Найти в Дзене
Башкортостан 24

"Это наш культурный код" – в "Переплете" зажгли костер рябины красной

▶️ "Концепт – это понятие, которое не только мыслится, но и переживается, находит отклик в душе, в эмоциональном мире человека". В цикле передач о концептах культуры – "рябина".

   "Это наш культурный код" – в "Переплете" зажгли костер рябины красной
"Это наш культурный код" – в "Переплете" зажгли костер рябины красной
"Преемственность, переклички, которые мы видим в литературе 20 века, – доказательство того, что мир русской природы – это, наверно, наша базовая ценность, наш культурный код, о котором сейчас много говорят. Это то, что скрепляет, что является "цементом" для разных-разных поколений. И у Марины Цветаевой такое восторженное отношение к рябине – это, мне кажется, дань традиции, которая была заложена еще в начале 19 века. Гимн рябине – русская лирика. И отрадно, когда мне как филологу удается увидеть параллели и связь русской и национальных литератур. У Мустая Карима, нашего замечательного поэта, тоже есть стихотворение, посвященное рябине, в нем нежно и трепетно показана любовь к малой родине. На материале лирики мы можем говорить о любви к родной земле ненавязчиво. Это все так искренне, и очень просто погрузить наших учеников в мир образов", сказала автор словаря "Концепты русской культуры в межкультурной коммуникации" Лилия Муллагалиева в программе "Переплет" на "Радио России-Башкортостан" в субботу, 20 декабря 2025 г.

О герое

Лилия Канафовна Муллагалиева – доцент кафедры русского языка, теоретической и прикладной лингвистики Акмуллинского университета, кандидат педагогических наук, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, абсолютный победитель конкурса "Учитель года Башкортостана — 2021", резидент клуба "Учитель года столицы Башкортостана", победитель республиканского конкурса лучших практик и моделей по обучению русскому языку. Наставник и тренер, победитель городского конкурса "Педагог-мастер", ведет мастер-классы для учителей, посвященные концептам русской культуры в межкультурной коммуникации.

О судьбине рябины

"Поэты слагают о рябине замечательные стихи. И мы можем восхищаться поэтическим миром, который раскрывает нам разные облики, разные лики рябины, ее сложный, многогранный образ. Например, на фоне ели гроздья рябины выглядят очень ярко и празднично. С другой стороны, и в народной культуре, и в литературе мы можем обнаружить трагические, скорбные, очень грустные нотки, связанные с этим образом. И образ горящей, горькой рябины сквозной нитью проходит через русскую лирику. "В саду горит костер рябины красной, / Но никого не может он согреть". Грусть лирического героя подчеркивается вот этой рябиной, которая уже не согревает, то есть чувство тоски и одиночества усиливается".

О том, как зажечь

"Уроки словесности должны быть живыми. Сухие, казенные фразы никогда не найдут отклик в душе ребенка. Тем более – сейчас, когда у нас избалованный ученик. Он готов сложно мыслить. Он визуал, ему нужны картинки. Часто упрекают учеников, что они обладают клиповым мышлением. Но я бы сказала, что они лучше подготовлены, у них высокие требования и они готовы работать. Им очень нравится работать с текстом. И на уроках словесности мы работаем с произведениями. Вдумчивое, внимательное чтение. Интонация.Если у учителя искренняя взволнованная интонация, он не может не вдохновить своих учеников. Если вы "горите", то у вас "загорится" и рябина, то есть "костер рябины красной" надо зажечь. И зажечь сердце можно только искренней любовью к своему предмету.
Поэтому если педагог горит, если он сам читает стихи, приглашает к чтению учеников, то, конечно, будет особая эмоциональная атмосфера, загорятся глаза, и никто не будет сидеть в телефоне. И когда на уроке еще и картинки показываем, когда смотрим небольшие видеофрагменты, например, можем посмотреть интервью Мустая Карима, фрагмент фильма, посвященного Марине Цветаевой, – все это многомерно, многолико, и все это погружает нашего ученика в мир прекрасного русского слова. Как не влюбиться!"

О словаре "Русское слово – русский мир"

"В этом словаре предпринята попытка не только дать список концептов русской культуры, но и показать, что в национальных культурах и литературах эти концепты очень ярко отражаются. Это говорит о единстве в понимании мира природы, мира человека. Разные народы считают одинаково важной связь человека и природы и наделяют природу особой жизнью. И поэтому так много и в фольклоре, и в литературе образов природы. И, конечно, древесный мир, о котором мы говорили, и сирень, и береза, и липа – все очень ярко отражаются. Это говорит о богатстве впечатлений, эмоций, переживаний, которые связаны с деревом. О мировом древе очень много научных исследований и для нас, филологов, это открывает уникальную возможность погрузиться в мир и устного народного творчества, и русской литературы, увидеть яркие интересные образы и напитаться этим удивительным пониманием красоты русского мира, удивительного символизма и метафоричности".

Также в интервью:

"Если ягод мало – зима будет теплая", – о том, что в этом году неурожай рябины, а по приметам, это к теплу;

"Если ива – мир Анны Ахматовой, то рябина – это мир Марины Цветаевой", – о том, что для Марины Ивановны рябина – один из самых важных образов;

"Горестное, трудное, скорбное", – о том, что в русской лирике не зря рифмуются слова "судьбина", "кручина", "чужбина", "рябина";

"Очень хорошо, что наши одиннадцатиклассники учат это стихотворение наизусть", – о есенинском рябиновом костре;

"Горькая судьба русского труженика и горькая рябина", – о стихотворении Федора Сологуба;

"Он связывает любовь к рябине с тем, что русский народ по природе – лирик", – о стихотворении Владимира Солоухина;

"Над порогом женщины раскладывали ягоды рябины", – о том, что в славянской мифологии рябина – оберег;

"Тобой, наш русский виноград, / Меня потешила чужбина", – о стихотворении Петра Вяземского;

"Именно Петр Вяземский ввел рябину в мир поэзии", – о том, что поэт и князь "возвел рябину на поэтический пьедестал";

"Мне припомнился Кляш, / Мой родимый аул", – о рябине Мустая;

"… А то, что горько ей бывает, / Про то она не говорит", – о стихотворении Маргариты Агашиной;

"Пример стойкости и бесстрашия", – еще о характере рябины;

"Постоянно проводим для педагогов мастер-классы", – о резидентах клуба "Учитель года столицы Башкортостана";

"Вроде геометрия, но эта геометрия находит очень яркое отражение в литературе, культуре", – о любви к метапредметным концептам, таким как "квадрат окна", "круг", "треугольник";

"Они помогают организовать текст и выразить авторский замысел", – о мастер-классе, в котором говорится о частях речи;

"Глагол, глагольность, безглагольность русской жизни", – о еще одной теме мастер-класса;

"Они вовлекаются в обсуждение, в анализ", – об интерактивной форме мастер-классов для учителей.

Смотрите также предыдущие выпуски:

Накануне Дня знаний "Переплет" пригласил послушать аромат яблок.

В "Переплете" поговорили о воспетых в стихах уфимских липах.

В "Переплете" рассказали о сиреневых уроках русской литературы.

Кнутом или пряником? О воспитании, о концепте "пряник" в русской языковой картине мира, о важности эмоционального интеллекта и многом другом.

▶️ Смотрите видео

--------------------------

Поделитесь Вашим мнением о событиях, происходящих в Уфе и Башкирии! Присоединяйтесь к нашему каналу Башкортостан 24 в Дзене!

Мы предлагаем Вам актуальные новостные сюжеты, а также свежие выпуски передач производимые холдингом ГТРК «Башкортостан».