Найти в Дзене

Резные иконы Инессы и Рашида Азбухановых

Эту замечательную выставку удивительных произведений Инессы и Рашида Азбухановых я видела в Нижегородском государственном художественном музее летом 2025 года. Резьба по дереву тонкая пластика, изящный рисунок, точность деталей и силуэтов, богатство декоративных подробностей - всё это прекрасно вписывается в православную традицию создания икон и изображений святых. Совсем недавно православный календарь отмечал день Николая Чудотворца, Николы Зимнего. И вот он, Никола. Взгляните! "Святой Николай Мирликийский" (2025): Мирликийский - это о городке Миры в древней Ликии, где нёс свое епископское служение святой, столь любимый на Руси. "Святой Спиридон Тримифунский" ( 2025): "Для вашего творчества характерен высокий уровень исполнительского мастерства, ибо в него вы вкладываете душу и сердце, свидетельствуя о вашем бережном отношении к церковным традициям. Возрождая древний, ставший уже редким в наши дни, вид искусства резной иконы, вы, несомненно, вносите свой посильный вклад в мирову

Эту замечательную выставку удивительных произведений Инессы и Рашида Азбухановых я видела в Нижегородском государственном художественном музее летом 2025 года.

Резьба по дереву тонкая пластика, изящный рисунок, точность деталей и силуэтов, богатство декоративных подробностей - всё это прекрасно вписывается в православную традицию создания икон и изображений святых.

Совсем недавно православный календарь отмечал день Николая Чудотворца, Николы Зимнего. И вот он, Никола. Взгляните!

"Святой Николай Мирликийский" (2025):

Дерево, низкий рельеф, природные пигменты, сусальное золото, цветные металлы, 57х38. Все фотографии в статье мои
Дерево, низкий рельеф, природные пигменты, сусальное золото, цветные металлы, 57х38. Все фотографии в статье мои

Мирликийский - это о городке Миры в древней Ликии, где нёс свое епископское служение святой, столь любимый на Руси.

"Святой Спиридон Тримифунский" ( 2025):

Дерево, низкий рельеф, природные пигменты, сусальное золото, цветные металлы, 54х40
Дерево, низкий рельеф, природные пигменты, сусальное золото, цветные металлы, 54х40

"Для вашего творчества характерен высокий уровень исполнительского мастерства, ибо в него вы вкладываете душу и сердце, свидетельствуя о вашем бережном отношении к церковным традициям. Возрождая древний, ставший уже редким в наши дни, вид искусства резной иконы, вы, несомненно, вносите свой посильный вклад в мировую сокровищницу памятников религиозной культуры, что неизменно привлекает к вашим работам внимание различных музеев и частных коллекционеров...Надеюсь, что ваш профессионализм не посрамит земли Русской". (Патриарх Московский и всея Руси Алексий, Москва, 2003)

"Св. Трифон" (2004):

Дерево, низкий рельеф, природные пигменты, сусальное золото, цветные металлы, 55х40
Дерево, низкий рельеф, природные пигменты, сусальное золото, цветные металлы, 55х40

Святой традиционно изображается с соколом на руке. По преданию времен Ивана Грозного, один из царских сокольничих, Трифон Патрикеев, упустил любимого царского кречета. Царь приказал птицу отыскать - иначе не сносить сокольничему головы. Три дня объезжал окрестные леса Трифон-сокольничий...И вот принялся он горячо молиться своему небесному покровителю - да и уснул. Во сне к нему явился святой Трифон на белом коне с царской птицей на руке. Проснувшись, сокольничий увидел кречета, которого искал.

"Св. Иоанн Предтеча" (2004):

Дерево, низкий рельеф, природные пигменты, сусальное золото, 120х73
Дерево, низкий рельеф, природные пигменты, сусальное золото, 120х73

"Непревзойдённое мастерство резчиков, фантастическая интуиция скульпторов, глубинная духовность счастливо соединилась в работах художников Азбухановых. искусство резной иконы не только восстановлено, но и вознесено на новые, неведомые прежде высоты" . (Ада Сафарова, гл. редактор журнала "Декоративное искусство" )

"Св. Георгий Воин" (2002):

Дерево, низкий рельеф, сусальное золото. 80х57
Дерево, низкий рельеф, сусальное золото. 80х57

Во многих работах Азбухановых используется эффект "чистого" неокрашенного дерева. Как вам кажется, какие иконы выразительнее - "белые" или цветные?

"Богоматерь "Страстная":

Дерево, низкий рельеф. 105х82
Дерево, низкий рельеф. 105х82

"Резные иконы художников рождают удивительное впечатление благородной изысканности и чистоты. Инесса и Рашид стремятся создать икону не только как молельный образ, сформировавшийся в результате многовековой традиции, но и как оригинальное современное произведение искусства" (Родимцева И. Л. Крестовая палата Патриаршего дворца Московского Кремля)

"Богоматерь "Владимирская" (1995):

Дерево, низкий рельеф, сусальное серебро, 81х58
Дерево, низкий рельеф, сусальное серебро, 81х58

Неожиданно, правда? Живое дерево делает святой лик особенно живым..

А начало моего рассказа о творчество Инессы и Рашида Азбухановых здесь:

А я не ещё не рассказала об "оммажах"...Так что продолжение следует