Найти в Дзене
Роман Дорохин

Какие российские товары иностранцы везут домой чемоданами я и не догадовался об этом

Отечественный потребитель грезит об импортных товарах, тем временем гости из соседних государств буквально опустошают российские прилавки. Багажники казахстанских автомобилей трещат от мясных изделий, граждане Поднебесной формируют живые очереди у полок со сладостями, а торговая сеть Пекина насчитывает уже три тысячи объектов с русскими буквами на фасадах. Разговор пойдёт о заурядных продуктах из наших магазинов, которые за рубежом приравниваются к деликатесам. Кондитерский бум из Страны восходящего солнца Интернет-пользователи КНР называют обыкновенную шоколадку с девочкой в платочке не иначе как драгоценным металлом. Продукт, который житель России хватает на автомате возле кассы, превратился для азиатских ценителей в объект настоящей охоты. Визитёры из-за границы строят целые маршруты передвижения так, чтобы посетить сладкие отделы и загрузить багаж килограммами кондитерки. Объяснение элементарное: покупатели из КНР абсолютно уверены — приобретая продукт на территории его производс

Отечественный потребитель грезит об импортных товарах, тем временем гости из соседних государств буквально опустошают российские прилавки. Багажники казахстанских автомобилей трещат от мясных изделий, граждане Поднебесной формируют живые очереди у полок со сладостями, а торговая сеть Пекина насчитывает уже три тысячи объектов с русскими буквами на фасадах. Разговор пойдёт о заурядных продуктах из наших магазинов, которые за рубежом приравниваются к деликатесам.

Кондитерский бум из Страны восходящего солнца

Интернет-пользователи КНР называют обыкновенную шоколадку с девочкой в платочке не иначе как драгоценным металлом. Продукт, который житель России хватает на автомате возле кассы, превратился для азиатских ценителей в объект настоящей охоты. Визитёры из-за границы строят целые маршруты передвижения так, чтобы посетить сладкие отделы и загрузить багаж килограммами кондитерки.

Объяснение элементарное: покупатели из КНР абсолютно уверены — приобретая продукт на территории его производства, они застрахованы от подделки. Фальсификата на их родине предостаточно — заводы штампуют копии с похожими названиями и той же картинкой на упаковке. Однако по вкусовым качествам, как утверждают эксперты, это совершенно разные вещи. Кондитерские изделия российского происхождения воспринимаются жителями Поднебесной как подтверждение качества.

Забавный момент: россияне активно приобретают азиатскую продукцию, азиаты массово разбирают российскую, и все участники процесса довольны результатом.

Кроме шоколада с узнаваемой девочкой востребованы «Крокант», ореховые батончики от «Яшкино» и молочные конфеты производства «Ротфронт». Южные территории КНР отличаются тем, что местные супермаркеты отводят под отечественную кондитерку отдельные стеллажи.

Подобные торговые площадки оборудованы соответствующе: из динамиков доносится «Катюша», между полками расставлены традиционные русские сувениры, сотрудники приветствуют посетителей на ломаном русском языке. Выходит занятная картина — жители Поднебесной воссоздают стереотипную атмосферу, чтобы реализовать российский товар местным же покупателям.

-2

Молочные реки приграничных территорий

Кондитерку закупают ради интереса, а вот российское порошковое молоко превратилось для трудовых мигрантов из КНР почти в предмет первой необходимости. Работники с азиатским гражданством, трудящиеся на наших заводах, систематически пересылают родственникам посылки с сухим молоком местного производства. Для получателей это равноценно сокровищу.

Странная ситуация: в самом Китае молочная индустрия развита, однако натуральная продукция обходится дорого и причисляется к премиум-категории. Жители страны с огромным населением и экологическими проблемами считают российское молоко более безопасным и качественным. За возможность купить наш продукт азиаты готовы доплачивать существенные суммы, хотя для нас это повседневная банальность.

Аналогичная тенденция касается йогуртов, замороженных десертов и творожной массы. Молочные бренды вроде «Простоквашино» и «Вимм-Билль-Данн» расходятся в азиатском регионе мгновенно. Причём приобретают не исключительно туристы — компании официально экспортируют продукцию, и статистика показывает почти двукратный рост поставок за январь-июль 2024 года.

-3

Мясные войны соседних республик

Соседний Казахстан заслуживает отдельного упоминания. Товары из России формируют примерно шестую часть ассортимента местной розничной торговли. Безусловный фаворит — мясная продукция. Казахстанские покупатели утверждают: колбаса из России превосходит по качеству местные аналоги, при этом ценник зачастую ниже.

Колбасные изделия интересуют и граждан КНР. Социологические исследования фиксируют: больше половины опрошенных азиатов назвали этот продукт желанным приобретением. Казалось бы, рядовая варёнка, но для жителей Востока это напоминание о советских временах, которое они неожиданно сравнивают с европейским лакомством.

Показательный факт: внутри России мясные изделия регулярно критикуют за сомнительный состав, зато за пределами страны их превозносят за натуральность. Восприятие относительно — наши сомнения для других оборачиваются преимуществами. В азиатском регионе даже зародилась мода добавлять российскую колбасу в национальные блюда — получается непривычный, однако популярный кулинарный микс.

-4

Торт, покоривший приграничье

Город Суйфэньхэ на китайской границе стал местом неожиданного феномена. После появления российских продуктов на прилавках лидером продаж оказался многослойный медовый торт. Ни крепкий алкоголь, ни рыбные деликатесы — именно выпечка с мёдом.

Жители приграничного города сметали медовики ящиками — для личного потребления, в подарок знакомым, родственникам, сослуживцам. Выстраивались такие толпы, что администрация торговых точек вынуждена была ограничить разовый объём покупки. В чём причина успеха? Непривычная комбинация ингредиентов, структура теста, необычная текстура. Китайская кулинарная традиция базируется преимущественно на рисовых и бобовых сладостях, поэтому медовик стал настоящим откровением.

Впрочем, сам мёд российского происхождения в азиатском регионе давно относят к престижным товарам. Алтайские и дальневосточные сорта особенно популярны. Их приобретают для поддержания здоровья, преподносят как праздничные презенты, используют в нетрадиционной медицине.

Покупатели из Поднебесной убеждены: мёд из России обладает исключительными целебными характеристиками благодаря экологической чистоте сибирских и дальневосточных территорий. Надпись «Made in Siberia» ассоциируется у них с магическим знаком качества, гарантией натуральности.

-5

Самоцветы Балтики и лесные сокровища

Балтийский янтарь разбирается азиатскими туристами столь активно, что экскурсионные программы непременно включают визиты в ювелирные магазины. Дело не ограничивается красотой камня. Традиционная медицина КНР приписывает янтарю целебные свойства и особую энергетику. Украшения носят для укрепления организма, дарят старшему поколению, задействуют в массажных процедурах.

Характерная особенность — азиатские покупатели предпочитают крупные изделия: многорядные бусы, широкие браслеты, массивные подвески. Миниатюрные серёжки почти не пользуются спросом. Логика проста: чем больше минерала, тем сильнее эффект. Именно поэтому янтарные салоны превратились в обязательный пункт туристических маршрутов.

Столь же неожиданным выглядит ажиотаж вокруг лесных даров. Белые грибы уходят в европейские, азиатские и заокеанские страны. Итальянцы называют их «фунги порчини» и считают гастрономическим изыском. Сушёный продукт, который на российском рынке стоит вполне умеренно, за границей продаётся по ценам ресторанных блюд.

Маринованные заготовки — грузди, рыжики — иностранные покупатели воспринимают как экзотику категории «загадочная русская кухня».

-6

Природная косметика северных широт

Российские женщины увлечённо покупают азиатские маски и французские сыворотки, при этом европейские и азиатские рынки активно разбирают нашу органическую косметику. Бренды Natura Siberica, «Рецепты бабушки Агафьи», Green Mama, Planeta Organica поставляются в множество стран.

Объяснение простое: повсеместный тренд на экологичность и природные компоненты. Западные потребители устали от химических формул, российские же производители предлагают средства на базе диких сибирских трав, ягод, продуктов пчеловодства. Для зарубежной аудитории это находка — натуральный состав по адекватной стоимости.

Максимальный спрос наблюдается в средиземноморских странах — Греции, Испании, Португалии. Растёт интерес в азиатском регионе — КНР, Вьетнаме. Приезжие из Поднебесной в России специально посещают бюджетные сети типа Fix Price, чтобы закупиться кремами «Бархатные ручки», средствами «Пропеллер» против проблемной кожи, продукцией Teana. Товары, которые россияне приобретают в масс-маркете за символическую сумму, азиаты вывозят как драгоценность.

-7

Крепкий алкоголь как декоративный элемент

Водку закупают неизбежно — стереотипы никуда не делись. Однако существуют нюансы. Азиатским покупателям российский крепкий алкоголь интересен не столько вкусовыми характеристиками (у них совершенно иные традиции употребления), сколько в качестве экзотического презента и интерьерного украшения.

Наиболее востребованная марка — Beluga. Причём не из-за органолептики, а благодаря эффектной бутылке с объёмной этикеткой и элегантным дизайном. Значительная часть покупателей из КНР вообще не распечатывает приобретение, а выставляет на витрину. Это не напиток для употребления, это русский символ, аналогичный матрёшке или балалайке. Только более статусный.

Казахстанский рынок предпочитает демократичные марки вроде «Русского Стандарта» и «Столичной». Там алкоголь действительно употребляют по назначению, а не превращают в элемент декора. Республика превратилась в главного импортёра российской водки — туда уходит около половины всего экспорта этой категории.

-8

Икорный парадокс

Икра обоих видов — красная и чёрная — традиционно считается флагманом российского экспорта. Однако географические приоритеты сместились: если прежде основными покупателями были западные страны, сейчас главные рынки сбыта находятся на Востоке.

Жители КНР исторически не включали икру в рацион — продукт оставался им чужд. Но последние годы всё изменилось: икра превратилась в престижный подарок. Практически каждый азиатский турист везёт её из России — себе, руководству, близким. Это способ продемонстрировать: я посетил Россию и привёз аутентичную вещь.

Пикантность ситуации: чёрную икру Россия теперь отчасти импортирует из Китая. Азиатские предприятия освоили выращивание осетров и производство икры по методикам, разработанным ещё астраханскими учёными. Получился замкнутый цикл: мы передали технологии разведения рыбы, теперь они поставляют нам икру дешевле собственного производства. Глобализация во всей красе.

-9

Итоговые размышления

Складывается занятная мозаика. Российский потребитель недооценивает отечественное производство, переоценивая импорт. Азиаты охотно доплачивают за наш шоколад, мёд, молочную продукцию. Казахстанцы целенаправленно едут за колбасой и крупами из России. Европейцы активно разбирают нашу косметику и лесные дары.

Зачастую самое ценное находится в непосредственной близости — просто привычка мешает это заметить.

А в это самое время где-то в столице Поднебесной открывается очередная лавка с русскими буквами на фасаде, владелец водружает там матрёшку человеческого роста, запускает на постоянный повтор «Калинку» и реализует нашу шоколадку «Алёнка» по цене швейцарского премиума. Живём в реальности перевёрнутых ценностей, где заморское неизменно кажется притягательнее родного.