С началом иностранной интервенции на востоке России антибольшевистские силы возлагали на «союзников» большие надежды.
В условиях эскалации Гражданской войны антибольшевистская пресса Сибири и Дальнего Востока внимательно следила за действиями держав Антанты, в том числе — США.
В первые месяцы вмешательства тон публикаций был в целом благожелательным: любая дипломатическая, экономическая или военная поддержка воспринималась как шанс на перелом в борьбе с большевиками.
Часть изданий открыто приветствовала военное присутствие союзников. Так, омская кадетская газета «Сибирская речь» писала о прибытии американских и японских войск как о спасении, выражая надежду, что с их помощью «в России скоро будут уничтожены все следы большевизма».
Действительно, японцы и американцы выставили самые большие по численности контингенты на Дальнем Востоке. Но две державы откровенно конкурировали друг с другом, японцы стремились закрепиться при помощи местных зависимых атаманов, американцы — «приглядывали» за своими будущими противниками во Второй мировой.
Сомнения и тревога: «опека, за которую придется платить».
Однако уже в 1918 году в белой печати звучали и тревожные нотки. Иркутский «Свободный край», также кадетский по ориентации, указывал на оборотную сторону интервенции: судьба России, по мнению редакции, «перешла в чужие, хотя и дружественные руки».
«Союзническая помощь» все чаще описывалась как форма внешней опеки, за которую в будущем неизбежно придется расплачиваться — политически и экономически.
Критика усиливалась и под влиянием внутри-белых (антибольшевистских) конфликтов. Социалистическая газета «Сибирь» резко возражала против идеи «звать Вильсона наводить у нас порядок», считая, что демократия в России должна отстоять себя собственными силами, а не с помощью внешнего вмешательства.
Америка, писали социалисты, если и придет, то вовсе не на помощь тем, кто стремится восстановить деспотию.
Американцы в Сибири: помощь, пропаганда и подозрения.
Образ США формировался не только через солдат двух американских полков, но и через деятельность многочисленных гражданских структур — Американского Красного Креста, Христианского союза молодых людей (ХСМЛ), железнодорожных миссий и дипломатов.
Белая пресса охотно публиковала материалы о гуманитарной помощи, восстановлении Транссиба, поставках продовольствия и медикаментов. Все это создавало устойчиво положительный образ «щедрых американцев».
Но именно эта активность стала вызывать раздражение у консервативных кругов белого движения. Военная контрразведка подозревала ХСМЛ и Красный Крест в разведывательной и идеологической работе.
В докладах утверждалось, что американцы «подготавливают умы» через лекции и кинопоказы, вербуют полезных людей и распространяют чуждую России «масонскую» идеологию (К. А. Конев. «Доблестные союзники» или «Симулированные друзья»: интервенция США в изображении периодической печати Сибири и Дальнего Востока. СибСкрпит. 2015.).
«Союзников» все чаще обвиняли в подрывной деятельности под прикрытием благотворительности.
От союзников к «янки»: перелом в настроениях.
К 1919 году недовольство действиями американцев стало накапливаться.
В прессе появлялись сообщения о низкой дисциплине солдат, конфликтах с местным населением и нежелании американских войск воевать с «большевиками» (то бишь местными партизанами, нередко не имевшими отношения к большевикам).
Колчаковский деятель Г. К. Гинс отмечал, что наиболее реакционные элементы белого общества изначально относились к США настороженно — и со временем их позиция лишь укреплялась.
Особенно резкой была антиамериканская риторика в читинских газетах «Русский Восток» и «Восточный курьер», поддерживавших атамана Г. М. Семёнова, ориентировавшегося на Японию. Последний в собственных мемуарах писал о прямой военной поддержке японскими войсками своих операций.
В публикациях читинских газет «доблестные японцы» противопоставлялись «хитрым янки», чья политика представлялась туманной, эгоистичной и двуличной (то ли дело японцы, ага). Американцев все чаще высмеивали в фельетонах, и эта мода быстро распространилась по другим изданиям.
Скандал во Владивостоке: свобода печати под вопросом.
Кульминацией стал инцидент с владивостокской газетой «Голос Приморья», закрытой после публикации фельетона «Янки» в августе 1919 года.
Автор открыто усомнился в искренности американской помощи и назвал американскую культуру «атлетом с развитыми бицепсами за счет интеллекта». Реакция последовала мгновенно: американский караул у редакции, давление на власти — и закрытие газеты без суда.
Этот шаг вызвал бурю возмущения. Газеты спрашивали: как насилие над печатью сочетается с американской демократией и декларациями о невмешательстве?
Ответ был мрачен: если демократия прибегает к административной расправе, значит, ее принципы — лишь слова. Для многих белых это стало символом крушения иллюзий об Америке. Впрочем, эти иллюзии они во многом сами себе создали: президент Вудро Вильсон был осторожен и с самого начала заявлял о «нейтралитете».
Инциденты и разочарование: конец надежд.
Осенью 1919 года к негативному образу США добавились новые конфликты — перестрелки, аресты, убийства на вокзалах и станциях (впрочем, аналогичные ситуации имели место и с чехами, и с японцами и т.д.).
Каждый такой эпизод становился поводом для новых обвинений в адрес «заокеанских союзников». Надежды на решающую экономическую и военную поддержку США таяли на глазах.
Белое движение (как минимум в Сибири) рассчитывало, что американская демократия, обладая колоссальным ресурсом, сможет склонить чашу весов на сторону противников большевиков.
Но помощь оказалась ограниченной, осторожной и зависящей от военных успехов самих белых (это можно сказать практически про всех интервентов, разве что британцы прям побольше вложились).
В итоге разочарование в США стало одним из характерных мотивов белой публицистики конца 1919 года — вместе с осознанием того, что «внешняя ставка» в целом не сработала.
Если вдруг хотите поддержать автора донатом — сюда (по заявкам).
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, нажимайте на «колокольчик», смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на You Tube или на моем RUTUBE канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!