Большинство из нас узнали мрачную историю Судьи Дредда благодаря экранизации 1995 года с Сильвестром Сталлоне в главной роли.
Точнее, мрачной она была в оригинальных комиксах Джона Вагнера. Сталлоне от первоисточника оставил рожки да ножки. Обезличенный шлемом образ Дредда отправился на х**. Продвижение собственного лица оказалось важнее идеи.
Многогранная вселенная сузилась до крохотных размеров, чтобы втиснуться в развлекательный формат фантастического боевика для семейного просмотра. Экранизация, обречённая на провал, что ни разу не удивительно, провалилась.
Российским поклонникам британского комикса пришлось ждать ещё двадцать три года, прежде чем «Судья Дредд» впервые заговорил по-русски силами издательства «XL Media». Печатью ребута («Год первый» и «Андерсон, пси - подразделение» Мэтта Смита), весьма неплохого, кстати (мои рекомендации), в обход культовых арок «XL Media» слегка обманули фанатские ожидания, но вскоре знамя подхватил более сведущий издатель. Спустя четыре года к выпуску «Судьи Дредда» в России присоединилось «Комильфо», взявшись сразу же за классику Вагнера. В течение трёх лет на полках комикс-шопов появились «Истоки» и «Америка». Последний интересен особенно неожиданным смещением фокуса. Мы привыкли видеть Мега-Сити-1 глазами Судей, но здесь нам предлагают усомниться в его правильности.
Уцелевшие после ядерной войны осколки цивилизации пытаются сохранить себя. Выжженная радиацией Проклятая земля окружает Мега-Сити-1. Нищета, голод, мутанты и, как следствие, уровень преступности, которому ужаснулись бы даже в Тихуане - постъядерный мир сложно романтизировать. Единственные, кто поддерживают на улицах порядок, это Судьи. Они выносят приговоры и хладнокровно приводят их в исполнение на месте. Судьи не верят ни во что, кроме Закона. Закон никогда не ошибается. Но так ли это в действительности?
Не подменяют ли суровые адепты Закона порядок банальной диктатурой?
Комикс отказывается делить стороны на чёрное и белое. Не оправдывая диктатуру, сценарист тем не менее очень чётко понимает, что свобода возможна лишь на определённых условиях.
Тоталитарные режимы обычно возникают в эпицентрах хаоса. Говорить о свободе хорошо тогда, когда в обществе каждый гражданин осознаёт, где проходят её границы. Иначе диктатура достаточно быстро уступит бразды правления кровавым беспорядкам.
Вагнер сомневается в гражданской осознанности, он сомневается, что люди, опьянённые свободой, не перегрызут друг другу глотки. Лукавая дама с факелом в поднятой руке может воплощать всё то прекрасное, что наделяет жизнь смыслом, а может превратиться в настоящее чудовище. Смотря кому она отдастся.
Это не значит, что нужно мириться с диктатурой, категорически нет, но это значит, что освобождение должно предполагать серьёзную работу над общественной сознательностью.
Красочная графика (хотя фрагментарно стиль рисунка будет упрощаться) Колина МакНила отлично дополняет сценарий Джона Вагнера.