Серия акустики Rage появилась в продаже совсем недавно, компания AMP Group позиционирует её в сегмент «доступного SQ». Что ж, такие штуки всегда вызывают интерес, поэтому когда компонентка и коаксиалы попали ко мне в руки, изучил их во всех деталях.
Как обычно, главная задача теста – не просто повертеть в руках и послушать в стенде эту акустику, а снять характеристики и разобраться, как её готовить, чтобы она полнее показала свои возможности. Ну и под какие требования в итоге зайдёт лучше всего. В общем, поехали.
По поводу доступности анонсы производителя не соврали: компонентная модель AMP Rage 6.5 на момент теста стоит 17990 рублей, а коаксиалы AMP Rage 652 – 10990 рублей. Забегая вперёд, для своих возможностей весьма умеренно.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Первым делом рассмотрю компонентную модель AMP Rage 6.5. В комплекте – НЧ/СЧ динамики, твитеры и пассивные кроссоверы. Но поскольку процессоры нынче доступны даже в начальном ценовом сегменте, оценю её особенности и для использования в поканалке.
Сходу можно сказать, что выглядят динамики дороже, чем объявленная за них цена: построены на литых корзинах и добротно собраны. Посадочный диаметр чуть больше стандартного для 6,5-дюймового калибра: монтажное отверстие – 145 мм, а диаметр по фланцу – 173 мм.
Правда, и рабочая площадь диффузора тут тоже больше, его диаметр по средней линии верхнего подвеса составляет 142 мм (против привычных 130 мм у большинства 6,5-дюймовых динамиков). Должно хорошо сказаться на низкочастотных возможностях.
Сам диффузор – целлюлоза, но явно с какими-то минеральными добавками для увеличения жёсткости. Плюс рельефные рёбра, добавляющие его конусной части ещё и конструктивной жёсткости. Как результат, на изгиб пальцами диффузор действительно довольно жёсткий. Верхний подвес – резина, со «сглаженным» профилем для уменьшения обратного воздействия на края диффузора. Центральный колпачок – мягкий. Опять же, посмотрим, как всё это скажется на работе динамика.
Звуковые катушки чуть крупнее, чем в основном встречаются в этой ценовой категории, их калибр – 30 мм. Наводит на мысли о возможности использования акустики не просто для апгрейда штатки, а с более мощными усилителями.
Подводящие идут непосредственно к катушке, но касаний диффузора или шайбы не замечено даже при значительных механических смещениях.
Геометрию намотки катушки подсмотреть не удалось, высота верхней шайбы магнитопровода (здесь она определяет высоту магнитного зазора) – 4 мм. Диаметр ферритового магнита – 90 мм.
Твитеры – тоже не совсем привычны, в серии Rage используются жёсткие керамические купола. Вернее, это алюмокерамика – алюминиевая основа и верхний керамический слой – более жёсткий, но в паре с алюминием обычно показывает очень хорошие результаты. Держатся на тканевых подвесах.
Крепятся твитеры накручивающимися на корпуса кольцами-гайками. Сами корпуса – довольно причудливой формы, причём здесь это не только декор. Забегая вперёд, измерения показали наличие акустической камеры, причём, возможно, с не самой простой внутренней геометрией. В описании дополнительно упоминается использование в подкупольном пространстве и в камере шерстяного наполнения, демпфирующего внутренние резонансы.
Вместо привычных жёстко припаянных проводов – клеммы-лопаточки непосредственно на корпусах, а в комплекте – пара отрезков проводов с соответствующими ответными клеммами.
Кроссоверы – в классическом исполнении. Корпуса не лишены изящества и чем-то напоминают добрые олдскульные модели.
Впрочем, важнее начинка, а тут с этим как раз всё хорошо – катушки на «воздушных» сердечниках, плёночные конденсаторы и безиндуктивные резисторы. Даже в более дорогой акустике кроссы чаще строятся на элементах попроще, так что зачёт.
В цепи ВЧ – фильтр второго порядка с возможностью выбора уровня твитера (просто подключаем его к соответствующим выходным клеммам). А в НЧ/СЧ звене можно выбрать либо включение через ФНЧ первого порядка, либо напрямую без фильтрации.
Теперь коаксиальная модель AMP Rage 652. Построена на той же базе, что и компонентная акустика, так что пробегусь лишь по характерным особенностям.
Обычно коаксиалы делают проще, чем ту же компонентку, но здесь ровно те же НЧ/СЧ динамики и точно такие же керамические твитеры.
Деление полос – не просто конденсатором для твитера, а полноценным ФВЧ второго порядка. Неожиданно. Причём даже с защитным варистором в цепи ВЧ.
Измерение параметров и анализ работы динамиков
Параметры почти не убежали от заявленных значений, и концепция динамиков вырисовывается довольно ясная – не слишком тяжёлые подвижки (даже при увеличенном диаметре диффузоров и более крупных катушках), сильные моторы, скорректированные кольцами Фарадея (а судя по тому, что импеданс НЧ/СЧ динамиков почти не растёт с увеличением частоты, они тут точно есть), приличная чувствительность. Добротность – как раз для дверной установки.
Заявленные/фактические параметры AMP Rage 6.5 (компонентные):
- Fs (собственная резонансная частота) – 57 Гц / 60 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 13 л / 14 л
- Qms (механическая добротность) – н. д. / 5,47
- Qes (электрическая добротность) – н. д. / 0,75
- Qts (полная добротность) – 0,75 / 0,66
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12 г / 14 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,9 Тл м / 5,6 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,7 Ом / 3,7 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,7 дБ / 88,4 дБ
Заявленные/фактические параметры AMP Rage 652 (коаксиальные):
- Fs (собственная резонансная частота) – 58 Гц / 59 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 13,5 л / 15 л
- Qms (механическая добротность) – н. д. / 6,69
- Qes (электрическая добротность) – н. д. / 0,74
- Qts (полная добротность) – 0,72 / 0,66
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11 г / 13 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,9 Тл м / 5,4 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,7 Ом / 3,7 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 89,0 дБ / 89,1 дБ
Анализ работы НЧ/СЧ динамиков AMP Rage 6.5. Неплохо забираются вниз по частоте и лишены характерного резонанса в подвижке между 1 и 2 кГц (вот оно – сочетание материала диффузора, его рельефа и удачно подобранного подвеса). Правда, появился подъём АЧХ на верхнем краю рабочего диапазона, и его придётся учитывать при настройке системы. Зато выше по частоте – нормальный спад отдачи, а не потуги играть не в своём диапазоне. Как всё это учитывать при настройке – будем смотреть чуть дальше.
С понижением частоты искажения подрастают, но плавно, так что стыковка с сабом каких-то особых проблем вызвать не должна.
Анализ работы твитеров AMP Rage 6.5. В рабочем диапазоне (по крайней мере, от 3-4 кГц и до 12-13 кГц) АЧХ гладкая – это хорошо. Выше идёт подъём – характерная особенность многих керамических твитеров. Резонанс жёсткого купола явно выведен за пределы звукового диапазона.
В районе 1,8-2 кГц есть провал на АЧХ, и здесь же графики искажений показали небольшой скачок 3 гармоники – всё это проявления работы акустической камеры (вспомним про нетипично крупный корпус твитеров). Это вообще-то уже за пределами рабочего диапазона твитеров, но тут, похоже, стояла задача обеспечить способность твитеров работать при относительно невысокой подрезке снизу. Пока делать выводов не буду, чуть позже поэкспериментирую с поканалкой.
Включение AMP Rage 6.5 через пассивные кроссоверы из комплекта. Кроссы, к сожалению, не убрали горб на верхнем краю диапазона НЧ/СЧ динамиков, хотя включение через ФНЧ первого порядка и «пригасило» его на пару децибел (оранжевый график). Ну ладно, потом послушаю, как это звучит на деле. А вот в звене твитеров второй порядок ФВЧ оказался уместен, с этой стороны к стыковке полос вопросов не возникло.
Анализ работы коаксиальных динамиков AMP Rage 652. Поскольку коаксиалы построены на той же платформе, все характерные особенности сохранились, включая горбик в районе 1,5-3 кГц. В остальном всё в порядке – согласование полос по уровням получилось удачным, особых «оврагов» на АЧХ в самой зоне стыка тоже не наблюдается. И даже под углами АЧХ выглядит достойно.
Проба в деле. Какого ожидать звучания и как «готовить» акустику?
При прослушивании, как обычно, мидбасовые динамики ставил в напольные боксы и направлял почти друг на друга, твитеры – на уровне глаз с возможностью оперативно менять углы разворота. И всё это – на расстоянии менее 1,5 метров. Как показывает практика, это позволяет корректнее делать выводы по поведению акустики уже в автомобильных условиях.
Включение через пассивные кроссоверы из комплекта. Первое, что сходу обращает внимание – приличные такие басовые возможности. На какой-нибудь ритмичной электронике удары наполненные, плотные, сочные – кайф. На роке бас-бочка не превращается в тазик – отлично. Ну разве что на джазе и некоторых совсем уж сложных треках тот же контрабас по своей фактуре чуточку «вязковат», хотя до гудения ещё не доходит, и он достаточно очерчен, не размазывается в пространстве. Хорошо.
Интересно, что хоть измерения и выявили горбик на АЧХ в области СЧ, какой-то крикливости в звуке нет. Да, на каком-нибудь высоком вокале или, например, яростных электрогитарных запилах можно придраться к ярким акцентам в этой области, но лёгкая эквализация в районе 2,4 кГц всё это легко убирает, делая тональный баланс достаточно ровным.
Что касается верхов, вот всё же керамику по звучанию не спутаешь с какими-нибудь шёлковыми или алюминиевыми твитерами – здесь нет теплоты и мягкости первых, но и характерной «металлической» жёсткости вторых тоже нет. Верха детальные, в звуке много «воздуха», но без колкости. На самом деле достойно более дорогого сегмента.
По настройкам пассивного кроссовера делать однозначные выводы было бы некорректно, но оба варианта среза НЧ/СЧ звена и все три варианта уровня твитеров однозначно рабочие. Выбирать конкретное сочетание нужно в зависимости от разворотов и взаимного расположения динамиков, каких-то положений, «выпадающих» из общей концепции, тут нет.
Поканальное включение в процессорной системе. В ходе экспериментов постарался учесть особенности динамиков, чтобы получить тонально ровное, насколько это возможно, звучание. Кстати, на слух результат получается очень достойный, особенно учитывая цену на эту акустику. Так что можно смело брать эти варианты настройки за отправную точку:
Небольшое пояснение. В первую очередь постарался нивелировать тот самый горб на СЧ. Так что не удивляйтесь, что частоты срезов ФНЧ получились достаточно низкими – по факту динамики, как видите, всё равно доигрывают гораздо выше и передают эстафету твитерам в районе 3 кГц.
Если есть необходимость вернуть акцент на этой области (скажем, НЧ/СЧ динамики вывернуты вперёд или запрятаны глубоко под обивки), можно поднять частоту среза ФНЧ чуток повыше.
Твитеры, в свою очередь, действительно допускают относительно невысокий раздел полос. Но чтобы не получить ненужную грязь в звучании, опускать настройку ФВЧ ниже 3 кГц я бы в любом случае не стал.
AMP Rage 652 имеют близкий характер звучания с хорошей плотной басовой основной, небольшим акцентом на верхней середине (который, впрочем, уходит с разворотом динамиков) и неожиданно для коаксиалов интересными ВЧ с детальным и одновременно нейтральным характером. Если учесть, что модель построена на той же базе, что и компонентка Rage 6.5, это было вполне предсказуемо, так что тут долго останавливаться не стану.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Своё позиционирование в сегмент «доступного SQ» серия Rage, считаю, вполне оправдывает. И по части доступности, и по части Sound Quality. Можно присмотреться и тем, кто переходит от эстрады на «светлую сторону», и тем, кто в теме давно, но ограничен в бюджете.
В несложных системах можно спокойно использовать с пассивным кроссовером из комплекта, хотя процессорная поканалка (скажем, с каким-нибудь процессорным усилителем) однозначно позволяет раскрыть акустику полнее. Что учесть в первом и втором вариантах, и что взять за отправную точку в настройке – это, собственно, как раз и постарался выяснить этим тестом.
Плюсы:
- Хорошее соотношение цены к звуковым возможностям
- Увеличенные диффузоры позволяют уверенно работать на НЧ
- Лёгкое, воздушное, детальное звучание на ВЧ
- Жанровая универсальность
Минусы:
- При настройке поканалки важно учитывать особенности динамиков