Найти в Дзене
ALZI о комиксах и юморе 2.0

Весна, лодка и тридцать проблем: карикатуры про Мазая, которые слишком жизненные

Вот помните это школьное чувство: стоишь у доски, бубнишь Некрасова и думаешь только об одном — скорее бы сесть. «Вижу один островок небольшой…» и дальше по списку. Тогда нам казалось, что история про дедушку Мазая — это такая благородная, героическая баллада. Добрый дед, бедные зайцы, спасение, весна, пафос. А потом ты взрослеешь, натыкаешься на карикатуры про Мазая — и вдруг понимаешь: художники-то всё давно прочитали правильно. Никакой это не гладкий подвиг. Это сюжет про человека, который по доброте вляпался в чужие проблемы… и теперь гребёт, потому что уже поздно делать вид, что тебя здесь нет. Если представить ситуацию без школьной романтики, становится смешно уже на входе. Весна, холод, сырость, лодка, и вокруг — толпа мокрых зайцев, которые дрожат, толкаются и норовят устроить переворот. В карикатурах Мазай часто выглядит не умилённым спасателем, а человеком с глубокой житейской обречённостью. Такой взгляд, знаете, как у водителя маршрутки в час пик: салон уже полный, но на ост
Оглавление

Вот помните это школьное чувство: стоишь у доски, бубнишь Некрасова и думаешь только об одном — скорее бы сесть. «Вижу один островок небольшой…» и дальше по списку. Тогда нам казалось, что история про дедушку Мазая — это такая благородная, героическая баллада. Добрый дед, бедные зайцы, спасение, весна, пафос.

А потом ты взрослеешь, натыкаешься на карикатуры про Мазая — и вдруг понимаешь: художники-то всё давно прочитали правильно. Никакой это не гладкий подвиг. Это сюжет про человека, который по доброте вляпался в чужие проблемы… и теперь гребёт, потому что уже поздно делать вид, что тебя здесь нет.

Почему карикатуры делают Мазая таким «нашим»

Если представить ситуацию без школьной романтики, становится смешно уже на входе. Весна, холод, сырость, лодка, и вокруг — толпа мокрых зайцев, которые дрожат, толкаются и норовят устроить переворот.

-2

В карикатурах Мазай часто выглядит не умилённым спасателем, а человеком с глубокой житейской обречённостью. Такой взгляд, знаете, как у водителя маршрутки в час пик: салон уже полный, но на остановке всё равно кто-то ломится внутрь, а из глубины ещё и кричат «передайте за проезд!»

-3

И чем сильнее художники подчёркивают его «усталую доброту», тем легче нам узнавать в нём себя. Это не сказочный дедушка, это наш типичный мужик: ворчит, тяжело вздыхает, может ругнуться, но всё равно делает.

Лодка как модель общества и офисного проекта

Карикатуристы обожают превращать мазайскую лодку в маленькую модель мира. Потому что в ней идеально всё:

  • один гребёт и отвечает за курс;
  • вокруг куча пассажиров;
  • благодарность бывает, мягко говоря, не гарантирована.
-4

Зайцы в карикатурах редко выглядят трогательно спасёнными. Скорее — нагло устроившимися клиентами, которые ведут себя так, будто заказали «Комфорт плюс», а им подали «лодку эконом» без кондиционера и с веслом не той марки.

-5

И вот тут шутка перестаёт быть про литературу и становится про жизнь. Про непрошенную помощь, которую ты оказываешь «по-человечески», а в ответ получаешь советы, претензии и требование сервиса.

-6

Очень похоже на офис: один тащит проект, а вокруг сидят «зайцы» и дают ценные указания, стараясь не намочить лапки и не брать ответственность.

Мазай, который понимает: всех не увезёшь

Ещё один любимый мотив карикатур — невозможность спасти всех. В какой-то момент «список нуждающихся» становится бесконечным. Ты только посадил одних — а там уже новые. И в голове появляется запретная мысль: «Может, ну его?»

-7

Художники играют на этой грани очень осторожно: смешно ровно потому, что мы узнаём человеческую реакцию. Не злость, а усталость. Не жестокость, а понимание, что ресурсов ограничено. Лодка маленькая, весло одно, руки уже отваливаются.

-8

И чем абсурднее зайцы ведут себя в рисунках, тем понятнее становится внутренний монолог Мазая: «Ребята, я вас, конечно, люблю… но можно без акробатики?»

Альтернативные версии, которые особенно смешны

Карикатуры хороши тем, что они не обязаны соблюдать школьный канон. Поэтому у авторов начинается праздник фантазии:

  • роли меняются местами;
  • Мазай превращается в профессионального спасателя «по вызову»;
  • зайцы начинают вести себя как чиновники, клиенты, пассажиры или “эксперты”.
-9

Такие вариации работают потому, что образ Мазая — узнаваемый архетип. Достаточно посадить его в новую ситуацию, и всё равно ясно, что будет дальше: он снова будет грести, снова терпеть, снова спасать, даже если уже хочет лечь лицом в весло.

Подозрение к бесплатному: «А дедушка точно святой?»

Есть и ещё одна, очень наша, бытовая нотка. Некоторые карикатуристы подмигивают: а что если дедушка не такой уж наивный?

-10

Если подумать, он собрал на лодке такое количество «дичи» без единого выстрела. Удобно же. Смешно, конечно, но в этом подмигивании узнаётся вечная национальная привычка подозревать всё бесплатное: раз человек помогает — значит, либо святой, либо что-то задумал.

-11

И это тоже делает образ живым. Потому что идеальные герои скучны, а герои с двойным дном — как раз для карикатуры.

Почему нам всё равно нравится Мазай

Наверное, потому что в нём есть та самая русская черта: ворчит, но делает. Ему неудобно, мокро, он устал, его раздражают «пассажиры», но он всё равно гребёт к сухому островку. Не ради славы, не ради благодарности и уж точно не ради «лайков». Просто потому что жалко. Потому что надо.

-12

И в этом смысле карикатуры про Мазая — вовсе не про зайцев. Они про то, как мы сами тащим на себе обязательства, родственников, проекты, кредиты и чужие просьбы. Лодка трещит, вода холодная, а мы всё равно гребём и ещё умудряемся шутить по дороге.

Лодка, в которой узнаёшь себя

А у вас какой Мазай ближе — школьный «герой-поэмы» или карикатурный, усталый, но упрямо добрый? И какие карикатуры смешнее: где зайцы ведут себя как пассажиры маршрутки, как офисные коллеги или как «клиенты, которые всегда правы»?

-13

Напишите в комментариях, какая версия Мазая вам кажется самой жизненной — и почему?

-14