В Новгородском государственном университете сделано уникальное открытие в области истории образования. Исследователи ввели в научный оборот ранее неизвестную рукопись конца XVII века — конспект лекций по философии, который вел один из студентов первого высшего учебного заведения Московского государства - Славяно-греко-латинской академии. Исследование позволяет по-новому взглянуть на истоки отечественной науки и высшей школы.
Исследование доцента НовГУ Константина Суториуса впервые вводит в научный оборот ученическую запись отрывка из «Физики» (в то время — раздела «Философии») — рукопись № 773 из собрания Ярославского музея-заповедника. Его автором был Иоанникий Лихуд, один из двух греческих монахов, которые в 1685 году стали первыми учителями Славяно-греко-латинской академии в Москве. В рамках курса «Философии» ученики академии успели полностью пройти «Диалектику» и «Логику», которые преподавал Софроний, и приступили к «Физике», которую преподавал Иоанникий. Именно этот раздел до сих пор остаётся самым малоизученным.
Рукопись №773 уже давно значилась в каталоге Ярославского музея, но неизвестно было, что за тексты в ней находятся. Только после археографических экспедиций Константина Суториуса удалось определить, что в ней содержатся неизвестные учёным записи курсов «Диалектики», «Логики» и «Физики» Лихудов.
— До сих пор была известна лишь одна подобная ученическая запись – рукопись №152 (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, собрание греческих рукописей), — пояснил автор исследования, доцент кафедры всемирной истории и международных отношений НовГУ Константин Суториус. — Обнаружение второй — большая удача. Это прямое свидетельство того, что и как изучали философию природы (натурфилософию) студенты более 300 лет назад. Рукопись содержит фрагмент начала «Физики». Он написан не почерком кого-либо из Лихудов, и можно предположить, что это – запись кого-то из их учеников.
Что раскрыла рукопись?
Точная дата. В начале конспекта указано «7 марта 1693 года». Это позволяет с высокой точностью установить, когда в Московской академии начали преподавать курс натурфилософии.
— Здесь же в конце «Логики», последние листы которой написаны тем же почерком, что и фрагмент «Физики», указана дата 18 февраля 1693 года, — пояснил Константин Суториус. — Это свидетельствует в пользу предположения, что к концу зимы Софроний закончил преподавать «Логику», а весной 1693-го Иоанникий начал уже «Физику».
Методы преподавания. Анализ показал, что Лихуды не составляли для русских студентов авторского курса, но активно использовали богатейшее наследие западноевропейской, католической дидактической традиции, при этом сокращая, популяризируюя, упрощая материал. Греческий текст «Физики» Иоанникия был переводом с латинского и переработкой «Физики» из философского курса, который преподавался в пока не установленном учебном заведении доминиканского ордена. Анализ недавно найденной ярославской рукописи №773 в сравнении с уже известной историкам рукописью №152 позволил современному исследователю заглянуть в самую суть учебного процесса в Академии Лихудов. Сходства между двумя конспектами, созданными разными учениками, специфичны и свидетельствуют, кажется, в пользу того, что студенты писали под диктовку, о чем, в частности, могут свидетельствовать одинаковые перестановки слов в одном и том же месте текста у разных переписчиков.
Также исследователь обнаружил, что в одних и тех же местах текста оба ученика делали идентичные ошибки, пропуская одни и те же слова. Но самое яркое доказательство того, что эти тетради были частью реального учебного процесса, найдено в рукописи №152. Среди текста, написанного ученическим почерком, встречаются вкрапления, написанные рукой самого учителя Иоанникия Лихуда. Учитель вписывал отдельные слова или короткие фразы, которые ученик, видимо, пропустил или записал неверно. А в одном месте ученик прервал запись на полуслове. Позже это место заполнил сам Иоанникий, вписав недостающий текст. Почему ученик остановился — остается загадкой. Возможно, он не расслышал слово, а учитель позже проверил работу и восполнил пробел.
Как отметил Константин Суториус, тот факт, что Лихуд лично проверял и правил тетради, говорит о высоком уровне контроля и внимания к каждому студенту.
Неразгаданная тайна. Историки того периода утверждают, что предметы в Московской академии преподавались на греческом и латыни. Например, ученик Лихудов, чудовский монах Иов, в своем прошении, адресованном царям Ивану и Петру, освободить его «из-под начала» (заключения) пишет: «грамматики, и пиитики, и риторики, и логики, и естественныя философии на грекоеллинском и латинском учихся диалекте».
Однако все найденные конспекты, включая новый, — только на греческом. Поему неизвестно ни одной латинские записи, остается загадкой.
— Преподавание на двух языках должно было привести или к увеличению общей продолжительности курса, или к обеднению его содержания, — отметил Константин Суториус. — Сравнение ученических записей с рукописью из доминиканского первоисточника показывает, что Иоанникий сокращал текст. Однако мы пока можем лишь гадать, как соотносятся по времени латинский и греческий варианты курса: полностью ли преподавалась «Физика» сперва на латинском, а потом на греческом языке, или латинские и греческие лекции перемежались. В настоящее время известны автографы Иоанникия на латинском языке с основными разделами. Однако не известно ни одной ученической записи на латинском языке, известные же нам две записи содержат только начальные вопросы из «Физики» на греческом. Успел ли учитель пройти со своими учениками все эти разделы или только часть, пока неизвестно.
Ещё один момент, который обсуждается в связи с ярославской рукописью: кто были ученики Иоанникия, которым он преподавал «Физику». Точных данных о составе этой группы нет, но его можно реконструировать гипотетически на основе состава учеников, которые ранее изучали риторику. Известны поимённо как минимум 10 из них. Источниками сведений служат хозяйственные документы: расходные книги Патриаршего казённого приказа и Приказа книгопечатного дела.
— В расходных книгах этих годов ученики Академии в зависимости от того, на каком этапе обучения они находятся, делятся на пять уровней («учений»), — рассказал Константин Суториус. — Ученики «1-го учения» прошли больше других, ученики «5-го учения» – меньше других. В расходной книге за 1692-93годы записана выдача денег «1-го учения учеником Федоту Агееву с товарыщи 3 человеком» и чуть ниже «перваго учения учеником» Иосифу Афанасьеву и Федору Герасимову. В расходной книге за 1691-92 годы имеется запись о выдаче денег «1-го учения учеником монаху Иеву, Федоту Агееву, Федору Герасимову», и ниже – Иосифу Афанасьеву. Трое из них первыми в 1685 году поступили в обучение к Лихудам (Алексей Кириллов, Николай Семенов, Федор Поликарпов, Федот Агеев, Иосиф Афанасьев, монах Иов). Видимо, эти ученики составили группу, которая первой проходила программу обучения и изучала предметы, занимавшие самое высокое положение в иерархии дисциплин, преподававшихся на тот момент в Академии.
Известно, как сложились судьбы некоторых учеников в дальнейшем. Например, Федор Поликарпов впоследствии руководил Московской типографией. Николай Семенов (Головин) работал в этой же типографии редактором. Федор Герасимов перебрался в Новгород к митрополиту Иову и был при архиерейском доме переводчиком. Монах Иов работал редактором при Холмогорском архиерее, в Соловецком монастыре, в конце концов оказался в Новгороде, после отъезда Иоанникия Лихуда был учителем Новгородской архиерейской школы и одним из составителей «Грамматики словенской», изданной в 1723 году.
Братья Иоанникий и Софроний Лихуды стоят у основания систематического образования в Московском государстве. Они не только создали первую академию, но и сами писали учебники, наряду с украинскими и немецкими педагогами заложив основу для будущей системы университетов в Российской империи. Они преподавали на греческом и на латыни, что давало студентам доступ к европейской науке. В 1694 году подверглись опале и были отстранены от преподавания в академии. Несмотря на это, братья продолжали педагогическую работу в итальянской школе в Москве. В мае 1706 г. они стали учителями греческой школы, которую новгородский митрополит Иов организовал в своей епархии, и от которой ведет свое начало Новгородский университет. В конце 1707 г. Софроний вернулся в Москву и стал учителем новой греческой школы. Иоанникий уехал из Новгорода в Москву только в 1716 г. после смерти митрополита Иова.