Из саратовского села с простым названием Лапоть — в бескрайнее небо Великой Отечественной. Путь Николая Скоморохова был похож на точный полётный план: школа ФЗУ, заводской станок, библиотечный техникум, аэроклуб. Каждый этап закалял характер будущего аса: руки помнили точность металла, ум — строгость знания.
На фронт старший сержант Скоморохов попал в декабре 1942-го. Его война началась на Кавказе, с аэродрома в Адлере. Уже в феврале 1943 года он открыл счёт побед, но не яростной атакой, а холодным расчётом. Он не воевал — он исследовал воздушный бой, превращая каждый вылет в тактическую задачу. Его фирменным стилем стали внезапные атаки из «слепых» зон, где противник чувствовал себя в безопасности.
Его цифры говорят сами за себя:
· 605 боевых вылетов.
· 46 личных побед (и 8 в группе).
· Среди сбитых — 22 новейших истребителя Fw-190.
· Но главная цифра — 0. Его самолёт ни разу не был сбит или серьёзно повреждён. Он не получил ни одной пробоины в кабине. Это была не удача, а высшая математика мастерства.
Гитлеровские лётчики, предупреждаемые о его появлении как о смертельной угрозе, знали его под позывным «Скоморох».
Послевоенная судьба Скоморохова стала продолжением его призвания: он учил, командовал, писал научные труды, возглавлял Военно-воздушную академию им. Гагарина. Он нёс Знамя Победы на параде 1985 года, как бы олицетворяя собой связь поколений.
Некоторые награды Николая Михайловича Скоморохова:
• Дважды Герой Советского Союза (23 февраля 1945 года и 18 августа 1945 года).
• Орден Ленина (23 февраля 1945 года).
• Пять орденов Красного Знамени (30 июля 1943 года, 25 января 1944 года, 30 декабря 1944 года, 31 января 1945 года и 20 февраля 1968 года).
• Орден Александра Невского (17 декабря 1944 года).
• Два ордена Отечественной войны 1-й степени (29 апреля 1944 года и 11 марта 1985 года).
• Орден Красной Звезды (30 декабря 1956 года).
• Медаль «За оборону Кавказа».
• Медаль «За взятие Будапешта».
• Медаль «За взятие Вены».
• Медаль «За освобождение Белграда».
Он трагически погиб в 1994-м не в небе, а на дороге, в результате ДТП... Но он остался в легендах как непобедимый мастер. Николай Скоморохов доказал, что самое прочное покрытие истребителя — не броня, а безупречный интеллект и ледяное спокойствие пилота. Небо, которое он защищал, в ответ берегло его, не оставив на его крыльях ни единой шраминки войны.
Друзья, подписывайтесь на мой канал, а также в:
Телеграм
Ютуб