Найти в Дзене
С Богом по жизни

Повторное заверение в радуге

«И сказал Господь Бог: «Вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами, и между всякою душою живою, которая с вами в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знамением вечного завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга Моя в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами, и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга Моя в облаке, и Я увижу ее и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле». И сказал Бог Ною: «Вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле» (Быт. 9:12-17). Когда Божий народ был в бедственном положении, а некоторые оказывались на грани утраты веры, Яхве дважды открывал Себя, используя образ радуги. Он хотел, чтобы Его страдающий народ знал, что Он, Всемогущий Господь неба и земли, по-прежнему на Своем прест
Оглавление
«И сказал Господь Бог: «Вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами, и между всякою душою живою, которая с вами в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знамением вечного завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга Моя в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами, и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга Моя в облаке, и Я увижу ее и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле». И сказал Бог Ною: «Вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле» (Быт. 9:12-17).

Когда Божий народ был в бедственном положении, а некоторые оказывались на грани утраты веры, Яхве дважды открывал Себя, используя образ радуги. Он хотел, чтобы Его страдающий народ знал, что Он, Всемогущий Господь неба и земли, по-прежнему на Своем престоле и управляет историей.

СЛАВА ГОСПОДНЯ: РАДУГА В КНИГЕ ИЕЗЕКИИЛЯ

Первый пример этого символического использования радуги приходится на вторую половину вавилонского пленения, приблизительно на 598 г. до н.э., когда Иезекииль, царь Иоаким с семьей и десять тысяч жителей Иерусалима были переселены в Вавилон в качестве рабов (4 Цар. 24:8-17). Пять лет спустя (около 593 г. до н.э.) Бог призвал Иезекииля к пророческому служению. Иезекииль должен был предупредить пленников, находившихся с ним возле реки Ховар, что город Иерусалим и храм будут разрушены, если народ Иудеи не покается в своем идолопоклонстве и нечестии. Описывая первое видение, которое было ему среди изгнанников, пророк сказал:

«…Отверзлись небеса, и я видел видения Божии… И я видел: и вот, бурный ветер шёл от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из середины его — как бы свет пламени из середины огня. И в середине его видны были четыре живых существа, и таков был вид их: облик их был, как у человека… И смотрел я на живые существа, и вот, на земле подле этих живых существ — по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колёс и устроение их — как вид топаза, и подобие у всех четырёх одно. И по виду их, и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли — шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз. И когда шли живые существа, шли и колёса подле них; а когда живые существа поднимались от земли, тогда поднимались и колёса. Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошёл дух — и колёса поднимались наравне с ними, ибо дух живых существ был в колёсах. Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колёса, ибо дух живых существ был в колёсах. Над головами живых существ было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простёртого сверху над головами их. А под сводом простирались крылья их — прямо одно к другому; и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их. И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались — опускали крылья свои. И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались, тогда опускали крылья свои. А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нём. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом. Такое было видение подобия славы Господней. Увидев это, я пал на лицо своё и услышал глас Говорящего» (Иез. 1:1-28; 2:1).

Израильтяне, оставшиеся в Иерусалиме, пребывали в духовном заблуждении; хотя они наполнили храм идолами и киотами для иных богов, они были убеждены, что это все равно было обиталище Яхве. Они не верили, что Он допустит, чтобы Его храм был разрушен или чтобы иудейский народ был истреблен.

Вдобавок к этому самообману, люди, остававшиеся в Иерусалиме, еще и насмехались над своими собратьями, в 605 и 598 гг. до н.э. уведенными в Вавилон. Они заявляли, что пленники далеки от Господа, потому что больше не живут в земле обетованной (Иез. 11:15).

Первое видение в книге Иезекииля показало им, что они совершенно не правы. При том что Бог продолжал посылать Своему народу в плену утешительные пророческие слова, Он больше не восседал над херувимами ковчега завета в храме (см. 2 Цар. 6:2). В отрывке, написанном в высшей степени символическим языком, Яхве представлен великим Царем вселенной, передвигающимся на небесном престоле-колеснице, который приводили в движение живые существа, позже названные херувимами (Иез. 1:15-26; 10:15, 20). Пророку были показаны и другие видения, все больше прояснявшие, что «слава Господня» (Его присутствие) уходила из храма и Иерусалима из-за вызывающего нечестия и идолопоклонства народа (Иез. 8:3-6; 9:3-7; 10:1-5, 15-20; 11:22-25).

Прежде чем «слава Господня» окончательно ушла из города, задержавшись над вершиной Масличной горы, в полутора километрах к востоку от Иерусалима, Господь открыл изгнанникам у реки Ховар, что Он — их духовное «святилище» (микдаш; «храм»; Иез. 11:16), даже в этой дальней земле. Иными словами, Божий народ в вавилонском плену не был далек от Господа, не был покинутым и оставленным, как полагали высокомерные иудеи в Иерусалиме. Наоборот, «слава Господня» ушла из Иерусалима.

Бог желал, чтобы Его народ покаялся, обратил свои сердца и жизни к Нему. Им нужно было знать, что Он по-прежнему благословит и простит их, а однажды вернет на родную землю (Иез. 11:17-20). Господь понимал, что многие из них впали в уныние, и хотел дать им новую надежду на будущее. Первое видение Иезекииля было особенно важным, так как предвещало грядущее.

Движущийся престол-колесницу, «славу Господню» и вспышки молнии (Иез. 1:4, 13, 14) можно было понимать только как весть о Божьем суде, и это должно было привести унывающих израильтян в отчаяние. Однако в конце видения Господней славы пророк увидел потрясающее огненное сияние вокруг Господа (Иез. 1:27). Хотя эта сцена могла повергнуть в ужас, Иезекииль еще раз посмотрел на окружавшее Господа сияние и сказал: «В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» (Иез. 1:28). Огненное сияние символизировало нечто большее, чем гнев Яхве на грехи Его народа; то, что сияние окружала радуга, означало Его милость и благодать во время суда. Эта прекрасная весть от Бога давала пленным надежду, как радуга — Ною и его семье после потопа.

СЛАВА БОЖЬЕГО ПРЕСТОЛА: РАДУГА В КНИГЕ ОТКРОВЕНИЕ

В следующий раз символ радуги появляется в библейской истории через несколько веков после Иезекииля, когда христиане в Римской империи переживали страшное гонение. Рим, писал автор книги Откровения, это «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным». Столица сравнивалась с проституткой, которая «упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисуса» (17:5, 6). Это время, конец I в. н.э., было чрезвычайно трудным для Божьего народа. Складывалось впечатление, что сатана и его приспешники могут добиться успеха в деле уничтожения церкви. («Зверь» в Отк. 13:1-10 символизировал римское правительство, а лжепророк, изображенный в Отк. 13:11-18, — это указание на культ поклонения императору). Христиане казались беспомощными против экономической, политической и военной мощи Рима.

Как раз в эти неспокойные времена апостол Иоанн получил повеление написать письма семи церквам римской провинции Асии (современная западная Турция) и передать видения, которые послал ему Господь (Отк. 1:11). Его запись этих видений, книга Откровение, начинается с изображения Иисуса Христа как «возлюбившего нас и омывшего нас от грехов наших кровью Своею» (Отк. 1:5).

Изображение Иисуса божественным Сыном Человеческим в Отк. 1:13-18 сочетается с высокосимволическим языком, заимствованным из образа Бога в Иез. 1 и Дан. 7. В исполненной надежды сцене об Иисусе сказано, что Он «был мёртв, и вот жив во веки веков». Это зрелище вызывало страх и благоговение, ибо первое видение Иоанна изображает воскресшего Господа как Бога, вековечного судьи вселенной, имеющего «ключи ада и смерти» (Отк. 1:18).

Письма церквам представляют собой смесь восхвалений и предупреждений, благословений и наставлений. Тем, кто «верен до смерти», обещается надежда: они получат «венец жизни» (Отк. 2:10). Побеждающим будет дано право «сесть» с Иисусом на Его престоле, как и Он «победил и сел с Отцом [Своим] на престоле Его» (Отк. 3:21). А соскользнувшие в лжеучение, идолопоклонство или безнравственность должны покаяться, или Господь скоро придет и сразится «с ними мечом уст» Своих (Отк. 2:16).

Хотя Господь уже высказал Своему народу слова утешения (см. Отк. 1:5, 6), гонимые и пребывавшие в унынии христиане нуждались в чем-то большем, что могло бы дать им надежду. Божий народ подвергался сильнейшему давлению. По внешним признакам казалось, что зло очень даже может восторжествовать и что император, а не Иисус Христос, — вот настоящий Господь, Бог и Спаситель. Но Бог хотел, чтобы христиане знали: Он по-прежнему на Своем престоле и владеет ситуацией в мире.

Римскую империю ждал суд. В конце времен все поклонявшиеся зверю и его образу, а также все неверующие нечестивцы предстанут перед великим белым судейским престолом и будут осуждены на вечное проклятье в озере огненном (Отк. 19:19, 20; 20:11-15). Однако прежде чем говорить об этих судах, Бог использовал другой подход. Перед лицом тяжелейшего противостояния эти христиане, как и сам Иоанн, нуждались в том, чтобы увидеть невидимое. Престарелому апостолу были фактически показаны в видении победные образы небес; а его свидетельство того, что ему открыл Господь прочтет каждая из церквей, которым он написал.

Сразу после обнародования писем семи церквам Асии (Отк. 2:1—3:22) Иоанну было позволено посмотреть на небо и увидеть Сидящего на престоле (Отк. 4:2-8), который описан символическим языком Ис. 6:1-3; Иез. 1:26-28 и Дан. 7:9, 10. Еще он увидел на престоле Агнца (Иисуса), а все небесное воинство поклонялось и возносило хвалу Богу Отцу и Богу Сыну (Отк. 4:9-11; 5:9-14). Как и в Иез. 1, обстоятельства были не такими, какими казались. Истинный Царь и Властелин неба и земли — это вам не временный царь на буквальном земном престоле, как Навуходоносор или кесарь. Властелином является Господь Бог, а Его Сын, Иисус Христос, сидит с Ним на престоле. Иоанн записывает:

«…[Я] взглянул, и вот, дверь открыта на небе, и прежний голос, который я слышал, как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: «Взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после этого». И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий. И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная изумруду. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидящих двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии, и громы, и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола, и вокруг престола четыре животных… не имеют покоя, взывая: «Свят, свят, свят Господь, Бог Вседержитель, Который был, есть и грядёт». И когда животные воздают славу, и честь, и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: «достоин Ты, Господи, приять славу, и честь, и силу, ибо Ты сотворил всё, и всё по Твоей воле существует и сотворено» (Отк. 4:1-11).

Основной момент ободряющего видения Иоанна — «радуга вокруг престола» (Отк. 4:3). Символизм был очень мощным. Когда Ной и его семья вышли из ковчега и увидели опустошенный потопом мир, завет, подкрепленный радугой, дал им надежду на новое начало, продолжение жизни и Божьи благословения земли. Точно так же, когда иудеям в вавилонском изгнании сказали, что Божий народ, оставшийся в Иерусалиме, будет полностью истреблен, если люди не покаются, радуга, увиденная Иезекиилем вокруг Божьего престола, символизировало надежду на новое начало после плена. Видение заверяло их, что Бог возвратит Свой народ в землю обетованную и благословит их там, как благословлял раньше.

В конце I века, когда кесарь заявлял, что он «Господь, Бог и Спаситель», видение Иоанна изобличало ложь такого бахвальства и служило напоминанием, что истинный «Господь, Бог и Спаситель» — это Иисус Христос на небесном престоле. Когда Иоанн посмотрел на небо и увидел радугу вокруг престола, этот образ символизировал для Божьего народа благодать во время суда. Он давал им надежду на будущее — если не в этой жизни, то в вечности на новом небе и новой земле. Там Бог отрет всякую слезу, и спасенные больше не будут умирать, плакать и страдать, ибо Он все сделает новым (Отк. 21:1-5). В вечности новое творение во Христе будет окончательно оформлено (2 Кор. 5:17), и спасенные всех веков соберутся перед окруженным радугой престолом, веки вечные прославляя Бога и Агнца (Иисуса).

Ад и Геенна | С Богом по жизни | Дзен