Многие пассажиры, заходя на борт самолета, с нетерпением ждут момента, когда зашуршат тележки и стюардессы предложат «курицу или рыбу». Но задумывались ли вы когда-нибудь, что едят те двое за бронированной дверью кабины?
Мой знакомый, КВС одной из крупных авиакомпаний, рассказал о правилах питания экипажа, которые прописаны кровью и жесткими регламентами безопасности. Оказывается, обед пилота — это часть системы выживания.
Правило №1: Никакой «пассажирской» еды
Первое, что стоит знать: еда для пилотов готовится отдельно. Даже если в бизнес-классе подают стейк из мраморной говядины или изысканные морепродукты, пилоты их не трогают.
Почему? Всё дело в статистике. Авиакомпании минимизируют любые риски. Еда для пассажиров готовится в огромных объемах на кейтеринговых фабриках. Если в одну партию соуса попадет бактерия, и 50 пассажиров почувствуют недомогание — это ЧП, но самолет продолжит полет. Если же отравится экипаж — это катастрофа.
Для пилотов закупаются специальные рационы с повышенным контролем качества. Часто это продукты с минимальной степенью обработки, чтобы исключить риск несварения или инфекции.
Правило №2: Разное меню для КВС и второго пилота
Это самое странное и строгое правило в авиации. Если командир выбрал на обед говядину, второй пилот обязан взять рыбу или вегетарианское блюдо. Им категорически запрещено есть одно и то же.
Логика железная: если одно из блюд окажется несвежим или зараженным, из строя выйдет только один пилот. Второй останется дееспособен, сможет вызвать подмогу и посадить лайнер в одиночку.
Как это работает на практике?
Пилоты едят по очереди. Сначала один принимает пищу, пока второй полностью контролирует приборы и связь. Затем они меняются. Это исключает ситуацию, когда оба пилота отвлеклись от управления одновременно (например, если пролился горячий кофе).
Кстати, о напитках. В кабине пилотов вода подается только в закрытых бутылках, а стаканы с чаем или кофе никогда не проносятся над панелью приборов — только сбоку, чтобы случайная капля не вывела из строя электронику стоимостью в миллионы долларов.
А если оба отравятся?
История знает такие случаи. Самый известный произошел в 1982 году на рейсе из Бостона (правда, там причиной стал некачественный десерт). После того случая правила ужесточили до предела.
Сегодня, если пилот почувствовал малейшее недомогание в полете, он обязан немедленно передать управление напарнику. Именно поэтому «разнобой» в меню — это не прихоть, а страховка для всех, кто находится в салоне.
Скрытый бонус: «Спецзаказ»
Дальнобойные рейсы длятся по 10-12 часов. Есть одну и ту же самолетную еду годами невозможно. Поэтому у опытных пилотов есть свои лайфхаки. Многие берут еду из дома в термосумках. Но и здесь действует правило «разных контейнеров» — жена командира никогда не будет готовить то же самое, что жена второго пилота, если они вдруг решили устроить совместный «домашний» обед в небе.