Покуда оставшаяся, на момент публикации данного материала, группа авторов продолжает корпеть над текстами, сулящими завершение долгоиграющего цикла, возникла мысль о размещении материала, что некогда планировался как одна из составных частей, но по мере формирования соответствующих заметок, местами тщетного поиска редких японских изданий, а также выхода отдельных элементов в другой репрезентации, распавшегося на затерянные во времени части и так некогда и не опубликованного.
Сегодня вашему вниманию предлагается краткий экскурс сразу по трём сериям, не требующим особого представления - играм по мотивам Batman: The Animated Series (1994-2002), классическим частям Double Dragon (1990-1993) и Battletoads (1993-1994) в их 16 и, частично, 8 и 32-х битном представлении.
-----
Входные технические данные. Коротко.
Для эмуляции использовались:
1. Arcade (MAME) - MAMEUIFX.
2. Famicom / NES - FCEUX.
3. Sega Genesis - Kega Fusion.
4. Super Famicom / SNES - Snes9X.
5. PSX - DuckStation.
6. PS2 - PCSX2.
А. Ограничений по количеству используемых сохранений состояний не выставлялось.
Б. Где возможно были рассмотрены японские издания.
-----
1. The Adventures of Batman & Robin (1995). Sega Genesis.
Call him Mr. Raider
Call him Mr. Wrong
Call him Mr. Vain
Call him Mr. Raider
Call him Mr. Wrong
Call him insane
До появления в 2009 году серии Arkham по Бэтмену выходило довольно не малое количество игр, качество которых серьёзно разнилось. За редким исключением большинство как провальных, так и удачных наименований либо по своему адаптировали сюжет дилогии фильмов Тима Бёртона (а затем и Джоэла Шумахера), по существу никак не затрагивая многолетние наработки в рамках существующей серии комиксов, либо же по своему следовали канве анимации. По мотивам последней, в общей массе, вышло 11 работ:
1, 2. Портативные Batman: The Animated Series (1993) и Batman: Chaos in Gotham (2001) для Game Boy,
3, 4, 5. Три мультимедийных проекта The Adventures of Batman & Robin Cartoon Maker (1995), The Adventures of Batman and Robin: Moviebook (1995), The Adventures of Batman and Robin Activity Center (1996),
6. По своему интересная помесь анимации на базе флэш с ситуативными мини-играми, где главными героинями становились Харли Квинн, Женщина-кошка и Ядовитый Плющ - Gotham Girls (2000-2002),
7, 8, 9. Три разноплановых игры с заголовком The Adventures of Batman & Robin (1994 / 1995) для SNES, Sega Genesis и Sega CD. Достаточно вариативный платформер, beat 'em up с помесью shoot 'em up, аркадная гонка с прятствиями и кат-сценами, в сумме представляющих собой отдельный эпизод мультсериала.
10. Эксклюзивная аркадная гонка для PSX - Batman: Gotham City Racer (2001), в которой преобладают заезды на время.
11. Трёхмерный экшен в полуоткрытом мире - Batman: Vengeance (2001).
Пункты 1-5 оставим за скобками, пункт 9 ранее был разобран здесь, как итог переходим к 7.
-----
* Сюжет, как таковой, чисто формален. Мистер Фриз хочет заморозить всю планету и за компанию набирает в себе в помощники сбежавших из психушки Джокера, Двуликого и Безумного Шляпника. Места для иных антагонистов, не считая Харли, которых можно было встретить в версии для Sega CD, здесь не нашлось.
* В геймплейном контексте данная игра представляет собой своеобразную помесь Monsters in My Pocket (1992) и Contra (1988), в которой beat 'em up элементы смешаны с shoot 'em up спецификой. В довесок были добавлены: bullet hell механики, забойный электронный саундтрек и, пожалуй, одна из наиболее красочных и технологических картинок, что можно лицезреть на 16-битных платформах, по своему навивающая ассоциации с демосценой. Учитывая проведённую аналогию, а также год выхода, в частности когда жанр евродэнс был на пике, тот факт, что проект получил культовый статус именно в СНГ не вызывает вопросов, в то время как в тех же США, где иные топы порой забиты разными вариациями на тему Mario и Zelda, данное наименование похоже было встречено достаточно холодно.
* Хотя в контексте сложности данный проект до высот Contra: Hard Corps (1994) и не добирается, назвать его простым никак нельзя. Перед стартом можно задать число продолжений от 1 до 6. С учётом сохранения состояний к эпилогу было истрачено 4, а на прохождение ушло ~ 3 часа.
* Повествование разбито на 4 обширные локации, каждая из которых состоит из нескольких сегментов, от 4 до 6, в свою очередь сегменты могут быть разбиты на подсегменты. Так здесь имеется область, где нужно управлять бэт крылом, состоящий в общей массе из трёх подсегментов. В случае потери всех жизней откат происходит на начало того или иного сегмента, что на продолжительных этапах в определённой степени становится вызовом.
* По ходу можно пополнять шкалу здоровья, изредка собирать дополнительные жизни, апгрейды. Последние делятся на три вида, отличающиеся по цвету. Оранжевые - наиболее универсальные и эффективные. Зелёные - ситуативно могут быть более полезны чем первые, в частноси в shoot 'em up сегментах. Синие - наименее эффективные, их единственное условное преимущество сводится к чуть большей скорострельности.
* Битвы с боссами достаточно неспешны и протекают в несколько стадий.
Градация сложности неравномерна, впрочем подобными огрехами в те годы страдали многие 8 и 16-битные наименования и если настроя на повторять один и тот же этап вновь и вновь нет, то положение вполне способны исправить доступные при эмуляции сохранения в нужный момент. В остальном данный проект можно назвать одной из технологических вех, поставивших жирную точку в истории 16-битной эпохи в год, когда на рынке успели заявить о себе платформы нового поколения - PSX, Saturn, 64. Впрочем отдельно взятые игры будут выходит на платформе и после 1995 года - последним официальным релизом станет внеочередная адаптация классики аркад в лице Frogger (1998).
-----
2. The Adventures of Batman & Robin (1994). SNES.
Одноимённый проект для SNES построен по принципу полной противоположности варианту для Genesis. Если перечислять основные отличия, то получится такой список:
* Помесь beat 'em up и shoot 'em up элементов сменилась на сочетание beat 'em up с платформером и вкраплениями боевых (и не очень) головоломок. В контексте последнего отдельно удался седьмой уровень с исследованием лабиринта, созданного Загадочником.
* Графическая составляющая отошла от уклона в техногенную демосцену к знакомому по мультсериалу, и в целом свойственному платформе, рисованному стилю.
* Ураганный геймплей сменило неспешное повествование.
* Бэтмен таскает с собой привычный для него арсенал различных устройств. Некоторые из них могут не пригодиться на протяжении всей игры, часть же других, вроде того же крюка или бэтаранга, потребуется использовать достаточно регулярно.
* Геймплей вариативен. 1-2 - стандартный платформер, 3 - поиск заложников в тёмном помещении, 4 - погоня на крышам за Женщиной-Кошкой, 5 - гонки с видом сверху, 6 - поиск баланса между прыжками, ходьбой и использованием крюка во время патрулирования неба и движущегося по нему дирижабля, 7 - ранее упомянутый лабиринт, акцент на головоломки, 8 - битва с шестью боссами подряд.
* Ростер супостатов возрос в количественном ключе - против 5 злодеев на Genesis здесь имеется 10. Так встретятся: Харли Квинн и Джокер, Ядовитый Плющ, Пингвин, Женщина-кошка, Двуликий, Пугало, Загадочник, Глиноликий, Мэн-Бэт.
* Входной барьер ниже, можно выбрать один из трёх уровней сложности, что в частности будет влиять за какое количество очков будут начислять дополнительные жизни, есть система паролей, позволяющая в случае потери всех жизней и продолжении загрузиться с определённого уровня. Сложность же в целом относительно высокая - паттернов, которые нужно понять и запомнить при битве с боссами, здесь достаточно.
* На прохождение ушло ~ 3,5 часа на сложности "Normal". Использовались сохранения состояний.
Что касается недостатков, то, пожалуй, можно назвать три:
* Несмотря на то, что данный проект в графическом плане пытается следовать духу оригинала местное изображение смотрится... приемлимо. В этом ключе у Genesis есть преимущество.
* Пятый уровень. Ощущается как бестолковая заглушка, в контексте проработки и реализации уступающая иным около гоночным проектам средней руки с NES. Сравнение же с shoot 'em up сегментами на Genesis здесь проводить нет смысла.
* Самоповторы, не самый интересный сюжет. К слову. В этом ключе, как это ни странно, самым удачным вероятно можно считать вариант для Sega CD с его кат-сценами, представляющими собой отдельный, сделанный специально для данного релиза, мультипликационный эпизод. С другой стороны оно и не удивительно - вероятно ничто не может превзойти стиль, который стал классикой.
Вердикт - ближе к духу оригинала, со своими особенностями. Субъективно - не хуже и не лучше чем на Genesis, скорее это в целом разные игры.
-----
3. Batman: Gotham City Racer (2001). PSX.
Незамысловатая гоночная аркада, ставшая эксклюзивом PSX, сказать про которую можно не так много.
Имеется два режима - сюжетная кампания на 50 миссий и свободное патрулирование низкополигонального города, где можно выполнять случайные задания, заранее выставив таймер относительно того сколько этот самый патруль займёт.
* Миссии дробятся на два вида - доехать до определённой точки за, как правило, серьёзно ограниченное время или уничтожить авто, на котором пытается сбежать тот или иной злодей.
* Собственного сюжета нет. Всё повествование - нарезка из отдельных эпизодов мультсериала, сиквела, известного как The New Batman Adventures (1997-1999).
* Графика не хватает звёзд с неба, интерфейс представляет собой плохо сочетаемые с друг другом элементы, а сам проект по всем параметрам, не включая разве что общий градус сложности, уступает The Adventures of Batman & Robin (1995) для Sega CD.
* В геймплейном ключе данный проект отдалённо походит на эдакую бюджетную версию Twisted Metal 2 (1997).
* На прохождение потребовалось ~ 3,5 часа. Сохранения состояний не использовались.
Несмотря на всё сказанное и очевидную проходимость данной работы, определённый шарм у неё всё же имеется. Условно говоря это как сыграть в какую-нибудь адаптацию по тому или иному фильму. Как правило - мусор, но изредка попадаются по своему самобытные проекты, что иногда бывает интересно пробежать за подход-другой.
-----
4. Batman Vengeance (2001 / 2002). PS2.
Последняя полновесная игра по мотивам культового мультсериала 1990-х, а точнее - его сиквела, известного как The New Batman Adventures (1997-1999), по духу представляющая собой трёхмерный экшен с сильным уклоном в приключенческую составляющую. Бэтмену, компанию которому здесь составляет Бэтгёрл, бросает вызов тройка в лице Джокера (вместе с Харли Квинн), Мистера Фриза и Ядовитого Плюща.
Общий сквозной сюжет хотя и имеется, но по факту разбит на блоки, каждый из которых посвящён конкретному архизлодею. Действие разворачивается в полуоткрытом мире ночного Готэма - повествование линейно, но в рамках отдельно взятой локации можно перемещаться достаточно свободно. Начинается всё вполне обыденно. Бэтмен получает сообщение о нападении на женщину по имени Мэри Флинн, в котором оказывается замешан Джокер. Спасение дамы-в-беде проходит совсем не так, как ожидалось, а кажущаяся поначалу незамысловатой история постепенно развивается в запутанный заговор,о существовании которого будут свидетельствовать как явные, так и косвенные улики и в котором, сами того не понимая, окажутся замешаны несколько действующих лиц, включая архизлодеев. Общая канва будет полноценно раскрыта только в эпилоге - до того же наш герой среди прочего успеет побывать на разрушенном мосту, в замороженном исследовательском центре, Gotham Chemicals, населённом ядовитыми растениями, стать целью номер один для местной полиции, посетить курсирующий по небу дирижабль.
Стилистика окружения полностью наследует заданный в мультипликационной работе тон. Решение, стоит сказать, довольно неоднозначное. Если в первоисточнике подобный подход смотрелся вполне уместно, то здесь город выступает в целом как пустынная, однотонная декорация, смотрящаяся блёкло как по меркам начала нулевых, так и на фоне двумерных 16-битных предшественников. Остановимся подробнее на других ключевых составляющих.
* Гаджеты. Бэтмен таскает с собой привычный для него набор устройств в диапазоне от крюка-кошки до бэтарангов двух видов и взрывных гранат. Все расходуемые предметы имеют достаточно ограниченный запас, который можно пополнять, находя разбросанные по уровням коробки. В практическом ключе большую часть времени используется только крюк-кошка, да и то только в специально отведённых для того местах, - просто так зацепиться в желаемой точке никто не даст. Всё остальное либо обладает околонулевой эффективностью (те же бэтаранги не наносят врагам практически никакого урона), либо применяется чисто ситуативно, будь то удалённая активация электрических щитов или битвы с боссами. Особняком стоят наручники - после того как внеочередной рядовой соперник будет повержен, его можно заковать. Для применения того или иного устройства предварительно нужно переключиться в режим от первого лица.
* Боевая система. По меркам жанра крайне топорная. Бэтмен может наносить обычный или усиленный (потребляет отдельную самозаполняющуюся шкалу) удар рукой или ногой, но не более того. Какие-либо комбо отсутствуют как явление, гаджеты при столкновениях на ближней дистанции в целом бесполезны. Стоит также отметить, что непосредственно противников, с которыми здесь можно сразиться, встречается мало, плюс зачастую их можно просто проигнорировать, проследовав в очередное помещение.
* Вариативность. Большую часть непродолжительного хронометража - игра пробегается в пределах пяти часов - герой движется из точки "А" в точку "Б", по дороге решая простые головоломки, активируя разные механизмы, которые разбавляются стычками, а в конце уровня - схваткой с тем или иным боссом, иной раз обставленной уникально, а иногда ничем не отличающейся от обычной драки. Несколько разбавляют заданную подачу полёт на бэткрыле, погоня на бэтмобиле с подобием QTE и ставшая известным штампом ещё в нулевых стычка с боссом-вертолётом, которой предшествуют скачки по крышам.
Вкратце остановимся на недостатках. Первый - графика. Морально устарела ещё на момент выхода данного проекта; помимо этого, заданный стиль подан таким образом, что навевает картонно-пластиковые ассоциации. Этот факт не добавляет положительных очков. Порт на PC хотя и появился спустя год после выхода игры на консолях, но каких-либо преимуществ в сравнении с таковыми по факту не имеет. Второй - управление. Весьма топорное. Оставляет желать лучшего - независимо от того, используется ли клавиатура или геймпад. Ситуации, когда герой то случайно проваливается в пропасть, то не может нанести удар, то вроде бы чётко нажатая клавиша не считывается, здесь следуют одна за другой. Третий - подача. Сюжет, хотя по-своему местами и интересен, не хватает звёзд с неба, а в целом непродолжительный хронометраж искусственно растянут классической проблемой спорных проектов, известной как "Куда же мне идти дальше?". Вопрос такого плана здесь возникает регулярно.
Подытоживая сказанное. После достаточно удачных адаптаций в эпоху 16-битных систем в лице SNES и Sega Genesis дела с игровыми проектами у Бэтмена - по сути, вплоть до появления первой игры из серии Arkham в 2009 году - не задались. Практически все последовавшие позже проекты, базировавшиеся как на анимации, так и на фильмах, либо полностью проваливались, либо в лучшем случае дотягивали до планки спорных работ. К числу последних можно отнести и Vengeance. Если совладать с не самым удобным управлением и камерой, то данный проект можно пробежать за пару вечеров. С другой стороны, если пройдёте мимо, то ничего не потеряете, даже если вы относите себя к числу хардкорных фанатов.
-----
5. Gotham Girls (2000-2002). PC.
В начале двухтысячных происходило несколько процессов, сделавших свой вклад в историю - всё более массовая компьютеризация и, вместе с ней, распространение всемирной паутины. В это же время широкую популярность обрёл ныне захороненный формат Flash, которому находилось место начиная от чисто технического применения, заканчивая областями игр и анимации. Сочетание этих факторов не в последнюю очередь послужило созданию специфического продукта о котором далее пойдёт речь.
"Batman: The Animated Series" (1992-1994). Культовый мультсериал, на многие годы задавший эталон мультипликации, среди прочего лишний раз демонстрирующий, что мультфильмы могут быть далеко не только для детей. Мрачная, нуарная атмосфера, в сочетании с поднятием множества серьёзных тем, существенно отличалась от того, что зачастую предлагалось публике ранее. Руководствуясь принципом "куй железо, пока горячо", Warner Bros. Animation поручили студии под именем Noodle Soup Productions разработать сериал, состоящий из двухминутных скетчей, при этом было поставлено несколько условий:
* Должна была быть задействована преимущественно женская половина ростера мультсериала - Харли Квинн, Женщина-Кошка, Ядовитый Плющ, Бэтгёрл и Затанна.
* Сериал предполагалось изготовить в формате флэш-анимации.
* Распространять его по средствам всемирной паутины - до появления бета-версии YouTube оставалось ещё порядка 5-6 лет.
* Каждая серия должна была включать те или иные мини-игры, либо предполагалось наличие какой-либо интерактивности. Так, например, в первой серии с одной стороны зрителю / игроку доводилось крутить своего рода однорукого бандита, с целью получения одинаковой карточной комбинации, а с другой, когда Харли начинала жевать жвачку, отрегулировать степень надувания пузыря из таковой, дабы в последующем проткнуть его иголкой и посмотреть, как серия продолжится дальше после данного события.
В сумме вышел тридцать один эпизод, общей продолжительностью примерно полтора часа. Третий эпизод, в отличии от первых двух, ограничился лишь одной игрой и фактически отсутствуем интерактивности, в тоже время все десять серий были охвачены одной сюжетной линией.
Оценивать подобный продукт согласно типовым для "обычной" мультипликации критериям, как, впрочем, и игр, сложно. Логичнее всего сравнивать его с чем-то схожим по духу и ближайшими аналогами здесь видятся либо не слишком известные интерактивные книги, здесь можно вспомнить "Treasure Island" (1995), либо рисовалки на манер "The Adventures of Batman & Robin Cartoon Maker" (1995), где предлагают изготовить своего рода простенький мультфильм из имеющихся заготовок и затем посмотреть, что получилось на выходе. Если пойти ещё дальше, то можно откопать вещи в духе "Dinosaur Safari" (1996), где хорошо скрытым ядром игрового процесса была одна из первых версий проигрывателя видео Quick Time. В этом контексте Gotham Girls субъективно смотрится вполне неплохо и в аспекте разнообразия по своему выгодно отличается от первых двух примеров. В остальном рассматривать данное творение скорее стоит именно как дополнение к оригинальному мультсериалу, нежели чем отдельное произведение.
В схожем формате также был представлен ещё один, не слишком известный персонаж вселенной DC - Лобо. Хронометраж получился тем же, но количество серий вышло в двое меньшим - пятнадцать штук, сериал ограничился одним сезоном. Средний рейтинг и спрос аудитории оказался ниже, не в последнюю очередь ввиду не самой удачной рисовки.
-----
6. Double Dragon (1991 / 1992). Sega Genesis.
Не нуждающийся ни в особом представлении, ни в развернутых комментариях, проект, с которого многие в своё время впервые начинали знакомство с жанром. Сюжет в первой части не замысловат - есть товарищи Билли и Джимми. Их подругу похищает уличная банда. Герои отправляют в путь, который будет пролегать через пять локаций. Стандартные удары рукой / ногой разбавляются ударом в прыжке, головой и локтём, а также подбираемыми предметами, в диапазоне от ножей до бочек и волунов. Весь хронометраж укладывается ~ в 30 минут.
На вскидку версию для Sega Genesis, вышедшую четыре-пять лет (оригинал вышел в 1987 году на аркадных автоматах; Япония / другие регионы) спустя оригинальной аркадной версии и являющуюся её адаптированным портом, можно назвать наиболее продвинутой как в графическом плане, так и в контексте саундтрека (что не сказать про вторую часть, но об этом далее). Выбора уровня сложности нет, но можно задать число жизней и продолжений, до 6 штук, что неплохо способствует расширению базы потенциальных игроков, которые (как я) не сильно подкованы в такого рода играх (к эпилогу у меня осталось 4 жизни и 1 продолжение). Паттерны и хитбоксы аркадные / 8-битные, противников немного, но запинать их может быть не просто - движутся они резвее чем в версии для NES.
-----
7. Double Dragon II: The Revenge (1989 / 1990). Famicom.
Продолжение серии ознаменовалось расширением сюжетной канвы. Герои вновь выходят на тропу войны, мстя за, изначально предположительно, погибшую возлюбленную одного из персонажей, в чём оказывается замешан знакомый клан "Black Shadow Warriors". Повествование разбито на 9 миссий, между которыми присутствуют небольшие кат-сцены.
* Ростер противников возрос, хотя и типичная особенность beat 'em up'ов тех лет в виде повтора одних и тех же противников по нескольку раз на короткий хронометраж, включая нивелированных до уровня рядовых соперников боссов, имеет место быть.
Локации стали вариативнее, добавились платформенные элементы.
* Из новых приёмов подвезли удар коленом и вертушку ногой на 360 градусов.
* Отдельно стоит остановиться на вопросе региональных отличий. Как это не раз бывало в те годы, и не только с релизами на NES / Famicom, версия для Японии отличается от релизов для других регионов по двум ключевым составляющим - имеются бесконечные продолжения + есть возможность получить истинный финал на любом, а не только самом высоком, уровне сложности.
* Стычки с противниками, преимущественно, не вызывают проблем, но 8-битная специфика даёт о себе знать в другом ключе - когда дело доходит до немногочисленных прыжков и не точного попадания на пиксель влево / вправо. По этой причине местами использовались сохранения состояний, дабы не начинать иной уровень полностью заново. Хронометраж прохождения уложился в ~ 1 час.
Субъективно - по всем аспектам лучшая часть серии, не получившая порта на SNES и получившая неудачную ревизию на Sega Genesis. Все последующие попытки повторить успех сиквела широкого спроса у аудитории не сыскали. Порт третьей части на NES радикально отличался от аркадного, впрочем по своему неоднозначного собрата, в частности зашкаливающей сложностью. Часть последующих проектов сделали уклон в сторону файтингов, где в то время хватало своих наименований и предложить здесь DD, по большому счёту, было нечего, а официальная номерная четвёртая часть вышла только в 2017 году и была встречена публикой достаточно холодно.
-----
8. Double Dragon 3: The Rosetta Stone (1990). MAME.
Отбросив достигнутые первыми двумя играми наработки третья часть спустилась до уровня типовой, в общем и целом блёклой, монетовыжимательной (исключением стал только своеобразный порт для NES; тоже самое в плане сюжетного контекста, но устаревшая графика) игры образца 1980-х и, по существу, ничем кроме относительно красочной графики похвастаться не может. Герои встречают предсказательницу. Она повествует им о трёх камнях, сила которых способна изменить мир. Недолго думая товарищи отправляются в мировое турне, что затронет пять локаций - США, Китай, Японию, Италию и Египет. С гадалкой всё окажется не так просто как кажется, третий камень найден так и не будет, а в финале предстоит сражение с... Клеопатрой. Иначе говоря сюжет никак не связан с предыдущими частями и сам по себе довольно вторичен.
* Комбинации ударов были практически полностью нивелированы до уровня удара рукой / ногой + прыжок. Вроде как можно проворачивать и пару более сложных приёмов, вроде броска или удара руками в прыжке, но в целом картина такая.
* В местных магазинах за дополнительные монеты можно купить не только оружие, которое можно будет таскать с собой всю локацию, если оно не выпадет за видимую область экрана - также доступно усиление атаки, увеличение запаса энергии, выведенные в отдельный блок новые приёмы и призыв дополнительных сопартийцев. Если Билли или Джимми падут, то можно будет какое-то время поиграть, например, за условного безымянного китайца.
* Баланс хромает. Без покупки апгрейдов обойтись можно, но тогда противники превратятся в губки для битья, на раз сбавляющие шкалу здоровья героя до нуля. Впрочем так или иначе улетать монеты на покупку продолжений будут в любом случае.
* Хронометраж укладывается ~ в 40 минут.
Вердикт - достаточно проходной проект, не стоящий особого внимания.
-----
9. Return of Double Dragon (1992 / 1993). Super Famicom.
После неоднозначной третьей части серия вернулась к привычной формуле в виде эксклюзивного проекта для SNES, который, до спорного релиза 2017 года, местами формально считался четвёртой частью серии. Действие, как и ранее, вновь разворачивается в городских джунглях Лос-Анджелеса на протяжении 9 уровней. Билли и Джимми сталкиваются с новой преступной группировкой, по косвенно сохранившейся информации возглавляемой старым знакомым, что перешёл на противоположную сторону баррикад. Про сюжет можно было бы сказать чуть больше, только вот непосредственно в самой игре он полностью отсуствует - нет здесь ни интро, ни каких-либо иных вставок. Похоже из-за спешки с разработкой про него просто решили забыть.
* Оружие, как и в третьей части, можно таскать с собой через всю локацию, а его убойная сила существенно возросла - если не выбьют из рук, то теми же нунчаками можно забить большинство противников.
* Ранее отсутствовавший блок стал играть не последнюю роль в качестве вставки перед проведением очередного удара. Набор приёмов преимущественно остался прежним, хотя нашлось место и паре новинок.
* Платформенные элементы отсутствуют. Среди противников нет женщин. Колоритные персонажи практически отсутствуют.
* Релизам за пределами Японии вновь не повезло - 5 продолжений вместо 9, 7 уровней вместо 9, была вырезана часть музыки. Хронометраж сопоставим со второй частью, ~ 1 час.
Конечное впечатление от последней классической части beat 'em up серии я бы оценил как достаточное среднее. С одной стороны - знакомая, проверенная временем формула. С другой на момент 1992 / 1993 годов успели набрать обороты другие франшизы, в частности Streets of Rage, Final Fight, где очередному DD, эксплуатирующуему старую формулу образца второй половины 80-х, на их фоне, по большому счёту, предложить было нечего.
Годом позже выйдет кроссовер с Battletoads. Затем будет пара попыток без чётко вырисовывающейся целевой аудитории в жанре файтинга - Double Dragon V: The Shadow Falls (1994) и Double Dragon (1995), что в сумме охватят шесть платформ - SNES, Sega Genesis, Atari Jaguar, Neo Geo, Neo Geo CD, PlayStation. Рядом будет мелькать мультсериал из двух сезонов и крайне сомнительная экранизация, после чего серия отправится в длительный анабиоз из которого, по существу, а также в отличии от тех же SoR, Teenage Mutant Ninja Turtles и The Ninja Warriors, не вернётся.
-----
10. Battletoads (1993). Sega Genesis.
Поздний порт одноимённой игры с NES / Famicom на Sega Genesis. Все ключевые составляющие и специфика уровней остались на месте, основные улучшения касаются графики и, хотя и относительно, пониженной сложности. "Turbo Tunnel" больше не выглядит таким уж непроходимым, хотя у меня возникли проблемы со считыванием клавиш при прыжках на расположенных на высоте платформах. На его фоне сегмент "Karnath's Lair", что со змеями, на вскидку вызвал несколько больше проблем. "Rat Race" проходится без особого труда, так в частности третья крыса здесь не вызывает вопросов, тоже в равной степени касается и "Clinger-Winger" - уровень можно пройти с первой попытки без особых навыков, в то время как его подобие в наименовании на SNES многие игроки, включая меня, с трудом проходили после использования бесчисленного количества сохранений состояний.
В общей сумме субъективно этот порт сопоставим с Battletoads / Double Dragon: The Ultimate Team (1994) и Battletoads in Battlemaniacs (1993) в контексте сложности, с той разницей, что упрощено что-то одно, но усложнено что-то другое. Вступление во всех классических играх проходится без проблем, как, в общем и целом, все боссы (здесь ту же Тёмную Королеву при желании можно спокойно одолеть, совсем не получив урона), но отдельные сегменты сильно выбиваются на этом фоне. Хронометраж, с учётом вырезанных неудачных сегментов и использованием сохранений, сопоставим с другими частями серии ~ 1-1,5 часа. С учётом, что уровней здесь двенадцать, выходит, что каждый проходится в пределах ~ 5-6 минут.
-----
11. Battletoads in Battlemaniacs (1993). Super Famicom.
Формально - сиквел, сюжет которого крутится вокруг продвинутой технологии виртуальной реальности, по сути и геймплею скорее похожий на вольный эксклюзивный ремейк первой игры для SNES, переносящей все ключевые локации первой части в реалии 16-битной платформы Nintendo. В отличии от оригинала для NES версия для Японии, насколько можно судить, не отличается массой радикальных, или, во всяком случае, однозначно существенно заметных изменений. Имеется больше жизней и продолжений, 5 вместо 3, есть выбор персонажа (одной из двух жаб), я остановился на Pimple, но в остальном все аспекты, оправдывающие присутствия этого наименования в топ 10 сложнейших игр на данной платформе, никуда не делись.
* Есть шесть основных (Khaos Mountains, Hollow Tree, Turbo Tunnel Rematch, Karnath's Revenge, Roller Coaster, Dark Tower) локаций и два бонусных уровня. Первые две, как водятся, не вызвали каких-либо проблем. Туннель требует не только запоминания расположения тех или иных сегментов, блоков, платформ для прыжков, но и молниеносной реакции, особенно в последней части. Запомнить отдельные фрагменты вполне можно, так, в частности, на помощь приходят чекпойнты, но глобально, в том числе с расширенным запасом жизней и продолжений, картина корректируется не особо - любое падение или попадание в препятствие разом отнимает одну жизнь и истратить их пачку к ряду не составит никакого труда. С учётом же сохранений сегмент сложный, но вполне проходимый.
Схожая картина, но, может быть несколько в меньшей степени, касается локации с движущимися змеями. С одной стороны привыкнуть к местной специфике легко, с другой стоит прыгнуть чуть не так, или залезть на змею не с той стороны - попал на шипы, всё по новой.
Больше же всего вопросов вызвал "Roller Coaster", который, если исходить из череды отзывов ряда игроков, им пройти так и не удалось в том числе и с сохранением состояний - злобная крыса, управляющая байком с ракетным ускорением, всегда догоняла их и не оставляла никаких шансов. Не берусь судить сколько раз здесь пришлось откатываться к началу или отдельно взятым сегментам, скажу кратко - много, в особенности в последней трети, где нужно подряд провести два прыжка, а затем пройти серию крутых поворотов. Специфика здесь кроется в малоуловимой механике прохождения / срезании углов - если поворот сделан не корректно, не на тонком стыке завершения текущего вектора движения и переключения на следующий, выраженный в нажатии только одной кнопки, то скорость теряется. Порой стоит сделать не две, а всего одну ошибку такого плана и вся последующая последовательность сыпится в пустоту. Иначе говоря нужен один отполированный заезд, выстроить алгоритм которого сложно и в небольшом сегменте, не говоря о всей, в общем и целом не короткой, трассе.
В "Dark Tower" необходимо спустится на первый этаж высокой башни, двигаясь на перегонки с тремя крысами. По умолчанию каждая последующая движется быстрее предыдыщей и, в частности, быстрее выбранного героя. Специфика здесь сводится к тому, что просто обогнать крысу либо нельзя, либо проблематично. Нужно периодически ударять по таковой, дабы она меняла направление движения на противоположное от нужного, что давало бы игроку некоторую фору. В случае третьей крысы этой аспект несколько усложнён, в частности так как может потребоваться нанести пару ударов не только в рамках горизонтальной, но и вертикальной плоскости в режиме свободного падения.
* Что касается остальных составляющих, то про них можно сказать не так много. Графика на уровне. Фоном выступает неплохой саундтрек. Боссы, включая саму Тёмную Королеву, проходятся легко. Бонусные уровни, где герой верхном на шашке пересекает шахматной поле, грамотно встроены в общее повествование и смотрятся интересно. Управление, не считая перемещения, двухкнопочное - удар, усиленный удар котируется как, например, -> -> удар, прыжок. Игра, как таковая, достаточно короткая, но, ввиду повышенного градуса сложности, может потребовать на своё освоение несколько часов.
-----
12. Battletoads (1994). MAME.
Версия для аркадных автоматов представляет собой монеточновыжимательный beat 'em up, по стилистике и специфике в целом выполненный в духе иных 16-битных игр серии, с той разницей, что геймплей здесь, преимущественно, линейный, сюжет, как таковой, по существу отсутствует, как и практически все знаковые сегменты, будь то туннель или змеи, а главным антагонистом становится не Dark Queen, мелькающая здесь фоном лишь в течении нескольких секунд, а Robo Manus. Для исследование предоставляется шесть уровней (и один бонусный), пройти которые можно ~ за 1 час. Было истрачено, в общей сложности, 48 монет, что, если брать наиболее распространённую стоимость одной игры в те годы в 25 центов, равнялось бы 12$ - сегодня это было бы ~ 24,5$ (~ 1923 рубля).
На фоне своих консольных собратьев проект хотя и красочный, но довольно блёклый и проходной. Впрочем корректнее его было бы сравнивать с иными представителями из аркадных залов, о которых я некогда рассказывал ранее. С этой позиции он вполне вписывается в расмотренный ряд и ничем им не уступает.
Особняком же, пожалуй, можно упомянуть только два аспекта. Первый - битвы с боссами несколько затянуты и, в среднем, протекают дольше, чем в иных играх серии. Второй - финальный уровень, выполненный в shoot 'em up антураже, с явным заимствованием механик из классических игр серии Contra. В частности имеется идентичная идея с апгрейдами, которые работают здесь временно.
Для общего контекста пробежать можно, но выискивать какие-то значимые элементы здесь скорее не стоит.
-----
13. Battletoads / Double Dragon: The Ultimate Team (1994). Sega Genesis.
Beat 'em up, считающийся одной из наиболее лёгких для освоения игр серии, но от этого отнюдь не простой, если мерить его сложность "усредёнными" рамками. Данный проект, как и Battlemaniacs, отчасти является 16-битным переосмыслением оригинальной игры для NES. Стоит отметить, что хотя графическая и звуковая составляющие получили существенные изменения, разные в случае SNES и Genesis, прочие элементы скорее остались не тронутыми, будь то паттерны поведения противников, характерно грубоватые 8-битные хитбоксы или общие механики. После некоторого перерыва Dark Queen возвращается на поле брани и не одна, а в компании супостатов из серии Double Dragon, возглаляемых товарищем с броским именем - Shadow Boss. В свою очередь компанию трём жабам готовы составить Билли и Джимми. Я, как и ранее, выбрал Pimple.
* К исследованию предлагается семь уровней - Tail of the Ratship, Blag Alley, Ropes 'N' Roper, Ratship Rumble, Missile Mayhem, Shadow Boss Showdown, Armageddon II: The Rematch, разбитых на несколько секций. В целом вся манера и специфика подачи, за исключением отдельных мелочей, здесь полностью копирует концепцию, ранее заданную в DD, в диапазоне от того как проходят схватки с противниками, до секций с дверьми и манеры поведения боссов. Знаковые для Battletoads элементы, вроде поездки в туннеле или спуска в шахте, присутствуют, но в целом коротки по своей продолжительности и, в отличии от своих идейных вдохновителей, не вызывают сложности в прохождении. В этом ключе им на смену пришли другие сегменты.
* Несмотря на кажущуюся простоту бьют противники здесь сильно, полоска здоровья убывает быстро, а стартуют выбранный герой с тремя жизнями. В запасе имеется три продолжения. Без сохранения состояний удалось добраться до третьего уровня, где стало понятно, что далее местные турели и некоторые другие препятствия пройти не дадут и запоминание отдельных сегментов здесь, в отличии от Battletoads in Battlemaniacs (1993) для SNES, поможет мало, в том числе ввиду того, что проводимые действия не всегда считываются так, как ожидаешь. Посему далее процесс был продолжен по традиционной в таких случаях формуле. Несколько спасает положение возможность регулярно подбирать дополнительные жизни и заполнять полоску здоровья, но что одного, что другого в среднем хватало на то, чтобы преодолеть сегмент-другой, но не более - так не смотря на использование сохранений к эпилогу удалось добраться только с одним продолжением.
* Наиболее проблемным местом часто называют "Missile Mayhem", где привычный "ногоруколапомахательный формат" меняется на shoot 'em up в открытом космосе, где под управление выдают небольшой корабль. Достаточно длинный уровень, где нужно уклоняться от булыжников разного объёма, а в конце предстоит методично расковырять вражеское судно. Если иных боссов удавалось одолеть относительно быстро, то здесь, не в смысле сложности, а многоэтапности битвы, потребовалось порядка 11 минут. Для сравнения - на следующего босса ушло около 3 минут. Субъективно, тем не менее, наиболее сложным я бы назвал третий уровень - если на нём растерять жизни и продолжения, то двигаться дальше не будет смысла.
* Несмотря на то, что технические возможности цветопередачи у SNES лучше, местная, характерная для Genesis, гамма мне пришлась больше по душе, впрочем тоже касается и большинства иных игр, где во главу угла поставлено не повествование (не даром на SNES вышло такое обилие JRPG), а динамика происходящего. Что касается саундтрека, то здесь я бы провёл такую, если мерить рамками SNES, аналогию - Super Mario Kart (1992) Vs Battle Cars (1993). Мой голос отходит второй позиции.
Возвращаясь к сказанному вначале. Да, пожалуй, отличительной особенностью данного кроссовера можно назвать относительно низкий порог вхождения - в отличии от собратьев по серии этот проект вполне возможно пройти с первой попытки за ~ 1,5-2 часа, если не пренебрегать сохранением состояний. В остальном ранее обкатанная формула здесь по своему вышла на пик своего развития, после чего про серию позабыли на ~ 25 лет.
-----