В интервью The Guardian писатель рассказывает о своей увлеченности Флэнном О'Брайеном, о переосмыслении творчества Кингсли Эмиса и о том, почему его дед был возмущен романом «Обитатели холмов»:
"Моё самое раннее воспоминание о чтении.
Не совсем самое раннее воспоминание о чтении, но самое раннее воспоминание о чтении с огромным удовольствием: серия детских книг «Три сыщика» о трёх юных детективах, работающих в далёкой Калифорнии (невероятно гламурной для меня в то время) под доброжелательным руководством Альфреда Хичкока, чего уж там. Я проглотил первые 12 книг этой серии.
Моя любимая книга детства.
Как и у всех, кто рос в 1970-х, на полке в моей спальне стояла книга Ричарда Адамса «Обитатели холмов» — это было закон. Я её очень любил. Вероятно, моя любовь к английской сельской местности возникла именно благодаря этой книге. Помню, как мой дедушка — настоящий сельский житель — увидев, как я её читаю, возмутился: «Книга про кроликов? Это же вредители!»
Книга, изменившая меня в подростковом возрасте.
Сериал «Монти Пайтон: Летающий цирк» привил мне вкус к комедии, деконструируя сами условности телевидения. Мне и в голову не приходило, что роман может быть таким же самопародийным, пока я случайно не наткнулся на экземпляр «У Плыли-Две-Птицы» Фланна О'Брайена в школьной библиотеке. Множество вложенных друг в друга повествований? Группа обиженных персонажей, мстящих своему собственному рассказчику? Меня это зацепило.
Писатель, изменивший мое мнение.
Когда я поступил в Кембридж в 19 лет, практически через год после того, как Маргарет Тэтчер стала премьер-министром, может быть, я и не был ее сторонником, но определенно являлся консерватором. Разговоры с новыми друзьями помогли это изменить, но не меньшее влияние оказали страсть и ясность изложения Tony Benn "Arguments for Socialism".
Книга, которая заставила меня захотеть стать писателем.
Я точно не знаю, что именно заставило меня захотеть стать писателем (я начал в 8 лет), но я не думаю, что это была книга. Спустя годы одним из романов, показавших мне, каким писателем я мог бы стать, стала книга «Что-то случилось» Джозефа Хеллера, в которой сочетались едкие шутки и всепоглощающая меланхолия.
Автор, к которому я вернулся.
Будучи студентом, я открыл для себя «Pilgrimage» Дороти Ричардсон в четырехтомном издании Virago и решил, что она — британская феминистка Пруст, и мой долг — прочитать её. Боже, это было непросто. Спустя годы я понял, что её не обязательно читать целиком или по порядку: гораздо логичнее делать случайные зарисовки, отражающие собственное, неустойчивое, свободное от привязок сознание рассказчика.
Книга, которую я перечитываю.
Я утратил большую часть своего подросткового энтузиазма по отношению к Герману Гессе, но все еще иногда возвращаюсь к его первому роману, «Петер Каменцинд». Это лирический роман воспитания, сочетающий простоту (и краткость) с глубокими моральными и интеллектуальными глубинами, а его описание швейцарских, немецких и итальянских пейзажей не имеют себе равных.
Книга, которую я больше никогда не смогу перечитать.
В юности, в поисках хорошей юмористической литературы, я помню, как читал и наслаждался «Везунчиком Джимом» Кингсли Эмиса. Вернувшись к ней в среднем возрасте, я обнаружил, что юмор натянут, а отношение героя – когда-то считавшееся глотком свежего воздуха – стало казаться просто раздражительным и высокомерным.
Книга, которую я открыл для себя уже в зрелом возрасте.
Будучи киноманом-снобом в 1980-х, я свысока смотрел на экранизации романов Э. М. Форстера, снятые Merchant Ivory. Теперь я считаю их идеальными фильмами. А недавний повторный просмотр «Говардс-Энда» привёл меня к роману, который, как оказалось – кто бы мог подумать? – является шедевром.
Книга, которую я сейчас я читаю.
Роман Капки Кассабовой «Borrowed Land» (она выйдет в апреле). Ни один другой писатель не обладает такой политической проницательностью, как она, чутко воспринимающая мир природы, чье отчаяние по поводу человеческой склонности к жадности и коррупции сочетается с ее настойчивым утверждением моральной необходимости надежды. Термин «литература о природе» не отражает в полной мере ее многогранность.
Мое комфортное чтение.
Я верю в концепцию «чтения для души». Книги могут и должны бросать нам вызов, но не все они делают это. В тревожные и депрессивные времена всем нам нужен глоток свежего воздуха, наполненный знакомыми вещами, которые кажутся привычными. Для меня это произведения Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе: тёплое воспевание мужской дружбы, которые к тому же (иногда довольно поверхностно) являются детективными историями."
Телеграм-канал "Интриги книги"