Найти в Дзене

Ч.9. История деревень. Архив отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

Экспедиционные материалы. История деревень. Обработано: Э.А. Сагдиевой Название на татарском: Юеш Көрнәле Историческое географическое положение: Казанская губерния Лаишевский уезд Экспедиция Мухаметшина Ю.Г., 1976 г. Подразделение этноса: татары-мишари Информатор – Хисамиев Сахабеддин – 66л. Ахмаев Нургали – 73г. Садыков Нури – 76л. Д.Мокрые Курнали основана выходцами из Билярского района д. Көрнәле Әмзәсе. Деревня вначале насчитывала всего 13 хозяйств. Старое название деревни Таллы Тамак (тал-нва) – у речки был густой тальник. В 20км.есть деревня Сухой Курнали – мишари. Сюда переселились и из Подлесных Шанталов дед Камай, дед мещан Хайбулласы. Мишари эту деревню называют Ясаклы Курнали. Имелось одно кладбище, других здесь нет. В д.Лебедино половина населения кряшены, половина – русские. До революции было 130 хозяйств, 1 мечеть. Входила в Алексеевскую волость. Дед Камай поселился здесь 150-200л.т.назад из д.Степная Шентала. Первым в деревне обосновался русский человек – Русаков Тат.наз
Оглавление
дер. Куяново. Худ. Ю.Г. Мухаметшин
дер. Куяново. Худ. Ю.Г. Мухаметшин

Экспедиционные материалы. История деревень.

Обработано: Э.А. Сагдиевой

Название деревни на момент экспедиции: Мокрые Курнали Алексеевский район ТАССР

Название на татарском: Юеш Көрнәле
Историческое географическое положение: Казанская губерния Лаишевский уезд
Экспедиция Мухаметшина Ю.Г., 1976 г.
Подразделение этноса: татары-мишари
Информатор – Хисамиев Сахабеддин – 66л.
Ахмаев Нургали – 73г.
Садыков Нури – 76л.

Д.Мокрые Курнали основана выходцами из Билярского района д. Көрнәле Әмзәсе. Деревня вначале насчитывала всего 13 хозяйств. Старое название деревни Таллы Тамак (тал-нва) – у речки был густой тальник. В 20км.есть деревня Сухой Курнали – мишари. Сюда переселились и из Подлесных Шанталов дед Камай, дед мещан Хайбулласы. Мишари эту деревню называют Ясаклы Курнали. Имелось одно кладбище, других здесь нет. В д.Лебедино половина населения кряшены, половина – русские.

До революции было 130 хозяйств, 1 мечеть. Входила в Алексеевскую волость.

Дед Камай поселился здесь 150-200л.т.назад из д.Степная Шентала.

Первым в деревне обосновался русский человек – Русаков Тат.название деревни “Су асты Көрнәлесе”. Название воды – коман. Мурз здесь не было, они жили в Мурзыхе.

Название деревни на момент экспедиции: Деревни Сармановского района

Название на татарском: -
Историческое географическое положение: -
Экспедиция Мухаметшина Ю.Г., 1968 г.
Подразделение этноса: казанские татары
Информатор – Газета (районная) «Ленинец»

«Ленинчы» 26сентября 1967года.

Г.Дамир «Бәхет канат җәя» (Рангазар авылы турында)

«Берәүләре безнең авыл морен (ат-монголга морен) елында нигезләнгән», икенчеләре: юк, без шогер 9сыер) елында бу урынга килеп утырганбыз, өлгепләре авыл тарихын дохс (дуңгыз) елыннан башлап йөрткәннәр.

----------------------------------------------------------------------------------------------

Ленинчы 16 июнь 1967елда Сарманда «Каен бәйрәме» турында языла.

«Ленинчы» 8 февраль 1967ел.

----------------------------------------------------------------------------------------------

Д.Гарифуллин «Җир-су атамалары».

Җәмәлҗән тавы – Пугачев Емельен исеменнән 1774-75 елларны Башкортстаннан Сарман районы буенча Алабугага юл тота. Шул тауда туктый. Исеме шул Бер тауга. Каравыл җибәрә – авыл исеме шуннан. Рангазар басуында «Рудник» дип аталган урын бар. Текәй тау – текә тау.

----------------------------------------------------------------------------------------------

Г.Дамир «В каждой семье дух Октярбря». Ленинец, 6 августа, 1967год. После присоединения Казанского ханства…, татары, не согласные с его политикой, разбредаются по разным местам. Особенно большое недовольство вызывает насильное крещение татар. Богатырь по имени «Чура» даже выступает против царского войска. Однако малочисленная группа Чуры терпит поражение, и он вынужден был скрыться от преследователей. Чура скрывается в дремучем лесу и там оседает. Таким образом, возникает теперешняя деревня «Чурашево».

----------------------------------------------------------------------------------------------

Ф.Габдулхаков «Люди Юлтимира раньше и теперь»

«Ленинец» 16 апреля 1967года

«…жители этой деревни разделились на две группы – «казанцам и тептярам». Баи и кулаки постоянно разжигали между ними усобицы, натравливали их друг на друга. И эта вражда в конце концов дошла до такой степени, что они не допускали женитьбы молодца одной стороны на девушке другой и наоборот».

----------------------------------------------------------------------------------------------

Х.Хайруллин «За страницами истории» Ленинец, 4-9июня 1967года.

Шэджэр – родословная, генеалогия.

По устью Белой, берегам Ика, Мэлле и Мензели …ночевали башкирские племена Иректан, Байлар, Булэр. Еще были племена Лагын, Бүре. Против Батый хана выступает Бикчура.

Дается родословная рода.

«По административному делению деревня Сарманы до революции входила в волость Альматулла Мензелинского уезда Уфимской губернии.

В начале XIX столетия Сармани превращаются в центр с сильно развитой торговлей. В каждое воскресенье здесь устраивались большие базары. Видимо, это и предрешило дальнейшую судьбу Сармана, он становится волостным центром. Но, несмотря на это, наименование волости остается прежним – Альматулла. И лишь только в 18-е годы он переименовывается в Сармановскую волость.

В начале ХХ века 136 хозяйств были безлошадными, 77 хозяйств имело 1 лошадь, 32-2, 24-3, 12 же хозяйств имело по 4-5 и более лошадей».