Есть книги-события, книги-сенсации, а есть книги-настроения. Новая работа Евгения Гришковца «Когда я боюсь» — определённо последнее.
Она не громко кричит с полок, а тихо, но настойчиво стучится в душу, объясняя свой стремительный путь к читательским сердцам. И этот путь пролегает через самые заброшенные, самые стыдливые уголки нашего внутреннего мира — через наши страхи.
Гришковец — мастер уникального жанра: доверительного, почти исповедального разговора, где личное мгновенно становится всеобщим, а бытовое — философским. В его новой книге этот талант достигает особой силы.
Автор сознательно уходит от громких тем. Вместо этого он фокусируется на той самой «экологии мелких страхов», что составляет повседневный эмоциональный фон современного человека: боязнь опоздать, сказать что-то невпопад, поставить неверное ударение, не успеть.
И снова попадает в самое сердце — и на этот раз не монологом на сцене, а книгой-исповедью, которая уже вошла в тройку лидеров по продажам.
Почему «Когда я боюсь» взорвала книжные чарты 2025 года
Все очень просто: это гениально вовремя. В эпоху, когда нас призывают быть неуязвимыми, успешными и позитивными, Гришковец даёт редкое и целительное разрешение — разрешение бояться.
Его главная мысль парадоксальна и глубока: страх — не признак слабости, а маркер ответственности. Боишься за детей, за родителей, за дело, за страну — значит, ты включён в жизнь, ты что-то любишь и за что-то отвечаешь. А человек, который ничего не боится, по этой логике, попросту «никто».
Вот и в книге автор без фильтров разбирает свои страхи — от мелких фобий вроде публичных выступлений до экзистенциальных ужасов одиночества, старения и бессмысленности.
В эпоху, когда все в масках идеальности, Гришковец снимает свою и говорит: «Я тоже боюсь. А ты?»
Он всегда был мастером «маленького человека» — того, кто борется с бытом, как с драконом. Но здесь он уходит глубже: страх перед потерей близких, перед тем, что жизнь утекает, пока ты скроллишь ленту. Это зеркало тех, кому сейчас за сорок: мы все боимся, но молчим.
Книга популярна, потому что даёт разрешение — бояться нормально. После прочтения чувствуешь себя легче, как после разговора с лучшим другом за чаем или за чем покрепче.
Что цепляет (и бесит) читателей
- Аутентичность на 100%: нет вымысла — чистый Гришковец с его сибирской прямотой.
- Универсальность собранных страхов: от пауков до апокалипсиса — каждый найдёт свой.
- Лёгкость чтения: 200 страниц пролетают за вечер, но остаются в памяти навсегда.
Но вот где зацепка для споров: некоторые называют это «нытьём эгоиста». Мол, все боятся, а Гришковец монетизирует свои тревоги. Другие видят гениальность: в мире токсичного позитива это антидот.
Стоит ли читать ?
Абсолютно да. Это не книга — это терапия без психолога. Прочтёте… Нет, лучше прослушаете. Здесь я позволю себе настойчивый совет: если вы решитесь познакомиться с этой книгой — начните с аудиоверсии в исполнении автора.
Текст Гришковца, как и тексты Жванецкого, рождён для голоса. Его интонации, паузы, лёгкая, будто стесняющаяся своей откровенности манера чтения — это не дополнение, а завершающий штрих к картине. Аудиокнига превращает сборник эссе в двухчасовой моноспектакль — камерный, тёплый и невероятно проникновенный — и поймёте, почему она в топах: Гришковец учит бояться красиво, с иронией и теплом.
Стоит ли спорить о её глубине
Безусловно. Потому что иногда одно вовремя сказанное «я тоже так боюсь» стоит целого тома философских умозаключений.
А потом сколько угодно спорьте в комментариях: спасение это или нытьё. А я подожду ваших комментариев.