Найти в Дзене
РБК Черноземье

Эксперты объяснили вред строительства новых цементных заводов для отрасли

Падение спроса на 9,5% и рекордный импорт в 3,7 млн т заставляют цементную отрасль России переходить от объема к эффективности и инновациям. В экономике, как и в природе, самые прочные структуры формируются под давлением. Российская цементная промышленность, традиционный фундамент строительного комплекса, сегодня проходит именно такую фазу кристаллизации. По данным «Союзцемента», потребление цемента в России за январь—октябрь 2025 года сократилось на 9,5%, при этом строительство новых мощностей продолжается. Некоторые эксперты считают, что этот дисбаланс — не приговор, а стресс-тест, вынуждающий искать новые точки роста и внедрять эффективные решения. Сами производители уверены: для развития нужно сначала сохранить существующий производительный комплекс, и только потом — наращивать новый. Статистика последних месяцев рисует сложную картину. Отрасль, чьи проектные мощности оцениваются в 104 млн т, в прошлом году произвела лишь 65 млн т, а средняя загрузка за последнее десятилетие не пре
Оглавление
Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com

Падение спроса на 9,5% и рекордный импорт в 3,7 млн т заставляют цементную отрасль России переходить от объема к эффективности и инновациям.

В экономике, как и в природе, самые прочные структуры формируются под давлением. Российская цементная промышленность, традиционный фундамент строительного комплекса, сегодня проходит именно такую фазу кристаллизации. По данным «Союзцемента», потребление цемента в России за январь—октябрь 2025 года сократилось на 9,5%, при этом строительство новых мощностей продолжается. Некоторые эксперты считают, что этот дисбаланс — не приговор, а стресс-тест, вынуждающий искать новые точки роста и внедрять эффективные решения. Сами производители уверены: для развития нужно сначала сохранить существующий производительный комплекс, и только потом — наращивать новый.

Диагноз или кризис

Статистика последних месяцев рисует сложную картину. Отрасль, чьи проектные мощности оцениваются в 104 млн т, в прошлом году произвела лишь 65 млн т, а средняя загрузка за последнее десятилетие не превышает 61%. Это означает, что 15,5 млн т действующих мощностей сегодня простаивают: по данным Alto Consulting Group, общий объем производства общестроительных цементов в России за январь—октябрь 2025 года составил 50,4 млн т. Традиционная зависимость, при которой 70–80% потребления обеспечивалось жилищным строительством, стала ключевым риском на фоне падения продаж новостроек на 26%.

Статистика по строительной отрасли Черноземья подтверждает общую негативную тенденцию. По данным Росстата, за январь—ноябрь 2025 года, в Воронежской области объем строительства упал на 10,5%, в Липецкой области — на 8,1%, в Белгородской — на 2,1%. В Курской области объем вырос на 17,8%, что связано с восстановлением региона. А в Тамбовской области плюс незначительный — 0,4%.

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com

Тарифное поле и импортный удар

Удары цементной отрасли наносят не только снижение темпов строительства. Доля неконтролируемых затрат (тарифы РЖД, энергоносители) на данный момент превышает 40% в себестоимости цемента. При этом само производство в отрасли довольно затратно: и по энергии, и по средствам, и по ресурсам.

«Цементное производство остается крупнотоннажным и энергоемким, а ключевыми драйверами роста себестоимости выступают повышение тарифов естественных монополий и железнодорожных перевозок. Дополнительное давление создают санкционные ограничения, риски девальвации рубля и высокая ключевая ставка — эти факторы значительно удорожают реализацию инвестиционных проектов, включая экологические программы, делая их выполнение все более затратным для предприятий отрасли», — рассказал исполнительный директор «СМПРО» Евгений Высоцкий.

Рост импорта цемента усугубляет кризисные явления в российской строительной отрасли, и без того столкнувшейся с рекордным падением внутреннего спроса. По данным «Союзцемента», в 2024 году в Россию было ввезено 3,7 млн т цемента — на 8,9% больше, чем годом ранее. Доля импорта в потреблении достигла 5% против 2,5% несколькими годами ранее.

Основными поставщиками на российский рынок выступают Белоруссия (69,4% от общего объема импорта в 2023 году), Иран (19,2%) и Казахстан (9%). Белорусский цемент занимает до 9% рынка в ЦФО и 15–19% в СЗФО, тогда как иранские поставки концентрируются в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах.

Ключевой проблемой отечественные производители называют неравные условия конкуренции. В странах-поставщиках производители имеют доступ к льготному финансированию и пользуются преимуществами в ценообразовании на природный газ и электроэнергию. В то же время российские заводы сталкиваются с ростом тарифов естественных монополий, подорожанием электроэнергии и увеличением стоимости оборудования.

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com

Превентивные меры

По оценкам экспертов, рост импорта на 2 млн т в год эквивалентен остановке одного-двух средних цементных заводов с тысячами рабочих мест. В зоне риска от импорта находятся до 44 российских цементных заводов. При этом остановка производства — экономически затратный и труднообратимый процесс, требующий значительных расходов на сохранность оборудования и промышленной инфраструктуры.

В 2025 году российские заводы все же начали приостанавливать работу или переводить производство на четырехдневное расписание. При том, что такая вынужденная в ситуации кризиса сбыта мера — огромный стресс для производства.

«Консервация цементного завода — дорогостоящий и технически сложный процесс. Речь идет о полной остановке эксплуатации оборудования, коммуникаций и инфраструктуры с целью сохранить активы. Для этого требуется разработка детального технического проекта, защита инженерных систем, регулярный контроль состояния зданий, техники и коммуникаций. Кроме того, остановка предприятия ведет к потере рабочих мест и наносит серьезный удар по социально-экономическому благополучию малых регионов. Многие цементные производства расположены в населенных пунктах с населением менее 50 тыс. человек. Для таких территорий завод часто является ключевым работодателем и источником инвестиций в местную инфраструктуру, поэтому его «заморозка» запускает цепную реакцию: рост безработицы, отток населения, падение покупательной способности и общее ухудшение качества жизни», — пояснил Евгений Высоцкий.
Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com

Бетонный парадокс

Несмотря на значительное падение спроса, цемент продолжает дорожать. Согласно данным Минстроя РФ, в 2024 году цены выросли на 12,01%, а с начала 2025 года зафиксирован рост на 1,5%. Это происходит на фоне увеличения стоимости необходимых для производства ресурсов на 0,8%.

И это не единственный парадокс. На фоне сложной конъюнктуры рынка, характеризующейся падением спроса, в России продолжается реализация нескольких стратегических проектов в цементной промышленности. В Чири-Юрте (Чеченская Республика) ведется строительство цементного завода проектной мощностью 1 млн т цемента в год. Планируется, что работы на этой площадке будут завершены до конца 2025 года.

Еще один проект — возобновление строительства Калужского цементного завода (КЦЗ) в Думиничском районе. После длительного простоя на Петербургском международном экономическом форуме в 2025 году было подписано соглашение с китайской компанией о продолжении работ. Проект реализуется при участии государственной корпорации ВЭБ.РФ.

Параллельно осуществляется расширение мощностей на юге страны. В поселке Верхнебаканском под Новороссийском планируется строительство экологически ориентированного производства, которое позволит заводу выйти на уровень производства до 656 тыс. т цемента в год к 2030 году.

Строительство без логики

Строительство новых цементных заводов в России ведется без полноценного учета макроэкономических и отраслевых рисков. К такому мнению давно пришли экономисты и представители строительной сферы.

По словам экспертов, сложившаяся в XXI веке практика планирования характеризуется отсутствием системного подхода. Инвестиционные решения часто принимаются в условиях неопределенности, без необходимых процедур риск-менеджмента и стратегического моделирования.

При этом производственные мощности нередко формируются, не исходя из прогнозируемого спроса, а как реакция на локальные инициативы или политические сигналы. Это приводит к глубокому дисбалансу между региональными мощностями и реальными потребностями рынка, снижая эффективность всей отрасли в целом.

Большинство российских экспертов в строительной отрасли не понимают логику принятия многих инвестиционных решений с точки зрения рыночного баланса, ведь для нового проекта срок окупаемости гарантированно окажется значительно выше ожидаемого. В лучшем случае это закончится реструктуризацией кредита или утратой доли инвестором.

Эксперты также отмечают риски для действующих игроков. Для существующих заводов появление новых мощностей — это прямой вызов, который неминуемо ведет к сокращению доходов и маржи. В итоге проигрывают все, а восстановление после такого инвестиционного бума может растянуться на десятилетие.

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com

Фундамент будущего

Устойчивость любой системы проверяется ее способностью к обновлению. Отрасль уже демонстрирует первые шаги в этом направлении. Например, предварительные данные исследования, инициированного «Союзцементом», показывают, что массовое применение цементобетонных покрытий в дорожном строительстве может сэкономить консолидированному бюджету до 573,2 млрд руб. до 2066 года. Решить проблему может и налаживание грамотной производственной инфраструктуры, например, когда сложный и дорогостоящий в перевозке цемент перерабатывается в непосредственной близости от его производства.

Ждут российские заводы и льгот, которые видят у заграничных коллег. А первоочередной мерой, по мнению экспертов, должно стать стимулирование спроса через возобновление инфраструктурных проектов и поддержку жилищного строительства. А вот для строительства новых производственных площадок ни в этом списке, ни в современных экономических реалиях, пока места нет.