Почему советские семьи, в массе своей, были крепкими? Разводов меньше? Было одно качество у советских женщин, на котором всё и держалось, и это качество современные девушки почти напрочь утратили.
Помню я где-то в начале 80-х, будучи советской пионеркой, прочла в журнале «Работница» рассказ Р. Елагиной об одной «вьючно-сумчатой ломовой» женщине. Погуглите – рассказ есть в сети, так и называется «Вьючно-сумчато-ломовое». Потрясение от истории было очень сильным, скажу я вам.
Поразило меня 2 вещи:
Первое - зачем жить с человеком, который тебя не любит?
История начинается с того, что героиня приходит с работы уставшая, с тяжеленными сумками еды – даже ручка под тяжестью оторвалась. Муж возлежит на диване, газету читает – ужина ждет.
«Газета в его руках ….- это манифест протеста против беспорядка в квартире, отсутствия ужина и моего неумения воспитывать детей», - цитата из рассказа.
Ого-го! Надо же, поворот какой! Это он протестует, зайчик трепетный, что кто-то ему ужин не приготовил, и в его же собственном доме не убрался.
Героиня с каким -то непонятным чувством вины начинает готовить, размышляя параллельно, как в выходные – ох, радость-то – она детей с мужем отправит на природу, а сама потолок побелит.
«…стол вытащу, холодильник разморожу, шкафы составлю, на пол газетки постелю, чтоб потом отмывалось легче, потолки размою, а пока они сохнут, мел разведу, возьму пылесос, побелю разок» - сладострастно мечтает она.
И тут, в разгар мечтаний и в процессе чистки картошки, героиня вспоминает, что забыла купить хлеба. Дома, на минуточку, двое детей и муж. Как думаете, кто побежал за хлебом? Во времена СССР дети в соседнюю булочную очень даже бегали, про мужика взрослого и говорить нечего.
Конечно, побежала героиня. «Ты хоть раз в жизни можешь ничего не забыть к ужину?» — это добрый муж ей в спину кричит.
Муж прямо говорит ей, что не любит ее. «Ну, ты же знаешь, что я тебя не люблю, так зачем же спрашиваешь?», - он не скрывает своей нелюбви, даже гордится своей прямотой, как мне показалось.
Видимо, «нелюбовь» - такая для него индульгенция хамского отношения к жене и отсутствия помощи.
Но горячий ужин он от нее ждет, это уж – извините. Приготовь и убери, несмотря на всю мою нелюбовь.
И второе, что меня поразило.
Главная героиня оправдывает(!) такое отношение мужа к ней – вот это хамство пещерное, обесценивание и ничем не прикрытый абьюз.
«А как можно меня любить – злую, замотанную, оборванную, вечно что-то не успевающую и ничуть не похожую на ту, какой бы мне хотелось быть», — это героиня о себе так думает.
А замоталась она, стало быть, для себя одной ужин готовя? Для себя очереди за курицей отстаивая? И оборванная ходит, потому что очень приличную мужнину зарплату в подпольном казино проигрывает?
В рассказе Елагиной и точная сумма названа: 200 рублей муж получает. Неплохая зарплата по советским временам. Она еще 120 рублей получает. В семье двое сыновей. Не шикуют, конечно, но могла бы героиня из семейного бюджета «югославское бельё в батистовых кружавчиках» себе купить. Ей же всего в рассказе 37 лет. По современным-то временам - очень молодая женщина. Кто не верит – приходите в мой Телеграм, обсуждаем как раз эту тему.
Но – нет. Все в дом, все мужу и детям. Которые даже за хлебом сбегать не в состоянии, пока она ужин готовит.
Долго я, пионерка, не могла понять, зачем с таким мужем жить. Который прямо говорит, что не любит. Которые не помогает. Который делает все, чтобы жена превратилась во «вьючно-сумчато-ломовое существо среднего рода».
Силилась понять, не могла – у бабушки спрашивала, помню.
- Ну, а как? - удивлялась бабушка, - раз уже поженились.
Только теперь понимаю, что многие советские семьи держались на главном качестве женщины – жертвенного всепрощения всех мужских грехов, абьюза и неуважения.
Жертвенное всепрощение советской женщины.
На нем все держалось, как у героини рассказа Р. Елагиной.
«….Я тяжело вздыхаю и понуро направляюсь в булочную – вьючно-сумчато-ломовое существо среднего рода, обыкновенная советская женщина, которую собственный муж не любит».
Однако, вывод хочу сделать следующий.
Наше поведение, наши реакции и оценка ситуации сильно зависят от коллективного бессознательного – об этом психоаналитик Юнг говорил много и доходчиво. Поэтому, я удивляюсь такому поведению, не понимаю его, не принимаю, но не в коей мере не осуждаю. Нет! Были такие времена, такие ценности.
Я восхищаюсь внутренней силой женщин того времени, их мужеством и милосердием - самым настоящим – по отношению к мужьям.
И, конечно, сегодня коллективное бессознательное у нас абсолютно другое.
Потому что ни одна современная девушка 37 лет не станет терпеть подобное к себе отношение. Может, думаю, потому и вздыхают многие мужчины о том, «как раньше»?
Согласны?
____
© Анастасия Пономаренко - по вопросам консультаций.
✔️Подписывайтесь на канал и ставьте лайки 👍, чтобы не пропустить следующие публикации.