегурочки. Все в восторге, а мне приятно.
Мы с Дедушкой Морозом верим в примету «как встретишь — так и проведешь». Однажды бежали через сугробы в 23:59, чтобы услышать куранты не на улице, а в одном из лучших отелей Казани. Успели!
Зуфар Галимов, ведущий в роли Деда Мороза:
Конфликта между долгом и семьей у меня не бывает — мне всегда удается встретить Новый год с родными. Был лишь один раз, когда я работал 31 декабря администратором в отеле, но меня отпустили пораньше, и я успел к праздничному столу. Подготовка к празднику — это особая магия: мы тщательно планируем, закупаем все необходимое, готовим угощения и подарки. Это создает то самое предвкушение.
Даже на работе мы стараемся создать праздничную атмосферу. У нас есть традиция — игра в «Тайного Санту» и общие поздравления в коллективе. А самый запоминающийся момент связан как раз с той работой в отеле. Мне поручили разнести по номерам подарки для гостей — красиво упакованные сюрпризы. Видеть радость и удивление людей, которые получали эти маленькие знаки внимания в новогоднюю ночь, было невероятно душевно и тепло. Это напомнило мне, что дарить праздник можно по-разному, и это всегда ценно.
Ритмы праздника: «Первые минуты нового года — за диджейским пультом»
Пока город замирает в ожидании полуночи, для них наступает самый важный момент работы — задать настроение, стать проводником всеобщей радости.
Avir, основатель хип-хоп сообщества Custom, продюсер ивентов, диджей Bazzar:
Раньше внутренний конфликт ощущался острее, но теперь у нас с семьей есть традиция — устраивать праздничный ужин за день до 31-го. Получается даже милее и камернее.
Подготовка к моему «рабочему Новому году» — это не нарезка оливье, а составление идеального плейлиста. В этом году утро 31 декабря я проведу в поезде — мы с командой едем на гастроли в Ижевск. Так что первые минуты нового года встречу за пультом, но обязательно с бокалом шампанского в руке.
По-настоящему праздник чувствуется после, когда видишь довольные, счастливые лица танцующих. Мой ритуал — сжигать в бокале записку с желанием. В этот момент я представляю, что моя семья делает то же самое, и на душе становится тепло.
Запомнился прошлый год, когда я отказался от выступления в клубе, чтобы быть с семьей и друзьями. И по иронии судьбы, мы в итоге всей компанией оказались в этом же клубе в те же часы! Вышло, что я всё равно отыграл, просто как гость. Судьба, наверное.
Rin, диджей бара «Соль»:
Нет, внутреннего конфликта не чувствую. Моя семья спокойно отмечает дома, в Нурлате, а я — в Казани, за пультом. Мы друг друга понимаем. В прошлом году мой 31 декабря тоже был рабочим: днём закрывал один проект, вечером готовился к сету. Встречал наступление года в кругу коллег по цеху в нашем баре.
Мой главный ритуал, который дарит ощущение праздника, — это и есть мой сет. Полная отдача музыке, энергия зала — этого мне более чем достаточно. В этом году всё будет ещё круче: я буду провожать старый год с 23:00 и встречать новый до самого утра.
Запомнился именно прошлый, первый для меня, новогодний сет. Тогда я приехал, отыграл на высшем уровне и был невероятно заряжен. До этого была череда сетов, которыми я не совсем был доволен, а тут — полная победа. Это придало огромной уверенности. Как говорится, как встретишь — так и проведешь. В этом году уверен, будет еще лучше!
Дорога домой: «Главное — чтобы все были там, где должны быть»
В новогоднюю ночь их машины и автобусы превращаются в сани, которые развозят по домам уставших, но счастливых горожан, а иногда и творят маленькие чудеса примирения.
Рустем, таксист (работает второй год подряд в новогоднюю ночь):
В прошлом году я принял всего одну заявку, но какую! Работал утром, потом гулял с друзьями, а вечером решил выйти на линию. Принял заказ: трое молодых парней с Высокой Горы в Казань и обратно. Оказалось, они вахтовики из другого города. По дороге веселые, выпившие, но очень приятные ребята рассказали историю. Их было четверо, но они поссорились с товарищем накануне, и тот обиделся, остался на вахте. Ребята приехали в город, ждали его, но он не встретился с ними. И тогда они, чтобы помириться и не бросать своего, заказали такси назад, чтобы его забрать. Мы поехали, они его уговорили, все четверо сели в машину и вернулись в Казань отмечать вместе. Было видно, как они рады, что всё наладилось.
А в конце поездки водитель, который сидел впереди, достал из кармана деньги, отдал мне, даже не считая. Поездка стоила 3500, а там было явно больше. Я хотел дать сдачу, а он махнул рукой и сказал: «Я все равно эти деньги собирался потратить здесь, а сейчас за меня заплатят мои друзья. Так что, забирай и спасибо, за такую поездку.». Я потом пересчитал и удивился — 48 000. Вот так новогодняя поездка помирила друзей и стала для меня небольшим чудом.
Альфия, сотрудница автовокзала:
Работа в праздники — это особенная атмосфера. Уже 30 декабря начинается пик: мы ставим дополнительные рейсы, народу очень много, все куда-то спешат. Кто-то уставший, кто-то уже предвкушает. 31-го люди приходят более оживленные, с искоркой в глазах. А 1 января — это уже сплошные улыбки и поздравления: все возвращаются с праздника, делятся впечатлениями, желают нам счастливого Нового года. Это очень заряжает.
Тяжело ли? Бывает. Не все приходят в праздничном настроении — случаются задержки рейсов из-за погоды, что-то может сломаться. Но мы стараемся помочь, решить проблемы. Видишь, как люди спешат к близким, как для кого-то этот билет — самый важный подарок, и понимаешь свою роль. Мы помогаем празднику случиться для тех, кто в пути. Главное — чтобы все вовремя и безопасно добрались туда, где их ждут. А это и есть самое главное в Новый год, правда?
За каждой яркой иллюминацией, за каждой вовремя поданной машиной, за каждой сыгранной песней и обеспеченной безопасностью стоит человек. Они создают рамку, внутри которой мы можем быть просто счастливыми. И их истории — лучший повод в новогоднюю ночь, проходя мимо, просто улыбнуться и сказать: «Спасибо. С Новым годом!.
Автор: Екатерина Брыжак
Дизайн: Раиль Набиуллин