Найти в Дзене

«Я не знаю, чего хочу»: гештальт о выборе и идентичности.

Фраза «Я не знаю, чего хочу» — один из самых частых запросов в психологической практике. Она отражает не просто растерянность, а глубокий экзистенциальный кризис: человек сталкивается с необходимостью выбора, но не может опереться на собственные внутренние ориентиры. Как же работает этот механизм и что с ним можно сделать? Почему мы теряемся в желаниях? Представьте ситуацию: вам 30 лет, вы работаете в стабильной компании, но всё чаще задаётесь вопросом: «А это точно то, чего я хочу?» Вроде бы всё хорошо — зарплата, соцпакет, перспективы. Просто иногда, внутри вы ощущаете что-то похожее на пустоту. А еще, смутное ощущение, что живёте чужую жизнь.
Почему так происходит? И тут речь идет о тех, не завершенных ситуациях в нашей жизни, которые мешают вам сосредоточиться на настоящем, и тянут из вас ресурсы. К примеру: · Вы бросили музыкальную школу в 15 лет, потому что «не успевали совмещать с учёбой». Теперь, слыша фортепиано, испытываете странное чувство — то ли ностальгию, то ли досаду
Оглавление

Фраза «Я не знаю, чего хочу» — один из самых частых запросов в психологической практике. Она отражает не просто растерянность, а глубокий экзистенциальный кризис: человек сталкивается с необходимостью выбора, но не может опереться на собственные внутренние ориентиры.

Как же работает этот механизм и что с ним можно сделать?

Почему мы теряемся в желаниях?

Представьте ситуацию: вам 30 лет, вы работаете в стабильной компании, но всё чаще задаётесь вопросом: «А это точно то, чего я хочу?» Вроде бы всё хорошо — зарплата, соцпакет, перспективы. Просто иногда, внутри вы ощущаете что-то похожее на пустоту. А еще, смутное ощущение, что живёте чужую жизнь.
Почему так происходит?

1. Незакрытые гештальты прошлого: «застрявшие» истории

И тут речь идет о тех, не завершенных ситуациях в нашей жизни, которые мешают вам сосредоточиться на настоящем, и тянут из вас ресурсы.

К примеру:

· Вы бросили музыкальную школу в 15 лет, потому что «не успевали совмещать с учёбой». Теперь, слыша фортепиано, испытываете странное чувство — то ли ностальгию, то ли досаду.

· В университете не решились пойти на кастинг в студенческий театр, а сейчас, глядя на успешных молодых актёров, думаете: «А что, если бы я попробовал?»

· Когда-то хотели выучить испанский, но отложили «на потом». Теперь любое упоминание об Испании вызывает лёгкий дискомфорт.

Психика как будто держит эти ситуации «на паузе». Вместо того чтобы вкладывать силы в новые цели, вы неосознанно возвращаетесь к старым «недоигранным» сценариям. Получается замкнутый круг: пока не признаете, что это было ваше решение, или пока не решите попробовать снова, незакрытый гештальт будет отвлекать внимание.

2. Чужие ожидания как внутренние голоса: «должен» вместо «хочу»

Имеются в виду установки, которые мы впитали от родителей, друзей, общества, и теперь воспринимаем их как свои желания.

К примеру:

· Родители с детства говорили: «Юрист — это престижно». Вы отучились, работаете в фирме, но каждое утро просыпаетесь с мыслью: «Зачем мне это?» При этом боитесь признаться, что на самом деле мечтали о фотографии.

· Друзья хвастаются путешествиями и дорогими покупками, и вы тоже берёте кредит на отпуск в Дубае, хотя на самом деле хотели бы потратить деньги на курсы рисования.

· В вашем кругу принято выходить замуж до 30. Вы начинаете паниковать, хотя не уверены, что вообще хотите брака.

Эти «должен» звучат в голове как ваши собственные мысли. Вы тратите энергию на достижение чужих целей, а свои истинные желания остаются незамеченными. Со временем возникает ощущение: «Я живу не свою жизнь».

3. Страх ошибки как защитный механизм: «а вдруг я провалюсь?»

Так бывает, когда тревога, парализует волю. Психика предпочитает бездействие, чтобы не столкнуться с возможной болью.

К примеру:

· Вы давно думаете о смене работы, но каждый раз откладываете резюме: «А вдруг не возьмут? А вдруг новая работа окажется хуже?»

· Хотите начать свой бизнес, но останавливаете себя: «У меня нет опыта, я всё испорчу».

· Мечтаете признаться в чувствах, но боитесь: «А если он/она откажет? Это будет унизительно».

Страх создаёт иллюзию безопасности. Пока вы не действуете, вы «не проигрываете». Но на деле бездействие приносит больше страданий: годы идут, мечты остаются мечтами, а ощущение упущенных возможностей растёт. Парадокс в том, что страх ошибки сам становится ошибкой — он лишает вас шанса попробовать.

4. Дефицит контакта с телом: «голова знает, а тело молчит»

Иногда мы теряем связь с телесными сигналами, которые помогают понять, чего вы действительно хотите.

К примеру:

· Вас приглашают на вечеринку, и вы соглашаетесь, потому что «так надо». Но уже утром чувствуете тяжесть в груди и усталость — тело сигнализирует: «Мне это не в радость».

· Вы выбираете профессию, руководствуясь логикой («высокая зарплата, перспективы»), но при мысли о работе появляется ком в горле или головная боль.

· Друг предлагает поход в горы, вы говорите: «Да, круто!», но потом обнаруживаете, что мышцы напряжены, а дыхание сбивчивое — тело протестует, хотя разум убеждает: «Это же приключение!».

Мы осознаем свои желания не только через мысли, но и через ощущения. Энтузиазм, к примеру, даёт ощущение лёгкости в теле, интерес — учащённое сердцебиение, отторжение — тяжесть или дискомфорт. Если вы привыкли «жить в голове», игнорируя эти сигналы, вы теряете важный компас. Вместо того чтобы спросить себя: «Как я себя чувствую при мысли об этом?», вы ищете рациональные обоснования, которые часто ведут в тупик.

Что с этим делать?

1. Для незакрытых гештальтов:

· признайте, что прошлое нельзя переиграть, но можно принять;

· попробуйте завершить ситуацию символически (например, напишите письмо себе‑подростку или сходите на концерт фортепиано, чтобы закрыть историю с музыкальной школой).

2. Для чужих ожиданий:

· выделите 10 «должен» в своей жизни и задайте вопрос: «Это действительно моё желание или навязанное?»;

· начните пробовать то, что вы считаете интересным, даже если это не соответствует чужим стандартам.

3. Для страха ошибки:

· переформулируйте вопрос: вместо «А вдруг я ошибусь?» спросите: «Что я смогу сделать, если что-то пойдёт не так?»;

· начните с маленьких шагов (например, отправьте резюме в одну компанию, а не в десять сразу).

4. Для контакта с телом:

· перед принятием решения сделайте паузу и спросите: «Как моё тело реагирует на эту мысль?»;

· ведите дневник телесных ощущений и чувств: записывайте, в каких ситуациях вы чувствуете лёгкость, а в каких — напряжение.

Знаете, с каким запросом чаще всего приходится сталкиваться в практике?
Это «страх ошибки».

Как работает страх ошибки?

Страх ошибки — не просто эмоция, а сложная когнитивная конструкция:

  • Катастрофизация: «Если я ошибусь, это разрушит мою жизнь».
  • Перфекционизм: «Правильный выбор должен быть идеальным».
  • Магическое мышление: «Я обязан предвидеть все последствия».
  • Сравнение с другими: «Это у них получилось, а я провалюсь».

Эти мысли создают порочный круг: тревога → отказ от выбора → усиление неуверенности → рост тревоги.

В терапевтическом процессе мы с клиентом не пытаемся «изобрести колесо» или найти готовый универсальный ответ. Здесь, значительно важнее, развивать навык слышать себя в процессе поиска ответов.
И вот что может помочь:

1. Эксперимент с «разрешением»
Скажите себе:
«Сейчас я разрешаю себе не знать, чего хочу. Это нормально». Наблюдайте, что происходит в теле и мыслях. Часто снятие давления «должен знать» открывает доступ к истинным ощущениям.

2. Диалог с частями «Я»

  • Выделите два голоса: один говорит «Я не знаю», второй — «А что, если…».
  • Ведите письменный диалог между ними. Запишите аргументы каждого.
  • Обратите внимание: какой голос громче? Какой, вызывает больше эмоций?

3. Телесная карта желаний

  • Закройте глаза, представьте вариант выбора (работа, отношения, переезд).
  • Спросите: «Что чувствует моё тело?» Отметьте: где появляется тепло/холод; есть ли напряжение или расслабление; как меняется дыхание.
  • Запишите наблюдения. Тело часто «знает» раньше ума.

4. Техника «100 желаний»

  • За 15 минут запишите 100 желаний (даже абсурдных: «Хочу съесть арбуз в январе», «Научиться свистеть как птица»).
  • После проанализируйте:
  • какие темы повторяются;
  • что вызывает эмоциональный отклик;
  • какие желания вы сразу отвергли.

5. Эксперимент с малым выбором

  • Выберите незначительное решение (например, какой чай выпить утром).
  • Проговорите: «Я выбираю чёрный чай. Я принимаю ответственность за этот выбор».
  • Наблюдайте за реакцией. Это тренирует навык принятия решений без катастрофизации.

Многие из перечисленных упражнений, можно делать самостоятельно. Но далеко не всегда, получается без посторонней помощи увидеть, в чем же реальная причина страхов и тревог, которые тормозят нас. Бывает, что именно взгляд со стороны, позволяет по-настоящему заметить механизмы, которые так логично встроены в нашу психику.

Стоит обратиться за помощью, если:

  • растерянность длится более 6 месяцев;
  • появляются соматические симптомы (бессонница, потеря аппетита);
  • страх выбора парализует повседневную жизнь;
  • вы регулярно отменяете решения из-за тревоги.

Гештальт‑терапевт поможет:

  • выявить незакрытые гештальты, мешающие выбору;
  • отделить чужие ожидания от ваших желаний;
  • развить навык «пробовать и корректировать», а не «выбирать навсегда».

Как говорил Фриц Перлз, основатель гештальт‑терапии: «Ты знаешь больше, чем думаешь, и можешь больше, чем знаешь».

Не знать, чего хочешь, — не сигнал о поломке, а естественный этап развития. Ваши желания — не статичная карта, а динамичный процесс. Ключ не в том, чтобы «найти ответ», а в том, чтобы: научиться доверять себе; принять право на ошибку; сделать выбор точкой старта, а не финалом.